Судебный акт #1 (Постановления) по делу № П16-1512/2024 [16-6398/2023] от 23.01.2024

Дело № П16-1512/2024

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Краснодар                                                                      08 апреля 2024 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу защитника Авдеева Игоря Валентиновича – Грицая Ярослава Витальевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 12 г. Белореченска Краснодарского края от 24.04.2023 и решение судьи Белореченского районного суда Краснодарского края от 19.06.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,                           в отношении Авдеева Игоря Валентиновича,

      установил:

постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Белореченского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 7 месяцев.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО2ФИО1 ставит вопрос об отмене указанных судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что ФИО2           не был уведомлен надлежащим образом о составлении протокола                       об административном правонарушении. Кроме того, указывает, что дата составления протокола (ДД.ММ.ГГГГ) не соответствует фактической дате составления (ДД.ММ.ГГГГ), что подтвердил и сам инспектор ДПС в судебном заседании.

Отмечает, что при рассмотрении жалобы судьей районного суда доводы защитника не приняты во внимание и не рассмотрены должным образом.

Изучение материалов дела об административном правонарушении               и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

ДД.ММ.ГГГГ, в 20 часов 00 в <адрес>, около <адрес>, ФИО2 управлял транспортным средством автомобилем Лада 111730/г/н , находясь в состоянии опьянения, что установлено актом освидетельствования на состояние опьянения от ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушил п. 2.7 Правил дорожного движения, в этой связи составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ, и вышеназванным постановлением мирового судьи привлечен к административной ответственности.

С выводами мирового судьи согласился судья Белореченского районного суда, оснований для отмены постановления мирового судьи не усмотрел.

Однако с решением судьи районного суда согласиться нельзя ввиду следующего.

Исходя из содержания ч. 2 ст. 1.5, ст. 24.1, ст. 26.1, ст. 29.10 КоАП РФ, а также правовой позиции, выраженной в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установление события и состава административного правонарушения, виновности лица, а также выбор подлежащих применению норм и их толкование в системе действующего правового регулирования осуществляется судьей рассматривающим дело на основе полного, всестороннего и объективного выяснения всех обстоятельств.

В силу положений ст. 29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

Согласно ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрения дела об административном правонарушении в частности, оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, в случае необходимости запрашиваются дополнительные материалы по делу или назначается экспертиза, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение, в случае необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы, в случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия, что указывает на возможность на стадии рассмотрения дела по существу ставить вопрос на обсуждение и принимать решения относительно недостаточности представленной доказательной базы и необходимости восполнения названного недостатка путем истребования надлежащим образом полученных доказательств для более полного и объективного рассмотрения дела по существу, что не является основанием для возвращения протокола об административном правонарушении на стадии принятия материала к производству и рассмотрению.

В силу пункта 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ судьей проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Таким образом, судья рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, обязан проверить доводы жалобы в полном объеме, в целях чего вправе осуществлять не только исследование представленных доказательств, но и процессуальные действия, направленные на проверку их допустимости, относимости и достоверности и достаточности, проверку имеющих значение для дела обстоятельств не только по материалам, находящимся в деле, но и с учетом дополнительно представленных доказательств и с возможностью выйти за пределы доводов жалобы заявителя.

Судья в любом случае оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства, в том числе протокол по делу об административном правонарушении, не имеют для суда заранее установленной силы.

Между тем, обязанность всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела не позволяет судье игнорировать или произвольно отклонять доводы участников производства по делу, не приводя фактические и правовые мотивы отказа в их удовлетворении, и, следовательно, выносить соответствующее решение без рассмотрения в полном объеме и оценки приводимых доводов, без указания на конкретные основания, по которым те или иные доводы отвергаются либо принимаются во внимание, а также без ссылок на соответствующие нормы материального и процессуального права.

Анализ обстоятельств дела с учетом положений ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11, 30.6 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что судьей районного суда не исследованы должным образом доводы жалобы на постановление мирового судьи исходя из имеющимся в деле доказательств, неправильно применены процессуального права, принято преждевременное решение относительно законности постановления мирового судьи, поскольку вышеназванные положения закона проигнорированы судьей районного суда, более того, фактически судья не исследовал материалы дела, согласившись с выводами мирового судьи без их надлежащей судебной проверки и правового анализа доводов, названных в жалобе, не установил фактические обстоятельства дела, и не определил в предмет доказывания юридически важные и значимые обстоятельства, доказанность которых или отсутствие такового позволило бы судье сформировать верное, объективное правовое мнение и сделать законные и обоснованные выводы, в частности, по соблюдению процедуры составления протокола об административном правонарушении, путем исследования имеющихся и истребования дополнительных в виде письменных и иных доказательств, включая и показания свидетелей, а также в целях устранения отмеченных в жалобе противоречий, и восполнения допущенных при этом процессуальных дефектов, в случае, когда таковое не исключается в судебном заседании.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Заблаговременно до составления протокола, то есть лицу, привлекаемому к ответственности, должна быть обеспечена возможность явиться для его составления. В противном случае лицо будет считаться не извещенным надлежащим образом.

Ненадлежащим уведомлением будет считаться извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, с нарушением вышеуказанного порядка.

В силу разъяснений в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Исходя из смысла и содержания вышеназванного разъяснения, не извещение лица, привлекаемого к административной ответственности о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении является таким нарушением, которое исключает признание протокола допустимым доказательством, поскольку имеет неустранимые               в судебном заседании пороки, по своему характеру исключающие производство по делу.

Вышеприведенными нормами закона лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении, между тем, как следует из материалов дела, лицо, привлекаемое к административной ответственности было лишено такой возможности, что нарушает его права, предусмотренные КоАП РФ.

При рассмотрении дела защитником ФИО2ФИО1                  в жалобе, и в судебных заседаниях заявлялось о том, что должностным лицом ФИО2 не был уведомлен надлежащим образом о дате, времени    и месте составления протокола об административном правонарушении               от ДД.ММ.ГГГГ, однако этот довод не являлся предметом надлежащей проверки.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении о дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

При составлении протокола об административном правонарушении             и рассмотрении дела об административном правонарушении, должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в частности, заблаговременно известить это лицо о времени и месте совершения административных процедур.

Данные нормы права по своей правовой природе призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу решений.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах решение судьи Белореченского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, дело – направлению на новое рассмотрение в районный суд.

При новом рассмотрении жалобы судье районного суда следует принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для дела, дать оценку всем доводам жалобы, отразив в судебном акте мотивы их принятия или отказа,                         после чего вынести решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции,

                                    постановил:

решение судьи Белореченского районного суда Краснодарского края от 19.06.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации            об административных правонарушениях, в отношении Авдеева Игоря Валентиновича, отменить.

Дело об административном правонарушении направить в Белореченский районный суд Краснодарского края на новое рассмотрение.

Судья                                Х.З. Борс

П16-1512/2024 [16-6398/2023]

Категория:
Административные
Статус:
ОТМЕНЕНО РЕШЕНИЕ суда на пост. БЕЗ ОТМЕНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ С НАПРАВЛЕНИЕМ НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ
Ответчики
АВДЕЕВ ИГОРЬ ВАЛЕНТИНОВИЧ
Другие
Грицай Ярослав Витальевич
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (Краснодарский край)
Статьи

ст.12.8 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
4kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Постановления)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее