Решение по делу № 33-8041/2019 от 05.06.2019

Судья Исайкина В.Е. Дело № 33-8041/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 21 августа 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Асатиани Д.В.,

судей Сукачева Д.Ю., Нагиной О.Ю.,

при секретаре Бондарь А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гуменного В. В. к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании суммы страхового возмещения

по апелляционной жалобе ПАО СК «Росгосстрах» в лице представителя Аболонина А. А. на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 2 апреля 2019г., которым исковые требования Гуменного В. В. к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании суммы страхового возмещения – удовлетворены частично.

Взыскано с ПАО СК «Росгосстрах» в пользу Гуменного В. В. страховое возмещение в размере 118800 рублей, расходы по оплате услуг оценщика в размере 5665 рублей, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 8000 рублей, штраф в размере 59400 рублей.

В остальной части иска - отказано.

Взыскана с ПАО СК «Росгосстрах» стоимость судебных экспертиз в пользу ООО «Эквитас» в размере 45000 рублей, в пользу ООО «Комплекс-Авто» в размере 44000 рублей.

Взыскана с ПАО СК «Росгосстрах» в доход муниципального образования городской округ город-герой Волгоград госпошлина в сумме 3976 рублей.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сукачева Д.Ю., судебная коллегия

установила:

Гуменный В.В. обратился в суд с иском к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании суммы страхового возмещения. Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГг. произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого его транспортному средству марки «Mersedes Benz ML500», государственный регистрационный знак № <...>, причинены механические повреждения. ДД.ММ.ГГГГг. ПАО СК «Росгосстрах» признав вышеуказанное дорожно-транспортное происшествие страховым случаем произвел выплату в пользу истца, в размере 241500 рублей. Не согласившись с размером страхового возмещения, полагая его заниженным, Гуменный В.В. целью определения действительного размера ущерба, обращался в ИП Сонин С.А., и согласно выполненного отчета, размер ущерба составил 394000 рублей. ДД.ММ.ГГГГг. в адрес ПАО СК «Росгосстрах» со стороны истца направлена претензия о выплате страховой суммы, однако ПАО СК «Росгосстрах» выплаты по предсудебной претензии в адрес истца, не произвел, направил ответ об отказе в таковой.

Истец ссылаясь на указанное выше, с учетом уточнения иска, просил взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» в свою пользу страховое возмещение в размере 118800 рублей, расходы по оплате услуг оценщика в размере 5665 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 8000 рублей, штраф.

Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик ПАО СК «Росгосстрах» в лице представителя Аболонина А.А. оспаривает законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя ответчика ПАО СК «Росгосстрах» - Макаркину Т.Н., поддержавшую доводы жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как установлено пунктом 4 статьи 931 ГК РФ, в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.

Согласно абзацу 8 статьи 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

В силу части 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

В соответствии с пунктом 21 статьи 12 Закона об ОСАГО в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, произошло дорожно-транспортное происшествие, вследствие которого автомобилю марки «Mersedes Benz ML500» 2005 года выпуска, государственный регистрационный знак № <...>, принадлежащему истцу Гуменному В.В. на праве собственности, причинены механические повреждения.

Гуменный В.В. ДД.ММ.ГГГГ, обратился в ПАО СК «Росгосстрах», в связи с причинением вреда имуществу при наступлении страхового случая, с приложением необходимого пакета документов.

ДД.ММ.ГГГГ страховщиком организован осмотр транспортного средства.

ДД.ММ.ГГГГ, ПАО СК «Росгосстрах» признав вышеуказанное дорожно-транспортное происшествие страховым случаем произвел выплату в пользу истца, в размере 241 500 рублей.

Гуменный В.В. с целью определения действительного размера ущерба, обращался в ИП Сонин С.А., и согласно выполненного отчета, размер ущерба составил 394 000 рублей.

По ходатайству ответчика определением суда по делу назначено производство судебной экспертизы, порученное ООО «Комплекс-Авто». Согласно заключению судебной экспертизы стоимость ремонта повреждений автомобиля «Mersedes Benz ML500», государственный регистрационный знак № <...>, установленных в результате экспертного исследования, составила с учетом износа 360300 рублей.

Рассматривая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что при разрешении спора, следует руководствоваться заключением ООО «Комплекс-Авто», на основании чего взыскал с ответчика ПАО СК «Росгосстрах» недоплаченную сумму страхового возмещения в размере 118 800 рублей, штраф, компенсацию морального вреда, расходы по оплате услуг оценки, иные расходы.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они в нарушение части 4 статьи 198 ГПК РФ не мотивированы, основаны на недопустимых доказательствах.

В силу статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда. При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Заявляя в суде апелляционной инстанции ходатайство о назначении повторной экспертизы, представитель ответчика ПАО СК «Росгосстрах» - Потехин В.В., выразил несогласие с суммой материального ущерба.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, судебная коллегия пришла к выводу, что для всестороннего и полного разрешения настоящего дела, необходимо назначить по делу судебную автотехническую экспертизу.

В силу части 1 статьи 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

Поскольку ответчик возражал относительно стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, судебная коллегия в целях устранения разногласий в размере причиненного истцу ущерба по ходатайству представителя ответчика ПАО СК «Росгосстрах» - Потехина В.В. 19 июня 2019 года, назначила судебную автотехническую экспертизу, производство которой поручило ООО «Экспертная компания «Ника».

Как следует из заключения ООО «Экспертная компания «Ника» №Н-158 от 15 июля 2019 года, стоимость восстановительного ремонта автомобиля «Mersedes Benz ML500», государственный регистрационный знак № <...>, составляет с учетом износа 40800 рублей, без учета износа составляет 56 300 рублей.

Данное экспертное заключение судебная коллегия признает надлежащим доказательством по делу, соответствующим требованиям относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60, 67 ГПК РФ). Выводы эксперта основаны на материалах дела, подробно мотивированы, сделаны на основе совокупного анализа всех фактических обстоятельств ДТП, в том числе, административного материала, фотоматериала, в связи с чем, не вызывают сомнений в их достоверности. Само заключение является полным, обоснованным и мотивированным. В нем указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, даны обоснованные и объективные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны соответствующие выводы. Эксперт, проводивший исследование, имеет соответствующее образование и квалификацию, был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы эксперта последовательны, не противоречат материалам дела.

В соответствии со ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требования о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ).

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков; под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В контексте конституционно-правового предназначения статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 ГК Российской Федерации Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", как регулирующий иные - страховые - отношения, и основанная на нем Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства не могут рассматриваться в качестве нормативно установленного исключения из общего правила об определении размера убытков в рамках деликтных обязательств и, таким образом, не препятствуют учету полной стоимости новых деталей, узлов и агрегатов при определении размера убытков, подлежащих возмещению лицом, причинившим вред.

Руководствуясь положениями ст. 15, п. 1 ст. 1064, ст. 1072 и п. 1 ст. 1079 ГК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ответчика ПАО СК «Росгосстрах» в пользу истца Гуменного В.В. в счет возмещения ущерба стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учета износа в размере, определенном заключением эксперта ООО «Экспертная компания «Ника» в сумме 40800 рублей.

На основании изложенного, судебная коллегия считает необходимым снизить размер страхового возмещения, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца, с 118 800 рублей до 40800 рублей.

В соответствии с п. 3 ст. 16.1 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" при удовлетворении судом требований потерпевшего - физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.

Таким образом, из положений п. 3 ст. 16.1 Закона об ОСАГО следует, что ответственность страховщика за несвоевременную выплату страхового возмещения в виде уплаты штрафа наступает при наличии судебного спора о взыскании страхового возмещения и разрешении этого спора в пользу потерпевшего - владельца транспортного средства.

На основании изложенного, с учетом требований п. 3 ст. 16.1 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", суд взыскивает с ПАО СК «Росгосстрах» в пользу истца сумму штрафа (40800/2) в размере 20400 руб.

На основании изложенного, судебная коллегия считает необходимым снизить размер штрафа, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца, с 59400 рублей до 20400 рублей.

Руководствуясь ст. 15 ГК РФ, судом постановлено правильное решение о взыскании расходов за проведение досудебной оценки в размере 5665 рублей, которые обусловлены необходимостью восстановления права, нарушенного вследствие причиненного дорожно-транспортным происшествием вреда.

На основании ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, возмещение расходов на оплату услуг представителя производится в разумных пределах.

Учитывая объем и характер выполняемых представителем истца юридических услуг, исходя из принципа разумности и справедливости, суд определил ко взысканию в пользу истца 8000 рублей.

Все заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса о распределении понесенных истцом расходов на оплату услуг представителя судом были учтены. Оснований для иной оценки этих обстоятельств судебная коллегия не находит.

Исходя из положений п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, а также объема удовлетворенной части иска Гуменного В.В. о взыскании страхового возмещения, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости снижения размера государственной пошлины взысканной судом первой инстанции с ПАО СК «Росгосстрах» в доход бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград с 3976 рублей до 1424 рубля.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 2 апреля 2019 года изменить в части взыскания с ПАО СК «Росгосстрах» в пользу Гуменного В. В. суммы страхового возмещения в размере 118800 рублей, уменьшив сумму взыскания до 40800 рублей, сумму штрафа в размере 59400 рублей, уменьшив сумму взыскания до 20400 рублей, изменить в части взыскания с ПАО СК «Росгосстрах» государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, уменьшить размер взыскания с 3976 рублей до 1424 рубля.

В остальной части решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 2 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО СК «Росгосстрах» в лице представителя Аболонина А. А. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-8041/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Гуменный Вячеслав Валентинович
Ответчики
ПАО СК Росгосстрах
Другие
Демин Андрей Николаевич
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Лисовский Андрей Михайлович
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Производство по делу возобновлено
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020Передано в экспедицию
21.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее