Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2017 года с. Б. Солдатское
Большесолдатский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Шевлякова В.И.,
при секретаре Мальцевой Л.Н.,
с участием помощника прокурора Большесолдатского района Курской областиТолстой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Большесолдатского района Курской области к МКОУ «Сторожевская ООШ», Администрации Большесолдатского района Курской области об оборудовании здания школы устройством молниезащиты,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Большесолдатского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к МКОУ «Сторожевская ООШ», Администрации Большесолдатского района Курской области о возложении обязанности МКОУ «Сторожевская ООШ» до 01.09.2018 оборудовать здание школы МКОУ «Сторожевская ООШ», расположенное по адресу: <адрес>, устройством молниезащиты, а Администрации Большесолдатского района Курской области к указанному сроку обеспечить финансирование данных работ.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Большесолдатского района Курской области проведена проверка исполнения пожарного законодательства в МКОУ «Сторожевская ООШ». В ходе проверки установлено, что здание школы не оснащено устройствами молниезащиты, что свидетельствует о не соблюдении требований законодательства о пожарной безопасности и решению вопросов обеспечения требуемого уровня противопожарной защищенности образовательного учреждения.
Отсутствие устройства молниезащиты создает предпосылки для возникновения пожара вследствие замыкания электропроводки при попадании молнии, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью обучающихся и работников учреждения. Кроме того, попадание молнии в здание школы может привести к выходу из строя электроустановок, электропроводок системы противопожарной защиты, имеющейся в здании образовательного учреждения, отказ работы которой способен вызвать задержку противопожарных мероприятий. Собственником здания школы является МО «Большесолдатский район», которая передана в оперативное управление МКОУ «Сторожевская ООШ». Полномочия учредителя и собственника Учреждения от имени МО - муниципального района «Большесолдатский район» Курской области исполняет Администрация Большесолдатского района.
МКОУ «Сторожевская ООШ» является юридическим лицом, имеет собственный лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, в финансовом органе муниципального образования и финансируется на основе муниципального задания в виде субсидий бюджета муниципального образования. Учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленной за Учреждением на праве оперативного управления собственности.
Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств муниципального бюджета по утвержденной Учредителем бюджетной смете при казначейской системе исполнения бюджета.
В судебном заседании помощник прокурора Большесолдатского района Курской области Толстая В.Н. заявленные требования поддержала по основаниям указанным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представителя ответчиков - МКОУ «Сторожевская ООШ», Администрации Большесолдатского района Курской области надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, согласно поступивших ходатайств, просили рассмотреть дело без участия их представителей.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Требования прокурора, в силу ст. 45 ГПК РФ предъявлены в соответствии с законом, поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирование в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, определены Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон).
В соответствии со ст. 1 указанного Закона, под понятием «пожарная безопасность» понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно со ст. 3 Закона, под системой обеспечения пожарной безопасности следует понимать совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 37 Закона установлены обязанности руководителей организаций в области пожарной безопасности, согласно которой руководители обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Из ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 66Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 №1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утверждены СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения".
Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны образовательные организации. При этом, в п. 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания.
Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утв. Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 №280.
Как следует из положений раздела 1 СО 153-34.21.122-2003, инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций (далее - Инструкция) распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
Инструкция предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.
В соответствии с п.п. 2.2 Инструкции, классификация объектов определяется по опасности ударов молнии для самого объекта и его окружения.
Непосредственное опасное воздействие молнии - это пожары, механические повреждения, травмы людей и животных, а также повреждения электрического и электронного оборудования. Последствиями удара молнии могут быть взрывы и выделение опасных продуктов - радиоактивных и ядовитых химических веществ, а также бактерий и вирусов.
Удары молнии могут быть особо опасны для информационных систем, систем управления, контроля и электроснабжения. Для электронных устройств, установленных в объектах разного назначения, требуется специальная защита.
Рассматриваемые объекты могут подразделяться на обычные и специальные.
Обычные объекты - жилые и административные строения, а также здания и сооружения высотой не более 60 м, предназначенные для торговли, промышленного производства, сельского хозяйства.
В таблице 2.1. указанной Инструкции даны примеры разделения объектов на четыре класса с указанием последствий удара молнии для каждого из них. В указанной таблице школы отнесены к обычным объектам, и в качестве последствий удара молнии в них указаны отказ электроснабжения, отказ системы пожарной сигнализации вызывающий задержку противопожарных мероприятий.
Согласно ч. 3 ст. 81 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", системы противопожарной защиты зданий и сооружений должны обеспечивать возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара.
В соответствии с ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, одним из способов исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания является устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования.
Таким образом, учитывая, что при ударе молнии возможен выход из строя систем противопожарной защиты, электроустановок, указанных в ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", наличие молниезащиты в зданиях школы является необходимым.
В соответствии с п.п. 2,15 ч. 3 ст. 28Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ)
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Как следует из положений ст. 123.21 ГК РФ, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
В соответствии со ст. 123.22 ГК РФ, государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с информацией ОНД и ПР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. №), прокуратурой района была проведена проверка исполнения пожарного законодательства в образовательных учреждениях района.
Согласно акта проверки соблюдения пожарной безопасности в МКОУ «Сторожевская ООШ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №-№), установлено что МКОУ «Сторожевская ООШ» располагается в отдельно стоящем двухэтажном кирпичном здании с четырехскатной шиферной кровлей, общей площадью <данные изъяты> кв.м.. Расположено по адресу: <адрес>. Здание закреплено за МКОУ «Сторожевская ООШ» на праве оперативного управления. Здание МКОУ «Сторожевская ООШ» оснащено электроустановками, обеспечивающими деятельность системы электроснабжения зданий, в том числе, имеющейся системы пожарной сигнализации. Устройствами молниезащиты указанное здание не оснащено.
Указанный факт также подтверждается информацией от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной директором МКОУ «Сторожевская ООШ» ФИО7 (л.д. №).
В соответствии с п.п. № Устава МКОУ «Сторожевская ООШ» (л.д. №-№), учредителем Учреждения и собственником ее имущества является муниципальный район «Большесолдатский район» Курской области. Функции и полномочия учредителя и собственника Учреждения от имени МО - муниципального района «Большесолдатский район» Курской области исполняет Администрация Большесолдатского района.
В соответствии с п.п. № Устава МКОУ «Сторожевская ООШ», Учреждения является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальном органе УФК, печать со своим наименованием, бланки, штамп. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с п.п. № Устава МКОУ «Сторожевская ООШ», финансовое обеспечение Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Большесолдатского района.
Таким образом, обязанность по оснащению здания МКОУ «Сторожевская ООШ» устройством молниезащиты возложена, как на органы местного самоуправления муниципального района «Большесолдатский район» Курской области, так и на МКОУ «Сторожевская СОШ».
Установленные в судебном заседании факты свидетельствуют о не надлежащей работе МКОУ «Сторожевская ООШ» и Администрации Большесолдатского района Курской области по оснащению зданий МКОУ «Сторожевская ООШ» устройством молниезащиты.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора Большесолдатского района Курской области, в интересах неопределенного круга лиц, к МКОУ «Сторожевская ООШ», Администрации Большесолдатского района Курской области по оборудованию здание школы устройством молниезащиты, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Большесолдатского района Курской области к МКОУ «Сторожевская ООШ», Администрации Большесолдатского района Курской области по оборудованию здания школы устройством молниезащиты - удовлетворить.
Обязать МКОУ «Сторожевская ООШ» в срок до 01.09.2018 оборудовать здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, устройством молниезащиты.
Обязать Администрацию Большесолдатского района Курской области в срок до 01.09.2018 обеспечить финансирование работ по оборудованию здания школы МКОУ «Сторожевская ООШ», расположенного по адресу: <адрес>, устройством молниезащиты.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суда через Большесолдатский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 04.07.2017.
Судья В.И. Шевляков