УИД № 11RS0001-01-2021-006518-85 Дело № 2а-5933/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,
при секретаре Малоземовой О.А.,
с участием административного истца Саввина Д.Д., представителя УФСИН России по Республике Коми – Клубет А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 05 августа 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Саввина Дмитрий Дмитриевича к УФСИН России по Республике Коми о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Саввин Д.Д. обратился в суд с административным иском к УФСИН России по Республике Коми об оспаривании условий содержания в исправительном учреждении, касающиеся негативного влияния расположенного вблизи ... УФСИН России по Республике Коми полигона хранения ТБО и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1425000 руб.
В судебном заседании административный истец просил передать дело на рассмотрение в Печорский городской суд Республики Коми, указывая о том, что большинство доказательств находится в г. ..., собственником полигона ТБО является МО МР «...».
Представитель ответчика не возражал против передачи дела на рассмотрение в Печорский городской суд Республики Коми.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47 часть 1).
В силу требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из положений названной нормы, подсудность дел определяется законом, в котором должны быть закреплены критерии, в нормативной форме предопределяющие, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное дело, что позволило бы суду, сторонам и другим участникам процесса избежать неопределенности в этом вопросе.
Лица, содержащиеся под стражей, в случае нарушения условий содержания имеют право обратиться в порядке, установленном статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, в суд с административным исковым заявлением о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В силу части 3 указанной статьи требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Таким образом, исходя из приведенных выше положений процессуального закона, административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении содержит два требования - об оспаривании действий (бездействия) конкретных учреждений исполнения наказаний и о взыскании компенсации, которая на основании части 4 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации присуждается с главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 1 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
При этом, согласно части 2 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений (пункт 1).
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5).
ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций (подпункт 6 пункт 7). В силу части 5 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 данного Кодекса.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» при определении территориальной подсудности административных дел, связанных с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, судам следует учитывать, что в случае, когда административным ответчиком является федеральный орган исполнительной власти, его территориальный орган, административное исковое заявление может быть подано в суд того района, на территории которого осуществлены (не осуществлены) полномочия в виде оспариваемых действий (бездействия).
То есть соответствующее административное исковое заявление подлежит подаче и рассмотрению судом того района, на территории которого осуществлены либо не осуществлены полномочия указанного федерального органа исполнительной власти, в виде оспариваемых административным истцом действий (бездействия), повлекших нарушение его права на надлежащие условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Указанная правовая позиция находит свое подтверждение в Кассационном определении Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14.01.2021 № 88а-218/2021.
Как следует из содержания требований Саввина Д.Д., оспариваемые им действия (бездействие) совершены должностными лицами ... УФСИН России по Республике Коми, расположенном в п. ... г. ..., и напрямую связываются с эксплуатацией объекта размещения отходов в г. ... (кадастровый номер земельного участка ...). Указанное сооружение является собственностью МО МР «...».
Указанная территория не относится к юрисдикции Сыктывкарского городского суда Республики Коми.
Пунктом 2 части 2 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о передаче дела дело подлежит передаче для рассмотрения по подсудности в Печорский городской суд Республики Коми.
Руководствуясь статьями 198, 199 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
определил:
передать административное дело по административному исковому заявлению Саввина Дмитрий Дмитриевича к УФСИН России по Республике Коми о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, по подсудности на рассмотрение Печорского городского суда Республики Коми.
Частная жалоба на определение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Судья Л.А. Печинина