Дело № 2-772\18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Добрянка 07 июля 2018 года
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
судьи Катаевой Т.В.
с участием представителя истца Целищевой М.А.
представителей ответчика Багимовой Е.А., Боковой Л.В.
при секретаре Минлиной Э.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шигабутдинова Хамита Гумаровича к ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам о возложении обязанности предоставить меру социальной поддержки,
У с т а н о в и л:
Шигабутдинов Х.Г. является ветераном труда на основании ФЗ РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", имеет удостоверение «Ветеран труда» (л.д.8), имеет право на получение льгот на основании ст.22 данного закона, проживает на территории <адрес>.
Шигабутдинов Х.Г. обратился в ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки на оздоровление – протезирование зубов в виде денежной компенсации (л.д.14-16).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам Шигабутдинову Х.Г. дан ответ, согласно которому ветеранам труда гарантируется оказание медицинской помощи по зубопротезированию в рамках программы добровольного медицинского страхования в порядке, определяемым нормативным правовым актом Правительства Пермского края; ветераны труда не утратили право на получение ЕДВ и самостоятельно могут воспользоваться ЕДВ при оплате услуг по протезированию; разъяснено о праве истца обратиться в Территориальное управление с заявлением о предоставлении ему материальной помощи в связи с возникновением трудной жизненной ситуации (л.д.17).
Шигабутдинов Х.Г. обратился в суд с иском о возложении на ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам о возложении обязанности предоставить меру социальной поддержки на оздоровление – протезирование зубов в виде денежной компенсации.
Требование со ссылкой на ст.7 ФЗ РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах», ст.4 Закона Пермского края «О ветеранах труда Пермского края» от 20.12.2015 года № 146 –ПК мотивированы тем, что истец является ветераном труда, имеет право на получение меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством РФ; ДД.ММ.ГГГГ ему оказана медицинская услуга по протезированию зубов общей стоимостью <данные изъяты> руб.; ответчиком отказано истцу в предоставлении такой меры социальной поддержки.
В судебное заседание истец не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствии, представитель истца на исковых требованиях настаивал по указанным в иске основаниям.
Представители ответчика со ссылкой на нормы ФЗ РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах», Закона Пермского края «О ветеранах труда Пермского края» от 20.12.2015 года № 146 –ПК с иском не согласились, пояснив, что истцу не было отказано в предоставлении мер социальной поддержки; поданное им заявление не соответствует форме, установленной регламентом, к заявлению не были приложены все необходимые документы, в связи с чем данное заявление не рассматривалось, на него был дан ответ в соответствии с законом об обращении граждан; ветеранам труда гарантируется оказание медицинской помощи по зубопротезированию в рамках программы добровольного медицинского страхования, в настоящее время страховые организации в рамках ДМС по зубопротезированию не участвуют; истец получает ЕДВ и самостоятельно может воспользоваться ЕДВ при оплате услуг по протезированию; истец имеет право обращение в Территориальное управление с заявлением о предоставлении ему материальной помощи в связи с возникновением трудной жизненной ситуации; законами Пермского края предоставление такового вида мер социальной поддержки не предусмотрено.
Суд, выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. Такие законы и подзаконные акты согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определен перечень мер социальной поддержки, которые могут предоставляться различным категориям ветеранов, в том числе пенсионное обеспечение; выплата пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ); предоставление жилых помещений; компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Согласно статье 22 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 5-ФЗ).
Как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ настоящим Законом был изменен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в том числе изменен и принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки ветеранов труда.
В силу части 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на федеральном уровне закреплено, что меры социальной поддержки, в том числе ветеранов труда, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
При этом, Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не содержит каких-либо конкретных норм о предоставлении либо об исключении тех или иных видов льгот, либо о видах и размерах денежных компенсаций.
Пермский край как субъект Российской Федерации вправе самостоятельно регулировать вопрос социальной поддержки ветеранов труда, в том числе определять круг лиц, подлежащих обеспечению мерами социальной поддержки, а также условия предоставления мер социальной поддержки.
В целях реализации названного полномочия Законодательным Собранием Пермской области принят Закон от 30 ноября 2004 года N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" и 21 января 2005 года Губернатором Пермской области издан Указ N 11, пунктом 1 которого утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям населения Пермского края.
Согласно ст.1 Закона, действие закона распространяется на категории граждан, постоянно проживающих на территории Пермской области и имеющих право на социальную поддержку в соответствии с федеральным законодательством, в том числе ветераны труда, а также лица, приравненные к ним в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" (далее - ветераны труда);
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей:
1) получение ежемесячной денежной выплаты;
2) оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам);
3) оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления);
4) право на приобретение социального проездного документа для проезда на городском пассажирском транспорте (кроме такси), на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), для приобретения билетов на проезд железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения со скидкой 50%. Порядок приобретения социального проездного документа и его стоимость устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В силу с.т.7.1 Закона ветеранам труда гарантируется оказание медицинской помощи по зубопротезированию в рамках программы добровольного медицинского страхования в порядке, определяемом нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Таким образом, социальная поддержка ветеранам труда в виде зубопротезирования (денежной компенсации) Законом Пермского края не предусмотрена.
Исходя из вышеуказанных норм закона, ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам на законном основании отказала истцу в предоставлении ему мер социальной поддержки на оздоровление – протезирование зубов в виде денежной компенсации.
При таких обстоятельствах, требование истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.195- 198 ГПК РФ,
Р е ш и л:
В удовлетворении иска Шигабутдинову Хамиту Гумаровичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья Т.В.Катаева
Решение не вступило в законную силу