Дело № 2-1799/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2024 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,
при секретаре – ФИО3,
с участием представителя истца – ФИО4,
представителя ответчика – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о понуждении включить периоды работы в страховой стаж, произвести перерасчет страховой пенсии по старости,
установил:
14.02.2024 года ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о понуждении включить периоды работы в страховой стаж, произвести перерасчет страховой пенсии по старости. Мотивирует исковые требования тем, что является получателем страховой пенсии по старости с 01.01.2015 года. В 2023 году истец дважды обратилась в адрес пенсионного органа с заявлением о разъяснении порядка начисления страховой пенсии по старости. Как следует из полученных ответов, из подсчета страхового стажа ФИО1 исключены следующие периоды работы: с 12.09.1985 по 18.10.1985 года в Военторге № 663, так как запись об увольнении (приказ) в трудовой книжке дописана другой ручкой; с 05.05.1986 по 07.12.1987 года в 321 объединении, так как печать об увольнении в трудовой книжке не читаема, а также имеются существенные расхождения в дате принятия на работу и в дате приказа; с 16.11.1987 по 19.12.1987 года в чайной № 22, так как отсутствует подпись должностного лица и печать на записи об увольнении. В ответе от 17.11.2023 года исх. № ЛП-91-04/33294л пенсионный орган указал о том, что направил запрос об истребовании документов, подтверждающих не учтенные периоды работы на территории Грузинской ССР. До настоящего времени ответ на запрос не поступил. Истец полагает, что, не принимая во внимание вышеуказанные периоды работы, ответчик неверно произвел расчет страховой пенсии по старости, что является нарушением ее законного права на надлежащее пенсионное обеспечение. Основным документом, подтверждающим трудовой стаж работника, является трудовая книжка. Ненадлежащее исполнение работодателем требований законодательства по заполнению трудовых книжек, ведению делопроизводства не может повлечь для нее неблагоприятные последствия в виде отказа во включении спорных периодов работы в страховой стаж. Запись о периоде трудовой деятельности истца с 05.05.1986 по 07.12.1987 года дублируется в трудовой книжке на страницах №№ 8-9 на грузинском языке, записи о периодах работы на страницах №№ 6-7, 8-9, 12-13 заверены печатями и подписями, в связи с чем сомнений в их достоверности не имеется. Учитывая изложенное, просит обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в страховой стаж периоды работы с 12.09.1985 по 18.10.1985 года, с 05.05.1986 по 07.12.1987 года, с 16.11.1987 по 19.12.1987 года, и произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом указанных периодов работы с момента назначения пенсии, с 01.01.2015 года.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования, просил удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. В отношении периода работы с 05.05.1986 по 19.12.1987 года пояснил, что работодателем на страницах трудовой книжки под №№ 10-11 ошибочно указан 1985 год, в то время как на страницах №№ 8-9 на грузинском языке записан 1986 год, что соответствует действительности.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал возражения на исковые требования, считает, что действия ответчика при выполнении функций по назначению и выплате пенсии совершены на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным законодательством обоснованно, с соблюдением принципа равенства перед законом, в связи с чем просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав участников по делу, исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о следующем.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей право на обращение в суд, установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
18 марта 2014 года подписан и 21 марта 2014 года ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее – Договор).
С даты подписания Договора, то есть с 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (статья 1 Договора), и на основании части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
С 1 января 2015 года назначение и перерасчет пенсий на территории Республики Крым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации», Федеральным законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с настоящим законом.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 23 Федерального закона № 400-ФЗ, заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Согласно ч. 8 ст. 23 Федерального закона № 400-ФЗ, в случае отказа в удовлетворении заявления о перерасчете размера страховой пенсии орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
Судом установлено, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является пенсионером по старости и получает пенсию на основании статьи 8 Федерального закона от 29.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.01.2015 года (л.д.41).
В 2023 году истец обратилась в адрес Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым с заявлением о разъяснении порядка начисления пенсии.
Согласно ответу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от 24.05.2023 года исх. № ИР-91-04/16024л, при начислении ФИО1 пенсии исключены периоды работы: с 12.09.1985 по 18.10.1985 года в Военторге № 663, так как запись об увольнении (приказ) в трудовой книжке дописана другой ручкой; с 05.05.1986 по 07.12.1987 года в 321 объединении, так как печать об увольнении в трудовой книжке не читаема, а также имеются существенные расхождения в дате принятия на работу и в дате приказа; с 16.11.1987 по 19.12.1987 года в чайной № 22, так как отсутствует подпись должностного лица и печать на записи об увольнении (л.д.16-17).
Как следует из ответа Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от 17.11.2023 года исх. № ЛП-91-04/33294л, в связи с вступлением в силу Указа Президента российской Федерации от 15.05.2023 года № 349 «О центральных органах Российской Федерации, территориальных и иных органах, уполномоченных на осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами государств-участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 07.10.2002 года, ОСФР по Республике Крым направлен запрос в Агентство Социального обеспечения Грузии о подтверждении неучтенных периодов работы (от 09.11.2023 года исх. № 91-18/253483). При поступлении в адрес ОСФР по Республике Крым необходимых документов из Грузии перерасчет страховой пенсии по старости будет произведен с соблюдением норм ч. 7 ст. 22 с 01.01.2022 года, о чем истец будет уведомлена в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о перерасчете размера пенсии (л.д.19-21).
Анализируя правомерность действий ответчика при назначении истцу пенсии, суд учитывает следующее.
Согласно с п. 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 года №190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.
Согласно пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года №1015, основным документом, подтверждающим периоды работы является трудовая книжка.
В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015 при отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу ст. 66 Трудового кодекса РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполнимой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнениях работника, а так же основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Следовательно, основным документом, подтверждающим трудовой стаж работника, является трудовая книжка.
Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то страховая пенсия назначается и без истребования дополнительных документов.
Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (пункт 60 Правил).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с трудовой книжкой серии АТ-I № от 15.05.1978 года, истец ФИО1 12.09.1985 года (пр. 527 от 12.09.1985 года) временно принята на должность продавца в Военторг 663, 18.10.1985 года (пр. № от 17.10.1985 года) уволена как временно принятая, 05.05.1985 года (пр. № от 30.04.1986 г.) принята буфетчиком в 321 объединение, 11.06.1987 года (пр. 185 от 11.06.1987) переведена в объединение № буфетчиком, 07.12.1987 года (пр. 265 от 07.12.1987 года) освобождена от работы согласно личному заявлению, 16.11.1987 года (прик. № от 13.11.1987 года) принята на должность буфетчицы чайной №, 19.12.1987 года (пр. № зачеркнуто и исправлено на № от 18.12.1987 года) уволена с работы как временно принятая (л.д.8-12).
В указанной трудовой книжке период работы истца в должности буфетчика в 321 объединении продублирован записями на грузинском языке, где датой принятия на работу указано 05.05.1986 года, приказ о принятии на работу № от 30.04.1986 года.
Согласно архивной справке ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 19.02.2024 года исх. №, в приказе начальника Военторга № 663 (г. Тбилиси) по личному составу от 06 мая 1992 года №/л: «§1. В связи с изменением штатного расписания и сокращения численности личного состава предприятий, нижепоименованных работников общественного питания с 1 мая 1992 года перевести на 0,5 оклада заработной платы: …ФИО1 – буфетчицу чайной № 22 столов. 10». Основание: ЦА МО, фонд 104002, опись 1, дело 1, лист 104. В приказах начальника Военторга № 663 по личному составу с января по 05 мая 1992 года, с 07 мая по декабрь 1992 года ФИО1 не значится. Документы Военторга № 663 по личному составу за 1980-1991 гг. на хранение в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (г. Подольск) не поступали и сведениями об их местоположении архив не располагает (л.д.91).
Согласно п. 2.3 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 г. № 162, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
Записи производятся аккуратно, перьевой или шариковой ручкой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета.
Как следует из п. 2.26 Инструкции, запись об увольнении в трудовой книжке работника производится с соблюдением следующих правил: в графе 1 ставится порядковый номер записи; в графе 2 - дата увольнения; в графе 3 - причина увольнения; в графе 4 указывается, на основании чего внесена запись, - приказ (распоряжение), его дата и номер.
Согласно п. 4.1 Инструкции, при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Записи в трудовой книжке истца о приеме на работу и об увольнении имеют порядковые номера, дату приема, дату увольнения, указаны также реквизиты приказов работодателя, на основании которых записи были внесены в трудовую книжку.
При этом пенсионные права граждан не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения или невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных на него законом, поскольку ответственность за заполнение трудовых книжек возлагается на работодателя.
Несмотря на то, что в записи об увольнении от 18.10.1985 года дата и номер приказа дописаны другой ручкой, сама запись заверена подписью должностного лица и заверена печатью.
Нечитаемость оттиска печати в записи об увольнении 07.12.1987 года также не может рассматриваться как дефект заполнения трудовой книжки, поскольку истец не должен нести негативные последствия за блеклость (не читаемость) оттиска печати, проставленной в ее трудовой книжке более тридцати лет назад.
Отсутствие подписи должностного лица и печати в записи об увольнении истца 19.12.1987 года с должности буфетчицы чайной № 22 комбината общественного питания Военторга № 663 также не должно вменяться в вину истца, поскольку ответственность за правильное заполнение трудовых книжек возлагается на работодателя. При этом суд учитывает, что последующая запись о приеме истца на работу 26.12.1987 года на должность буфетчицы столовой № 15 имела место в этой же организации, и этот период работы учтен пенсионным органом в страховой стаж истца. Записи, внесенную в трудовую книжку, сделаны последовательно, с указанием дат приема и увольнения, предшествующие и последующие записи логически дополняют друг друга.
Учитывая изложенное, суд принимает сведения в трудовой книжке истца как достоверные.
Вышеуказанные периоды работы истца имели место на территории Грузинской ССР.
Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства Стороны, на территории которого они имеют место постоянного жительства и регулируются в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, заключенным в г. Москве 16.05.1997 года.
В соответствии со ст. 2 Соглашения, пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства Стороны, на территории которого они имеют место постоянного жительства.
Согласно ст. 4 Соглашения, одна Сторона предоставляет на территории своего государства гражданам, переехавшим (приехавшим) из государства другой Стороны на постоянное место жительства, такие же права в области пенсионного обеспечения, как и своим гражданам.
Для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации и Грузии (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 г. (ч. 2 ст. 6 Соглашения).
В силу ст. 8 Соглашения, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в установленном порядке на территории государств Сторон (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 г., принимаются без легализации.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР», утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10 февраля 1995 г. и Соглашения от 16 мая 1997 г., учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республик Молдова или Грузия (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года.
Исходя из вышеприведенного, трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР по 31.12.1991 года, подлежит включению в страховой стаж на основании документов, выданных в установленном порядке на территории Грузинской ССР, без легализации.
Таким образом, требования истца о включении в страховой стаж спорных периодов работы являются правомерными.
При этом период работы с 16.11.1987 по 19.12.1987 года частично пересекается с периодом работы с 05.05.1986 по 07.12.1987 года, в связи с чем подлежит включению со следующего дня, когда заканчивается предыдущий период, то есть с 08.12.1987 по 19.12.1987 года.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, основное содержание которого заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей.
Соответственно, поскольку пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильность их правового положения, сохранение за ними признанных государством в установленной законом процедуре пенсионных прав должны гарантироваться на законодательном уровне в рамках реализации предписаний Конституции Российской Федерации о целях политики российского государства, направленной, в том числе на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, заботу о социальной защищенности своих граждан (статья 7), охрану достоинства личности (статья 21 часть 1).
В связи с несоблюдением пенсионным органом положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок установления страховой пенсии по старости, было нарушено право истца на надлежащее пенсионное обеспечение по возрасту, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации.
Положения части 2 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривают, что страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
С учетом установленных обстоятельств суд полагает о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по осуществлению перерасчета страховой пенсии по старости ФИО1 с учетом включения в страховой стаж спорных периодов работы, со дня возникновения такого права, а именно с момента назначения пенсии в Российской Федерации, то есть с 01.01.2015 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы с 12.09.1985 по 18.10.1985 года, с 05.05.1986 по 07.12.1987 года, с 08.12.1987 по 19.12.1987 года.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести перерасчет страховой пенсии по старости ФИО1 с учетом периодов работы с 12.09.1985 по 18.10.1985 года, с 05.05.1986 по 07.12.1987 года, с 08.12.1987 по 19.12.1987 года, с момента назначения пенсии, а именно с 01.01.2015 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Федоренко Э.Р.
Решение суда в окончательной форме принято 06.06.2024 года.