Дело № 33-6676/2020 (№2-2037/2020)
Судья Евдокимова Т.А.
АПЕЛЛЯЦИОНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Варовой Л.Н.,
судей Братчиковой М.П., Кириенко Е.В.,
при секретаре Борисовой С.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 29 июля 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 13 мая 2020 года, которым постановлено:
«Возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность произвести для Чен Анжелы Анатольевны расчет размера платы за увеличение земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, площадью 508 кв.м., расположенного по адресу: ****, при перераспределении земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 90 кв.м., исходя из 15 % от кадастровой стоимости публичного земельного участка, пропорционально его части, передаваемой в частную собственность и внести соответствующие изменения в проект соглашения о перераспределении земельных участков № ** в части размера платы за увеличение площади земельного участка».
Заслушав доклад судьи Братчиковой М.П., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чен А.А. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми с требованиями о возложении обязанности установления размера платы за увеличение земельного участка.
В обоснование требований указано, что 11.01.2019 обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением об оказании муниципальной услуги – перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Распоряжением от 08.02.2019 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в Дзержинском районе г. Перми и 15.02.2019 года подано заявление о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет. В конце апреля 2019 года представлено соглашение № **, в соответствии с п. 2.1 которого цена за увеличение площади земельного участка составляет 165089 рублей, расчет размера платы произведен по ставке 75 % от кадастровой стоимости. Полагает, что регулирование правоотношений в части расчета размера платы за увеличение земельного участка при перераспределении должно осуществляться в соответствии с положениями регионального законодательства, действовавшего в момент возникновении таких правоотношений – 11.01.2019 года, то есть в размере 15 % от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в публичной собственности пропорционально площади части такого участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате перераспределения. С учетом изложенного заявлено о возложении на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанности произвести расчет размера платы за увеличение земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. ****, при перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, исходя из 15 % от кадастровой стоимости публичного земельного участка, пропорционально его части, передаваемой в частную собственность и внести соответствующие изменения в соглашение № **.
Истец в ходе судебного разбирательства участия не принимала, извещалась надлежащим образом. Представитель истца поддержала заявленные требования по основаниями, изложенным в иске. Ответчик представителя в судебное заседание не направил, представлен отзыв, согласно которому на момент обращения истца с заявлением от 11.01.2019 года границы образуемого земельного участка не установлены. С заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков с указанием кадастрового номера, с приложением необходимых документов Чен А.А. обратилась только 27.03.2019 года, которое послужило основанием для подготовки соглашения и расчета цены выкупа земельного участка. Таким образом, расчет размера платы произведен на дату обращения с заявлением о подготовке соглашения о перераспределении земельного участка.
Судом постановлено приведенное выше решение, при принятии которого суд пришел к выводу о том, что поскольку истец с заявлением о перераспределении земельного участка обратилась 11.01.2019 при определении размера цены за увеличение площади земельного участка следует руководствоваться нормами Закона № 837-ПК в редакции, действующей по состоянию на указанную дату, а именно 15 % кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Пермского края или государственная собственность на которые не разграничена. Суд исходил из того, что с 11.01.2019 между истцом и ответчиком возникли правоотношения по перераспределению земельного участка.
Не согласившись с решением суда, Департамент земельных отношений администрации г.Перми, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы указано, что цена земельного участка рассчитана в соответствии с законом Пермского края № 837-ПК и составляет 75 % от кадастровой стоимости. На день подачи заявления о перераспределении земельного участка данный участок не являлся сформированным и не мог выступать объектом прав. Полагает, что Чен А.А. свое намерение о заключении соглашения о перераспределении участка выразила после его образования, о чем сообщила 27.03.2019.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из установленных обстоятельств следует, что Чен А.А. является собственником земельного участка площадью 508 кв.м. с кадастровым номером **, расположенного по адресу: **** (л.д. 31-32).
14.02.2018 года в соответствии с Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 года № 1221 «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адрес», Положением об адресном реестре г. Перми, утвержденным постановлением Администрации г. Перми от 06.04.2009 года № 191 «Об адресном реестре г. Перми» земельному участку с кадастровым номером **, площадью 508 кв.м. и строящемуся на нем индивидуальному жилому дому в Дзержинском районе г. Перми присвоен адрес: **** (л.д. 27).
11.01.2019 года Чен А.А. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в частной собственности (л.д. 28)
Распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми № 128 от 08.02.2019 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Земельный участок площадью 598 кв.м., расположенный по адресу: г.Пермь, ул. ****, 13.03.2019 г. поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера ** (л.д.37).
25.03.2019 года Чен А.А. обратилась с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, на которое направлен проект соглашения о перераспределении земельных участков, согласно которому размер платы за увеличение площади земельного участка в результате его перераспределения установлен в сумме 165089 рублей (л.д. 3539,40-42).
Чен А.А. 07.05.2019 года в адрес ответчика направлено заявление, в котором предложено установить размер платы за увеличение площади земельного участка в размере 15 % кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 46-47).
30.05.2019 года в ответ на обращение направлено письмо, в котором указано, что плата за перераспределение земельного участка в размере 75 % от кадастровой стоимости части земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность, рассчитана в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 837-ПК в редакции, действующей на дату обращения Чен А.А. о подготовке соглашения о перераспределении земельного участка. Оснований для перерасчета размера платы за перераспределение земельного участка с кадастровым номером ** не имеется (л.д. 47 оборот-48).
Принимая во внимание установленные судом первой инстанции обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом об обоснованности заявленных требований.
Приходя к таком выводу, судебная коллегия исходит из того, что в соответствии с п.1 ст.39.29 Земельного кодекса РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В соответствии с п.2 ст.445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно ст. 446 Гражданского кодекса РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с п.2 ст.1 Закона Пермского края от 07.10.2011 N 837-ПК (ред. от 06.02.2019) "О порядках определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Пермского края или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, а также размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Закон № 837-ПК), расчет цены по конкретному земельному участку осуществляется исполнительным органом государственной власти Пермского края или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с законодательством на распоряжение соответствующим земельным участком, на день подачи заявления о приобретении права собственности на земельный участок.
Согласно п.2 ст.2 Закона № 837-ПК (в ред. Закона Пермского края от 06.02.2019 № 323-ПК) если иное не предусмотрено федеральными законами, размер платы определяется как 75 процентов кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Пермского края или государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона № 837-ПК (в ред. от 15.06.2018) если иное не предусмотрено федеральными законами, размер платы определяется как 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Пермского края или государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.
Поскольку Чен А.А. с заявлением о перераспределении земельного участка обратилась 11.01.2019, когда действовала редакции Закона Пермского края от 07.10.2011 года N 837, где размер платы определяется как 15 процентов кадастровой стоимости, суд первой инстанции в порядке урегулирования разногласий между сторонами соглашения, сделал обоснованный вывод, что плата за увеличение площади участка в результате его перераспределения должна быть установлена исходя из 15 % от кадастровой стоимости публичного земельного участка, пропорционально его части, передаваемой в частную собственность Чен А.А..
Доводы апелляционной жалобы о том, что с заявлением о заключении соглашения истец обратилась 27.03.2019, и, соответственно, цена земельного участка должна быть рассчитана в соответствии с Законом № 387-ПК в ред. от 06.02.2019, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, являлись предметом подробного исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 13 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: