УИД 09RS0001-01-2022-004280-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Черкесск КЧР 19 декабря 2022 года
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Турклиевой Ф.М., при секретаре судебного заседания Каблаховой А.М.,
с участием представителя истца Джаубаева Д.Р.,
представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР Салпагаровой А.М.,
представителя ответчика РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» Лайпанова К.П.,
представителя ответчика КЧРКП «Дирекция капитального строительства» Кечеруковой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Урупского района Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределенного круга к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Республиканскому государственному казенному учреждению «Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Карачаевочеркесавтодор», Карачаево-Черкесскому республиканскому казенному предприятию «Дирекция капитального строительства» о возложении обязанности выделить необходимые денежные средства и выполнить работы по ремонту автомобильной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Урупского района КЧР обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с искомк Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР, РГКУ «Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Карачаевочеркесавтодор», КЧРКП «Дирекция капитального строительства» о возложении обязанности выделить необходимые денежные средства и выполнить работы по ремонту автомобильной дороги. В обоснование иска указал, что прокуратурой Урупского района по коллективному обращению жителей Загеданского сельского поселения Урупского муниципального района КЧР проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Постановлением Правительства КЧР от 16.12.2013 года № 441 автомобильная дорога «Псемен-Пхия» общей протяженностью 56,3 км, расположенная в Урупском районе КЧР является дорогой межмуниципального значения. Автомобильные дороги республиканского и межмуниципального значения закреплены за Учреждением на основании договора от 16.04.2002 с Минимуществом КЧР на праве оперативного управления. Вместе с тем, распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений КЧР от 31.03.2022 № 85 «О принятии в казну КЧР недвижимого имущества от РГКУ «Карачаево- Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» и передаче его на баланс и в оперативное управление КЧРКП «Дирекция капитального строительства» автомобильная дорога межмуниципального значения, протяженностью 14 043 м., расположенная по адресу: КЧР, Урупский район, автомобильная дорога межмуниципального значения Псемен-Пхия км. 42+967- км. 57+010 передана на баланс и в оперативное управление КЧРКП «Дирекция капитального строительства». По результатам осмотра автомобильной дороги «Псемен-Пхия», пролегающей по территории Урупского муниципального района КЧР выявлены следующие нарушения законодательства: 1. нарушения требований п. 6.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», выраженное в отсутствии дорожных знаков; 2. нарушение требований п. 5.7.15 ГОСТ Р 52289-2019 «Километровый знак»; 3. нарушения в обустройстве пешеходных переходов; 4. нарушение требований п. 5.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Покрытие проезжей части»; 5. нарушение требований и. 6.5 ГОСТ Р 50597-2017 «Дорожные ограждения и бортовой камень». Министерством внутренних дел по КЧР в адрес начальника РГКУ «Карачаево-Черкесской Республиканское Управление автомобильных дорог общего пользования «Карачаевочеркесавтодор» 15.08.2022 года направлены рекомендации по соблюдению обязательных требований, проведению иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в связи с тем, что в на автомобильной дороге регионального значения «Псемен-Пхия» в период с 2017 года по 15.08.2022 произошло 9 дорожно-транспортных происшествий в результате которых погибло 1 и ранено 8 человек. Анализ совершения данных ДТП показал, что основными видами ДТП, приведшие к трагическим последствиям, являются «съезд с дороги» и «опрокидывание». Согласно письму главного инженера РГКУ управление «Карачаевочеркесавтодор» от 24.08.2022 № 1150 для выполнения направленных МВД по КЧР рекомендаций необходима работа по реконструкции, провести которую за счет денежных средств, выделенных на содержание, невозможно. Непринятие необходимых мер по организации безопасности дорожного движения, является нарушением гарантированных прав граждан на охрану жизни, здоровья и имущества граждан. Выявленные нарушения, выраженные в отсутствии дорожных знаков и дорожных ограждений, в том числе, привели к дорожно-транспортному происшествию на автодороге Псемен-Пхия, по факту которого ОП МО МВД России «Зеленчукский» 19.08.2022 возбуждено уголовное дело № 12201910012000133 по признакам преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 264 УК РФ. Со ссылками на нормы действующего законодательства просит суд:
1. Обязать республиканское государственное казенное учреждение «Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» в срок до 31.12.2023 года, выполнить работы по ремонту автомобильной дороги межмуниципального значения «Псемен-Пхия» участок км 0+000 - км 42+967, установить на ней необходимые дорожные знаки и дорожные ограждения, а именно:
1.1. 0км+186м установить справа знак 1.23 «Дети»;
1.2. 0км+209м установить справа знак 3.20 «Обгон запрещен»;
1.3. 0км+299м установить справа знак 5.20 «Искусственная неровность»;
1.4. 0км+305м установить слева знак 5.20 «Искусственная неровность»;
1.5. 0км+363м установить справа знак 2.1 «Главная дорога»;
1.6. 0км+363м установить справа знак 8.13 «Направление главной дороги» установлен не по проекту организации дорожного движения;
1.7. 0км+390м установить справа знак 2.4 «Уступи дорогу»;
1.8. 0км+398м установить справа, слева знаки 3.20 «Обгон запрещен»;
1.9. 0км+398м установить справа знак 2.1 «Главная дорога»;
1.10. 0км+470м установить справа знак 1.12.2 «Опасные повороты»;
1.11. 0км+590м установить справа знак 3.20 «Обгон запрещен»;
1.12. 0км+648м установить справа, слева знаки 3.20 «Обгон запрещен»;
1.13. 0км+695м установить слева знак 3.20 «Обгон запрещен»;
1.14. 0км+770м установить справа знак 1.12.2 «Опасные повороты»;
1.15. 0км+779м установить слева знак 1.12.2 «Опасные повороты»;
1.16. 0км+820м установить справа знак 2.1 «Главная дорога»;
1.17. 1 км+265м установить справа знак 1.12.2 «Опасные повороты»;
1.18. 1 км+320м установить справа знак 1.11.1 «Опасный поворот»;
1.19. 1 км+320м установить справа знак 2.1 «Главная дорога»;
1.20. 1 км+320м установить справа знак 3.20 «Обгон запрещен»;
1.21. 3км+591м установить справа знак 2.1 «Главная дорога»;
1.22. 3км+532м установить слева знак 2.1 «Главная дорога»;
1.23. 3км+616м установить слева знак 2.1 «Главная дорога»;
1.24. 3км+749м установить справа знак 2.1 «Главная дорога»;
1.25. 3км+776м установить слева знак 2.1 «Главная дорога»;
1.26. 3км+806м установить справа знак 2.1 «Главная дорога»;
1.27. 3км+899м установить справа, слева знаки 3.20 «Обгон запрещен»;
1.28. 4км+009м установить справа знак 2.1 «Главная дорога»;
1.29. 4км+009м установить справа, слева знаки 3.20 «Обгон запрещен»;
1.30. 4км+165м установить справа знак 2.1 «Главная дорога»;
1.31. 4км+190м установить слева знак 2.1 «Главная дорога»;
1.32. 4км+190м установить справа, слева знаки 3.20 «Обгон запрещен»;
1.33. 4км+271м установить справа знак 2.1 «Главная дорога»;
1.34. 4км+271м установить справа, слева знаки 3.20 «Обгон запрещен»;
1.35. 4км+271м установить справа знак 1.11.1 «Опасный поворот»;
1.36. 0+000 - км 42+967 установить километровые знаки 6.13;
1.37. 0км+299м установить освещение
1.38. 0км+299м установить светофор типа Т-7;
1.39. 0км+299м установить удерживающее пешеходное ограждение;
1.40. устранить дефекты проезжей части на км 20+000 до км 42+967;
1.41. с 4м по 5км+200м установить удерживающие ограждения;
1.42. с 5км+400м по 6км+300м установить удерживающие ограждения;
1.43. на мостовом сооружении 7км+500м установить удерживающие ограждения длиной по 15 метров с обоих сторон;
1.44. с 8км+200м по 8км+900м установить удерживающие ограждения;
1.45. с 9км+300м по 9км+500м установить удерживающие ограждения;
1.46. с 10км+100м по 12км+100м установить удерживающие ограждения;
1.47. на мостовом сооружении 12км+800м установить удерживающие ограждения длиной по 15 метров с обоих сторон;
1.48. км 22+300 до км 42+967 установить удерживающие ограждения.
2. Обязать Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» в срок до 31.12.2023 года, выполнить работы по ремонту автомобильной дороги межмуниципального значения «Псемен- Пхия» участок км 42+967 - км 56+000, установить на ней необходимые дорожные знаки и дорожные ограждения, а именно:
2.1. км 42+967 - км 56+000 установить километровые знаки 6.13;
2.2. км 42+967 - км 56+000 установить удерживающие ограждения.
3. Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в срок до 01.01.2023 года, выделить необходимые денежные средства из казны Карачаево-Черкесской республики для приведения межмуниципальной автомобильной дороги «Псмен-Пхия», расположенной на территории Урупского муниципального района Карачаево- Черкесской Республики, в соответствие с действующим законодательством с учетом требований указанных в настоящем исковом заявлении.
В ходе рассмотрения дела истцом исковые требования неоднократно уточнялись и уменьшались, в окончательной редакции истец просит суд:
1. Обязать Республиканское государственное казенное учреждение «Карачаево- Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, выполнить работы по устранению дефектов проезжей части автомобильной дороги межмуниципального значения «Псемен-Пхия» на км 20+000 до км 42+967, путем проведения капитального ремонта и приведения ее в соответствие с требованиями законодательства, распространяющихся на 5 категорию автомобильной дороги, и установить на ней необходимые дорожные знаки, дорожные ограждения и освещение, а именно:
1.1. км 6+000 - км 42+000 установить километровые знаки 6.13;
1.2. 0км+299м установить освещение
1.3. 0км+299м установить светофор типа Т-7;
1.4. 0км+299м установить удерживающее пешеходное ограждение;
1.5. с 4м по 5км+200м установить удерживающие ограждения;
1.6. с 5км+400м по 6км+300м установить удерживающие ограждения;
1.7. на мостовом сооружении 7км+500м установить удерживающие ограждения длиной по 15 метров с обоих сторон;
1.8. с 8км+200м по 8км+900м установить удерживающие ограждения;
1.9. с 9км+300м по 9км+500м установить удерживающие ограждения;
1.10. с 10км+100м по 12км+100м установить удерживающие ограждения;
1.11. на мостовом сооружении 12км+800м установить удерживающие ограждения длиной по 15 метров с обоих сторон;
1.12. км 22+300 до км 42+967 установить удерживающие ограждения.
2. Обязать Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, выполнить работы по установлению на автомобильной дороге межмуниципального значения «Псемен-Пхия» необходимых дорожных знаков и дорожных ограждений, а именно:
2.1. км 43+000 - км 56+000 установить километровые знаки 6.13;
2.2. км 43+000 - км 56+000 установить удерживающие ограждения.
3. Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить необходимые денежные средства из казны Карачаево-Черкесской Республики для приведения межмуниципальной автомобильной дороги «Псмен-Пхия» расположенной на территории Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской республики, в соответствие с действующим законодательством с учетом требований, указанных в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчиков исковые требования не признали, возражали против их удовлетворения.
Согласно письменным возражениям РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» учреждение осуществляет свою деятельность в пределах размера денежных средств, выделяемых из республиканского бюджета. Указанные денежные средства распределяются между ремонтными объектами по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР, самостоятельно учреждение неправомочно распределять бюджетные денежные средства на ремонт той или иной дороги.
Согласно письменным возражениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР установленные в исковом заявлении сроки выполнения работ являются неисполнимыми. Указание конкретных сроков приведет к фактическому пересмотру бюджета и нанесению вреда неограниченному кругу лиц.
Третьи лица МВД по КЧР и администрация Урупского муниципального района КЧР в судебное заседание своих представителей не направили, о нем надлежаще извещены, о чем свидетельствуют почтовые уведомления, о причинах неявки суду не сообщили, заявлением от 05.12.2022 года представитель МВД по КЧР просила о рассмотрении дела без ее участия. При таком положении, суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителей третьих лиц.
В судебном заседании от 05.12.2022 года представитель третьего лица администрации Урупского муниципального района КЧР Байрамкулов М.Л. просил исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Выслушав в судебном заседании участников процесса, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, а статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в числе способов защиты гражданских прав предусматривает: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; прекращение или изменение правоотношения.
Так, судом установлено и материалами дела подтверждается, что автомобильная дорога «Псемен-Пхия» общей протяженностью 56,3 км., расположенная в Зеленчукском районе КЧР, в соответствии с постановлением Правительства КЧР от 16.12.2013 года №441 является дорогой общего пользования регионального значения, находящейся в государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики.
Указанная дорога согласно истребованному судом Техническому паспорту от 01.01.1987 года построена в 1960 году в гравийном исполнении, в 1985 году дорога на участке от 2+100 до 4+200 была реконструирована и сделано асфальтовое покрытие.
Категория дороги -5.
Экономическое и административное назначение дороги - обеспечение бесперебойной связи с <адрес>.
Автодорога на всем протяжении в нескольких местах пересекает реку Большая Лаба. Связана с республиканской дорогой Майкоп-Карачаевск.
На 2007 год перспектива интенсивности движения транспорта определена в 650 авт/сут. Более поздних сведений об интенсивности движения транспорта в техническом паспорте нет.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно положений ст. ст. 17, 18 Федерального закона РФ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В работы и мероприятия по содержанию автомобильных дорог входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, установка недостающих дорожных знаков (подпункт 1 пункта 9, подпункт 1 пункта 10 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402).
На основании ч. 1 ст. 33 данного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
При этом, в силу ч. 2 указанной нормы формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правила расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели согласно ч. 3 статьи 33, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (ч.2 ст. 12 указанного Закона).
Указанные мероприятия в соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Применительно к настоящему спору Постановлением Правительства КЧР от 24.06.2021 года №127 определены нормативы финансовых затрат и правила расчета размера ассигнований бюджета КЧР на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Данным постановлением определены нормативные межремонтные сроки для каждой категории дороги, применительно к 5 категории они составляют в отношении капитального ремонта -10 лет, ремонта -5 лет.
Автомобильные дороги республиканского и межмуниципального значения закреплены за РГКУ «Карачаевочеркесавтодор»на основании договора от 16.04.2002 с Минимуществом КЧР на праве оперативного управления.
Деятельность РГКУ «Карачаевочеркесавтодор»регламентируется Уставом, Федеральным законом от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федеральным законом от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими вопросы осуществления дорожной деятельности органами государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с уставом РГКУ «Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» его основными видами деятельности является содержание автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения, проведение их капитального и текущего ремонта.
Настоящая автодорога «Псемен-Пхия» также не является исключением и с 2002 года закреплена за РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» на праве оперативного управления, лишь с 31.03.2022 года в отношении части дороги с 42+967 по 57+010 прекращено оперативное управление.
Так, распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений КЧР от 31.03.2022 № 85 «О принятии в казну КЧР недвижимого имущества от республиканского государственного казенного учреждения «Карачаево- Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» и передаче его на баланс и в оперативное управление КЧРКП «Дирекция капитального строительства» автомобильная дорога межмуниципального значения, протяженностью 14 043 м., расположенная по адресу: <адрес> передана на баланс и в оперативное управление КЧРКП «Дирекция капитального строительства».
Из истребованных судом документов об осуществлении предусмотренных ремонтных работ дороги межмуниципального значения Псемен-Пхия, а именно заключенных ответственным учреждением государственных контрактов с различными подрядчиками и сведений об их исполнении, установлено, что ремонт разных участков дороги осуществлялся в 2016-2017 годах.
В отношении участка дороги, закрепленного в оперативное управление КЧРКП «Дирекция капитального строительства», ремонтные работы производятся, сроки их определены в части- до 31.12.2022 года, в части- до 31.12.2023 года.
Прокуратурой Урупского района КЧР по коллективному обращению жителей Загеданского сельского поселения Урупского муниципального района КЧР проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, по результатам которой последовало обращение в суд с настоящим иском.
Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ, а также ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1«О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1).
В исковом заявлении указано и подтверждается материалами дела, что выявленные прокурором Урупского района КЧР недостатки в состоянии автомобильной дороги «Псемен-Пхия» нарушают права граждан на безопасность дорожного движения, представляют угрозу их жизни, здоровью и имуществу, провоцируют аварийные ситуации на дороге.
Таким образом, в целях защиты жизни, здоровья и имущества неопределенного круга лиц прокурор правомерно, реализуя свои полномочия, предусмотренные ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к ответчикам с требованием о соблюдении положений нормативных актов Российской Федерации в области безопасности дорожного движения и выделении на это необходимых денежных средств.
Как видно из материалов дела, 15.08.2022 года в прокуратуру Урупского района КЧР поступило коллективное обращении жителей Загеданского сельского поселения Урупского муниципального района КЧР о плохом состоянии автодороги «Псемен-Пхия», о размыве дорожного покрова и образовании огромных выбоин, невозможности переезда по мосту через р.Чарох, о плохом состоянии моста на Источники Кислые.
Допрошенный в настоящем судебном заседании свидетель ФИО9, глава Загеданского сельского поселения Урупского муниципального района КЧР, подтвердил суду изложенные в обращении жителей обстоятельства, дополнительно пояснил, что на дороге имеется даже места, где в качестве покрытия обвалено дерево, а на него насыпан гравий. В селе проживают 212 человек, движение по дороге затруднено, не так давно умер житель села из-за медленного движения скорой помощи.
В связи с получением коллективного обращения прокурором Урупского района КЧР принято решение от 30.08.2022 года о проведении в РГКУ «Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, о чем сообщено директору организации ФИО10
В соответствии с часть 4 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 года № 150. В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год. При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительные приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельства о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным (пункт 5 Порядка).
В обоснование заявленных требований процессуальный истец представил документальное подтверждение выявленных недостатков автомобильной дороги, которое подтверждает недостатки в состоянии автомобильной дороги «Псемен-Пхия».
Протоколом осмотра автомобильной дороги «Псемен-Пхия» от 23.08.2022 года, составленным по требованию прокуратуры о привлечении специалистов государственным инспектором дорожного надзора ОДН ОН УГИБДД МВД по КЧР ФИО11-З., отражены следующие нарушения законодательства:
1. нарушения требований п. 6.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», выраженное в отсутствии дорожных знаков на нижеследующих участках:
· 0км+186м справа отсутствует знак 1.23 «Дети»;
· 0км+209м справа отсутствует знак 3.20 «Обгон запрещен»;
· 0км+299м справа отсутствует знак 5.20 «Искусственная неровность»;
· 0км+305м слева отсутствует знак 5.20 «Искусственная неровность»;
· 0км+363м справа отсутствует знак 2.1 «Главная дорога»;
· 0км+363м справа знак 8.13 «Направление главной дороги» установлен не по проекту организации дорожного движения;
· 0км+390м справа отсутствует знак 2.4 «Уступи дорогу»;
· 0км+398м справа, слева отсутствуют знаки 3.20 «Обгон запрещен»;
· 0км+398м справа отсутствует знак 2.1 «Главная дорога»;
· 0км+470м справа отсутствует знак 1.12.2 «Опасные повороты»;
· 0км+590м справа отсутствует знак 3.20 «Обгон запрещен»;
· 0км+648м справа, слева отсутствуют знаки 3.20 «Обгон запрещен»;
· 0км+695м слева отсутствует знак 3.20 «Обгон запрещен»;
· 0км+770м справа отсутствует знак 1.12.2 «Опасные повороты»;
· 0км+779м слева отсутствует знак 1.12.2 «Опасные повороты»;
· 0км+820м справа отсутствует знак 2.1 «Главная дорога»;
· 1км+265м справа отсутствует знак 1.12.2 «Опасные повороты»;
· 1 км+320м справа отсутствует знак 1.11.1 «Опасный поворот»;
· 1км+320м справа отсутствует знак 2.1 «Главная дорога»;
· 1км+320м справа отсутствует знак 3.20 «Обгон запрещен»;
· Зкм+591м справа отсутствует знак 2.1 «Главная дорога»;
· 3км+532м слева отсутствует знак 2.1 «Главная дорога»;
· Зкм+616м слева отсутствует знак 2.1 «Главная дорога»;
· Зкм+749м справа отсутствует знак 2.1 «Главная дорога»;
· Зкм+776м слева отсутствует знак 2.1 «Главная дорога»;
· Зкм+806м справа отсутствует знак 2.1 «Главная дорога»;
· Зкм+899м справа, слева отсутствуют знаки 3.20 «Обгон запрещен»;
· 4км+009м справа отсутствует знак 2.1 «Главная дорога»;
· 4км+009м справа, слева отсутствуют знаки 3.20 «Обгон запрещен»;
· 4км+165м справа отсутствует знак 2.1 «Главная дорога»;
· 4км+190м слева отсутствует знак 2.1 «Главная дорога»;
· 4км+190м справа, слева отсутствуют знаки 3.20 «Обгон запрещен»;
· 4км+271м справа отсутствует знак 2.1 «Главная дорога»;
· 4км+271м справа, слева отсутствуют знаки 3.20 «Обгон запрещен»;
· 4км+271м справа отсутствует знак 1.11.1 «Опасный поворот»;
Нарушение требований п. 5.7.15 ГОСТ Р 52289-2019 «Километровый знак»: с 0км до 56км отсутствуют километровые знаки 6.13.
Нарушения в обустройстве пешеходных переходов:
· 0км+299м отсутствует освещение, тем самым нарушены требования п. 4.5.2.4. ТОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст) (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 09.12.2013 N 2218-ст) пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением с питанием от распределительных сетей или автономных источников.
· 0км+299м нарушены требования пункта 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения, правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» - отсутствует светофор типа Т-7;
· 0км+299м нарушение требований пункта 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения, правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно отсутствие удерживающего пешеходного ограждения;
· нарушение требований п. 5.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Покрытие проезжей части»:
· на всем протяжении с 20 км до 56км указанной автодороги имеются многочисленные просадки, выбоины шириной до 3 м, глубиной до 30 см;
· нарушение требований и. 6.5 ГОСТ Р 50597-2017 «Дорожные ограждения и бортовой камень»:
· с 4м по 5км+200м нарушение требований п. 8.1 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения, применение дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно отсутствие удерживающих ограждений;
· с 5км+400м по 6км+300м нарушение требований п. 8.1 ГОСТ Р 52289- 2019 «Технические средства организации дорожного движения, применение дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно отсутствие удерживающих ограждений;
· на мостовом сооружении 7км+500м нарушение требований п. 8.1 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения, применение дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно отсутствие удерживающих ограждений длиной по 15 метров с обоих сторон;
· с 8км+200м по 8км+900м нарушение требований п. 8.1 ГОСТ Р 52289- 2019 «Технические средства организации дорожного движения, применение дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно отсутствие удерживающих ограждений;
· с 9км+300м по 9км+500м нарушение требований п. 8.1 ГОСТ Р 52289- 2019 «Технические средства организации дорожного движения, применение дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно отсутствие удерживающих ограждений;
· с 10км+100м по 12км+100м нарушение требований п. 8.1 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения, применение дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно отсутствие удерживающих ограждений;
· на мостовом сооружении 12км+800м нарушение требований п. 8.1 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения, применение дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно отсутствие удерживающих ограждений длиной по 15 метров с обоих сторон;
· с 22км+300м до 56 км нарушение требований п. 8.1 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения, применение дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно отсутствие удерживающих ограждений.
Указанные в протоколе осмотра нарушения подтверждаются представленной фототаблицей от 23.08.2022 года.
Допрошенный в судебном заседании от 05.12.2022 года свидетель ФИО11-З., государственный инспектор дорожного надзора ОДН ОН УГИБДД МВД по КЧР, суду показал, что в УГИБДД поступило требование о проведении проверки автомобильной дороги «Псемен-Пхия», им единолично был осуществлен выезд, проведено обследование дороги с 0 по 56 км. Проект организации движения составлен до 4 км данной дороги. Отсутствие необходимых дорожных знаков и ограждений и дефекты дорожного покрытия им отражены в протоколе осмотра.
По результатам осмотра автомобильной дороги «Псемен-Пхия» Министерством внутренних дел по КЧР в адрес начальника РГКУ «Карачаево-Черкесской Республиканское Управление автомобильных дорог общего пользования «Карачаевочеркесавтодор» 15.08.2022 года направлены рекомендации по соблюдению обязательных требований, проведению иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в связи с тем, что в на автомобильной дороге регионального значения «Псемен-Пхия» в период с 2017 года по 15.08.2022 произошло 9 дорожно-транспортных происшествий в результате которых погибло 1 и ранено 8 человек. Анализ совершения данных ДТП показал, что основными видами ДТП, приведшие к трагическим последствиям, являются «съезд с дороги» и «опрокидывание».
Согласно письму главного инженера РГКУ управление «Карачаевочеркесавтодор» от 24.08.2022 № 1150 для выполнения направленных МВД по КЧР рекомендаций необходима работа по реконструкции, провести которую за счет денежных средств, выделенных на содержание, невозможно.
Прокуратурой Урупского района КЧР в ходе проверки установлено, что выявленные нарушения, выраженные в отсутствии дорожных знаков и дорожных ограждений, в том числе, привели к дорожно-транспортному происшествию 08.08.2022 года со смертью двух лиц на автодороге Псемен-Пхия, по факту которого ОП МО МВД России «Зеленчукский» 19.08.2022 года возбуждено уголовное дело № 12201910012000133 по признакам преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 264 УК РФ.
Разрешая спор с учетом вышеприведенного правового регулирования и представленных по делу доказательств, суд полагает, что выявленные прокуратурой Урупского района КЧР нарушения способствуют увеличению количества дорожно-транспортных происшествий, чем нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения и личную безопасность.
Вместе с тем, из справки главного инженера РГКУ управление «Карачаевочеркесавтодор» от 14.11.2022 № 1516 следует, что дорожные знаки, обозначенные в исковом заявлении под №№ 1.1-1.7, 1.20, 1.24-1.34 были установлены ранее, на установку дорожных знаков №№ 1.8-1.19, 1.21-1.23, 1.35, 2.1 дорожной организации выдано предписание 12.09.2022 года. Само предписание также представлено в материалы дела.
В ходе рассмотрения дела совместными силами прокуратуры Урупского района КЧР и РГКУ управление «Карачаевочеркесавтодор» (истца и ответчика) установлено действительное установление указанных дорожных знаков, в связи с чем исковые требования прокурором заявлением от 16.12.2022 года уменьшены.
Кроме того, уточнены прокурором исковые требования и в части указания о выполнении работ по устранению дефектов проезжей части автодороги с 20 км. до 42+967 км. путем проведения капитального ремонта и приведения е ев соответствие с требованиями законодательства, распространяющимися на 5 категорию автомобильной дороги.
Как следует из материалов дела, автомобильная дорога «Псемен-Пхия» км 0+000-км 4+300 является 4 технической категории, а км 4+300 –км 42+967 - 5 технической категории.
Так, согласно п. 8 постановления Правительства КЧР от 31.01.2012 г. № 26 «О порядке формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Карачаево-Черкесской Республики», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево- Черкесской Республики определяется, как главный распорядитель средств дорожного фонда. В силу же п. 5, средства дорожного фонда направляются на: расходы по обеспечению деятельности учреждения, осуществляющего управление в сфере дорожного хозяйства, в порядке, определяемом Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР; строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, включая разработку документации по планировке территории в целях размещения автомобильных дорог, инженерные изыскания, разработку проектной документации, проведение необходимых экспертиз, выкуп земельных участков и подготовку территории строительства; капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения и искусственных сооружений на них.
Согласно п.3.1.7. Указа Главы Карачаево-Черкесской Республики от 04.12.2017 № 235 «Об утверждении Положения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики осуществляет функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР возложены функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильной дороги «Псемен-Пхия».
Как было указано выше, на РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» и КЧРКП «Дирекция капитального строительства» возложены обязанности по содержанию, ремонту, капитальному ремонту дороги.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд считает, что представленные прокурором доказательства соответствуют требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, и ответчиками в порядке ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты.
Неудовлетворительное состояние дороги ответчиками не оспаривается, доводы ответчиков сводятся к тому, что деятельность РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» и КЧРКП «Дирекция капитального строительства» полностью зависит от выделенных денежных средств Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР, в свою очередь, в возражениях ссылается на отсутствие лимитов бюджетных ассигнований на 2023 год. Указанные доводы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку действующее законодательство не ставит содержание автомобильных дорог в состоянии, обеспечивающем их безопасность, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия финансирования.
Оценив в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, показания свидетелей и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, с учетом возникших между сторонами правоотношений, юридически значимых по делу обстоятельств, руководствуясь приведенными выше нормами законодательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Урупского района КЧР подлежат удовлетворению в полном объеме в редакции уточненных требований. Ответчики являются обязанными лицами по осуществлению контроля за транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, за качеством содержания дорог, обеспечением безопасности работ и движения, в связи с чем на них подлежат возложению обязанности выделить необходимые денежные средства и выполнить работы по ремонту автомобильной дороги, находящейся в опасном для жизни и здоровья граждан состоянии.
Исходя из характера заявленных требований, указанный в исковом заявлении срок для устранения выявленных нарушений является разумным и достаточным.
В силу требований статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при формулировке решения суд исходит из формулировки заявленных истцом требований.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку ответчики на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины как государственные органы и не могут быть отнесены к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины, государственная пошлина взысканию с них не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Урупского района Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределенного круга к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Республиканскому государственному казенному учреждению «Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Карачаевочеркесавтодор», Карачаево-Черкесскому республиканскому казенному предприятию «Дирекция капитального строительства» о возложении обязанности выделить необходимые денежные средства и выполнить работы по ремонту автомобильной дороги -удовлетворить.
1. Обязать Республиканское государственное казенное учреждение «Карачаево- Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, выполнить работы по устранению дефектов проезжей части автомобильной дороги межмуниципального значения «Псемен-Пхия» на км 20+000 до км 42+967, путем проведения капитального ремонта и приведения ее в соответствие с требованиями законодательства, распространяющихся на 5 категорию автомобильной дороги, и установить на ней необходимые дорожные знаки, дорожные ограждения и освещение, а именно:
1.1 км 6+000 - км 42+000 установить километровые знаки 6.13;
1.2 0км+299м установить освещение;
1.3 0км+299м установить светофор типа Т-7;
1.4 0км+299м установить удерживающее пешеходное ограждение;
1.5 с 4м по 5км+200м установить удерживающие ограждения;
1.6 с 5км+400м по 6км+300м установить удерживающие ограждения;
1.7 на мостовом сооружении 7км+500м установить удерживающие ограждения длиной по 15 метров с обоих сторон;
1.8 с 8км+200м по 8км+900м установить удерживающие ограждения;
1.9 с 9км+300м по 9км+500м установить удерживающие ограждения;
1.10 с 10км+100м по 12км+100м установить удерживающие ограждения;
1.11 на мостовом сооружении 12км+800м установить удерживающие ограждения длиной по 15 метров с обоих сторон;
1.12 км 22+300 до км 42+967 установить удерживающие ограждения.
2. Обязать Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, выполнить работы по установлению на автомобильной дороге межмуниципального значения «Псемен-Пхия» необходимых дорожных знаков и дорожных ограждений, а именно:
2.3. км 43+000 - км 56+000 установить километровые знаки 6.13;
2.4. км 43+000 - км 56+000 установить удерживающие ограждения.
3. Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить необходимые денежные средства из казны Карачаево-Черкесской Республики для приведения межмуниципальной автомобильной дороги «Псмен-Пхия», расположенной на территории Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской республики, в соответствие с действующим законодательством с учетом требований, указанных в исковом заявлении.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2022 года.
Судья Черкесского городского суда КЧР Ф.М. Турклиева