Судья Чичков Д.С. Дело №33-8872/2021 (2-53/2021)
УИД 52RS0012-01-2020-002118-21
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Нижний Новгород 14 сентября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пятовой Н.Л.,
судей Гришиной Н.А., Чиндяскина С.В.,
при секретаре ФИО6,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика АО «Ситиматик-Нижний Новгород» (ранее АО «Управление отходами – НН») ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гришиной Н.А.
дело по апелляционной жалобе ФИО1, возражениям АО «Управление отходами – НН», по апелляционной жалобе АО «Управление отходами – НН», возражениям ФИО1,
на решение Борского городского суда Нижегородской области от 14 января 2021 года
по иску ФИО1 к АО «Управление отходами – НН» о возложении обязанности, уменьшении цены оказываемой услуги, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к АО «Управление отходами – НН», в котором с учетом измененных исковых требований просил:
обязать АО «Управление отходами - НН» прекратить начисление денежных сумм в его адрес за некачественно оказываемые услуги;
уменьшить цену на 100% оказываемой услуги по обращению с ТКО с [дата] г. по настоящее время;
обязать АО «Управление отходами - НН» установить контейнеры по сбору ТКО на [адрес] по правилам СанПин 42-128- 4690-88;
обязать АО «Управление отходами - НН» расторгнуть с ним договор об оказании услуг по вывозу ТКО;
взыскать с АО «Управление отходами - НН» в его пользу денежную сумму в размере 10000 рублей как денежную компенсации морального вреда;
взыскать с АО «Управление отходами - НН» в его пользу денежную сумму в размере 17200 рублей как сумму оплаты юридических услуг по договору с ООО «Ф.Ц.Ю.П.»;
взыскать с АО «Управление отходами - НН» в его пользу неустойку в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ от [дата] 2300-1 «О защите прав потребителей»;
взыскать с АО «Управление отходами - НН» в его пользу штраф в размере 50% то всех присужденных сумм.
В обоснование исковых требований истец указал, что проживает по адресу: [адрес]. В настоящее время в городском округе [адрес] региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является АО «Управление отходами - НН». Однако по настоящий момент в обслуживаемом районе не имеется контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов. Для выбрасывания отходов приходится идти на соседнюю улицу.
В приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 прописаны нормы вывоза твёрдых коммунальных отходов: в зимнее время года мусор должны вывозить минимум один раз в трое суток, летом - ежедневно. Допустима задержка зимой на двое, а летом - на одни сутки.
При этом, потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в иных местах (площадках) накопления ТКО, в схему размещения которых не входит адрес конкретного дома (п. 15 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, п. 4 ст. 13.4 Закона об отходах). Таким образом, потребителю фактически запрещен выброс отходов в месте, отведенном другому району. Однако, отсутствие таких контейнеров в районе вынуждает его, как потребителя, фактически нарушать предписания закона.
Региональный оператор осуществляет забор только пакетированного ТКО, не устанавливая при этом контейнеров, что предусмотрено нормами СанПиН, а обязанность по складированию твердых коммунальных отходов только в такие контейнеры предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. На данный момент вывоз даже пакетированного ТКО региональным оператором не производится. Уборка мест погрузки ТКО не осуществляется, фактически мусор разлетается по району ветром и собаками.
В соответствии с Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, необходимая валовая выручка регионального оператора включает, в том числе, расходы на приобретение контейнеров и бункеров в размере не более 1% от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования. Таким образом, именно региональный оператор должен обеспечить потребителей коммунальных услуг контейнерами для складирования твердых коммунальных отходов, чего им было не сделано до сих пор.
Истец считает, что действиями ответчика ему причинен моральный вред. В досудебной претензии им был установлен срок исправления недостатков в 10 дней со дня получения указанной претензии, в пределах которого его требования исполнены не были, в связи с чем, с ответчика в его пользу подлежит взысканию неустойка, установленная п. 5 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей”.
Истец обратился в ООО «Ф.Ц.Ю.П.» для защиты собственных прав как потребитель и заключил договор об оказании юридических услуг [номер]/н на сумму 17 200 рублей, которые, учитывая положения ст. 15 ГК РФ и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, подлежат взысканию в полном объеме.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика АО «Управление отходами – НН» ФИО7 исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных в дело.
Представитель третьего лица администрации городского округа г. Бор Нижегородской области ФИО8 полагала, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представитель третьего лица Управления ЖКХ администрации городского округа г.Бор Нижегородской области ФИО9 в судебном заседании возражала относительно исковых требований, просила отказать в удовлетворении иска.
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 14 января 2021 года постановлено:
Исковые требования ФИО1 к АО «Управление отходами – НН» удовлетворить частично.
Обязать АО «Управление отходами – НН» уменьшить размер платы за коммунальную услугу по вывозу твердых бытовых отходов, предоставляемую ФИО1:
[дата]. |
[дата]. |
||
Январь |
на 39,6 % |
Январь |
на 49,5 % |
Февраль |
на 39,6 % |
Февраль |
на 49,5 % |
Март |
на 45,9 % |
Март |
на 46,2 % |
Апрель |
на 52,8 % |
Апрель |
на 75,9 % |
Май |
на 79,2 % |
Май |
на 79,2 % |
Июнь |
на 75,9 % |
Июнь |
на 72,6 % |
Июль |
на 75,9 % |
Июль |
на 79,2 % |
Август |
на 79,2 % |
Август |
на 79,2 % |
Сентябрь |
на 75,9 % |
Сентябрь |
на 72,6 % |
Октябрь |
на 69,3 % |
Октябрь |
на 66 % |
Ноябрь |
на 49,5% |
Ноябрь |
на 49,5% |
Декабрь |
на 39,6 % |
Взыскать с АО «Управление отходами – НН» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 500 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 2000 руб.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований ФИО1 к АО «Управление отходами – НН» – отказать.
Взыскать с АО «Управление отходами – НН» в доход бюджета государственную пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда, указывая на то, что судом дана неправильная оценка доказательствам и обстоятельствам дела, не правильно применены нормы Закона РФ «О защите прав потребителей», судом допущены нарушения процессуального и материального права.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не учтены Правила по обращению с ТКО, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, согласно которым региональный оператор на основании договора обязан предоставлять пакеты или другие емкости для складирования твердых отходов. Данная обязанность ответчиком не выполнялась. Также ответчиком нарушались условия договора о периодичности и времени вывоза ТКО, о месте приема и передачи ТКО, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами, порядок осуществления контроля по обращению с ТКО. За период с января 2019 года по октябрь 2019 года истец, как потребитель, ни разу не пользовался услугами ответчика, пакетированный мусор возле своего дома не выставлял ни разу, пользовался услугами сторонних организаций. Полагает, что именно региональный оператор, а не орган местного самоуправления, обязан обеспечить потребителей контейнерами для складирования ТКО, чего ответчиком не было выполнено. Считает, что судом необоснованно отказано во взыскании неустойки и неправомерно снижен, подлежащий взысканию, размер судебных расходов.
В возражениях АО «Управление отходами – НН» на апелляционную жалобу ФИО1 просит оставить ее без удовлетворения по доводам, идентичным тем, которые изложенные в апелляционной жалобе Общества.
В апелляционной жалобе АО «Управление отходами – НН» также поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, поскольку выводы суда не соответствуют изложенным в решении суда обстоятельствам дела, не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применен закон.
В обоснование доводов жалобы указывает, что договором, заключенным с истцом путем размещения на официальном сайте текста типового договора, предусмотрена обязанность оператора по приему ТКО в объеме и в местах, определенных территориальной схемой обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области, в соответствии с которой определяются места накопления и способы складирования ТКО. Данной схемой предусмотрено размещение контейнерной площадки, а вывоз ТКО пакетированным способом в районе жилого дома, где проживает истец, не предусмотрен ни территориальной схемой, ни реестром мест накопления ТКО, расположенных на территории г.Бор Нижегородской области. Поэтому вывод суда о вывозе ТКО путем сбора пакетов один раз в неделю противоречит законодательству в сфере регулирования деятельности по обращению с ТКО, нормативным актам Нижегородской области, договору на оказание услуг по обращению с ТКО. Ответчик, как региональный оператор, оказывает услугу истцу своевременно в соответствии с установленными нормативами, поэтому основания для уменьшения цены услуги отсутствовали. Поэтому, не имелось основания для взыскания компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов.
В возражениях на апелляционную жалобу АО «Управление отходами – НН» ФИО1 просит в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика отказать, повторяя доводы своей апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 поддержал доводы и требования своей апелляционной жалобы, выразив несогласие с апелляционной жалобой АО «Управление отходами – НН».
Представитель ответчика АО «Ситиматик-Нижний Новгород» (ранее АО «Управление отходами – НН») ФИО7 выразила несогласие с апелляционной жалобой ФИО1, поддержав доводы и требования апелляционной жалобы Общества.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени его проведения своевременно и надлежащим образом извещены. Кроме того, информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда.
При таких обстоятельствах в соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагала возможным и необходимым рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Поскольку судом первой инстанции при принятии судебного акта допущено существенное нарушение норм процессуального права, то по правилам п.4 ч.4 ст. 330 ГПК РФ решение суда подлежит безусловной отмене.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от [дата] к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация городского округа город Бор Нижегородской области.
Рассматривая дело по правилам суда первой инстанции, судебной коллегией установлено и подтверждаются материалами дела следующие юридически значимые обстоятельства.
Наименование АО «Управление отходами – НН» с [дата] изменено на АО «Ситиматик-Нижний Новгород».
В силу пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии со статьей 29 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).
ФИО1 является собственником жилого дома [номер] по [адрес].
С [дата] г. собственник жилого дома или части жилого дома согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 9 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Правовое регулирование в области обращения с отходами согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) осуществляется данным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, наделено правом издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Федеральный закон N 89-ФЗ предусматривает, что утверждение правил обращения с твердыми коммунальными отходами относится к полномочиям Российской Федерации (часть 1 статьи 5). Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7).
Предметом регулирования Федерального закона N 89-ФЗ являются правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья (преамбула).
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Как установлено п.148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и частных жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила № 354), заключение договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не требует обязательной письменной формы и может быть совершено путем конклюдентных действий.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
[дата] по результатам конкурсного отбора между АО «Управление Отходами-НН» и Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области подписано Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности [номер]), на территории которой расположен жилой дом, принадлежащий ФИО1
Статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен ответчику на период с [дата] по [дата].
Региональный оператор начал осуществлять деятельность по обращению с отходами на территории зоны деятельности [номер] в Нижегородской области с [дата].
Единый тариф регионального оператора на услугу по обращению с ТКО установлен решениями региональной службы по тарифам Нижегородской области от [дата] [номер],от [дата] [номер].
Проект договора на оказание коммунальной услуги по обращению с отходами был размещен на официальном сайте регионального оператора по обращению с ТКО (http://uo-nn.ru/sbor-i-vwoz/dlva-ur-liz), а также был опубликован в средствах массовой информации (газета «Нижегородская правда» от [дата] [номер] (26338), газета «БОР сегодня» от [дата] [номер] (15490)).
Таким образом, в соответствии с пунктом 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами договор на оказание услуг между истцом и АО «Управление отходами – НН» вступил в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
Обращаясь в суд с иском и заявляя об отказе от исполнения договора, что, по мнению истца, должно квалифицироваться как основание к расторжению договора о вывозе ТКО, ФИО1 указывает, что вывоз твердых коммунальных отходов ответчиком производится нерегулярно и пакетированным способом, контейнерные площадки вблизи его жилого дома не оборудованы.
В соответствии со ст.ст.13.3, 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.
Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Обязанность регионального оператора по приему ТКО в объеме и в местах, определенных территориальной схемой обращения с отходами на территории Нижегородской области предусмотрена публичным договором, заключенным, в том числе, с истцом.
При этом, обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не предусматривают принятия решения о месте сбора отходов и решения об установке, в том числе, количественных категорий, контейнеров для сбора отходов.
Согласно ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Постановлениями Правительства Нижегородской области от [дата] [номер] (с изменениями от [дата]), от [дата] [номер] утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области.
На основании ст. 13.4 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 3 постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", к ведениям органа местного самоуправления отнесено определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением администрации городского округа город Бор Нижегородской области от [дата] [номер] утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа город Бор.
Наличие оборудованной контейнерной площадки в месте, определенном утвержденным реестром, близ улицы, где расположен жилой дом, принадлежащий истцу, - [адрес], а ранее в соответствии с территориальной схемой – [адрес], истцом не отрицается.
В соответствии с пунктом 9, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлениеи Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Выполнение договорных обязательств ответчиком по сбору и вывозу ТКО с периодичностью, установленной нормативными требованиями, в данном случае, ежедневно, с достаточной полнотой и достоверностью подтверждается представленными в материалы дела договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории городского округа город Бор, левобережной части Лысковского и Воротынского муниципальных районов Нижегородской области от [дата], маршрутными листами и актами выполненных работ, оформленных и принятых сторонами договора.
Доводы истца ФИО1 о том, что сбор отходов осуществлялся пакетированным способом с [дата] и нерегулярно, своего обоснования в ходе судебного разбирательства не нашли.
В суде апелляционной инстанции ФИО1, осознавая необходимость выполнения обязанности по заключению договора на вывоз ТКО, и оплаты данной коммунальной услуги, указал, что не настаивает на исковых требованиях о расторжении договора и возложении обязанности прекратить начисления за услугу по сбору и вывозу ТКО.
Обосновывая свои требования об уменьшении цены на 100 % оказываемой услуги по обращению с ТКО с января 2019 г., истец указывает, что он пользовался услугами иной транспортной компании по вывозу установленного для него контейнера для сбора мусора.
В материалы дела им представлены квитанция [номер] от [дата] ООО «Регион Групп» и квитанция [номер] от [дата] ООО «ПромТранс» в основание платежа в которых обозначено: вывоз отходов контейнером.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что указанные обстоятельства не могут являться основанием для признания обоснованности заявленных ФИО1 требований, поскольку, во-первых, из указанных документов однозначно не следует выполнение истцом обязанности, установленной пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ, во-вторых, ни ООО «ПромТранс», ни ООО «Регион Групп» не являются региональными операторами по обращению с ТКО, что может свидетельствовать лишь о том, что истцом принимались услуги сторонних организаций на основании гражданско-правового договора о возмездном оказании услуг.
Истец ФИО1 полагает, что оплата услуги по обращению с ТКО должна быть уменьшена также в связи с тем, что контейнерная площадка и место погрузки мусора своевременно не убирается, содержится в ненадлежащем состоянии.
В соответствии с пунктом 233 Решения Совета депутатов городского округа г. Бор Нижегородской области от 13.12.2013 N 98 "Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа город Бор Нижегородской области" ответственность за организацию сбора и своевременного удаления отходов с контейнерных площадок и мест временного хранения несет балансодержатель объекта.
Удаление с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории отходов производства и потребления, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров в мусороуборочный транспорт, производится работниками организации, осуществляющей вывоз отходов (ТКО и КГМ). В остальное время чистота на контейнерной площадке обеспечивается лицом, ответственным за организацию содержания и технического обслуживания контейнерных площадок.
Следовательно, региональный оператор, коим является ответчик, не обязан к выполнению действий по обеспечению поддержания чистоты на контейнерной площадке и прилегающей к ней территории, за исключением сбора высыпавшихся при погрузке отходов, не оказывает таковых возмездных услуг, поэтому даже при абсолютной доказанности изложенного истцом факта, его требование об уменьшении цены оказываемой АО «Ситиматик-Нижний Новгород» услуги, удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия указывает, что обязанность по вывозу ТКО должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом. При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства самостоятельного вывоза истцом и утилизации бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, либо заключения соответствующих договоров на вывоз ТКО с третьими лицами, а также не использования установленных мусорных контейнеров.
Также одним из требований иска ФИО1 является возложение обязанности установки контейнеров по сбору ТКО на [адрес] по правилам СанПин 42-128-4690-88.
Суд апелляционной инстанции указывает, что АО «Ситиматик-Нижний Новгород» по данному требованию является ненадлежащим ответчиком по делу, так как Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", решением Совета депутатов городского округа г.Бор Нижегородской области от 13.12.2013 № 98 «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения, чистоты и порядка на территории городского округа город Бор Нижегородской области» оборудование контейнерных площадок, установка контейнеров для складирования ТКО отнесено к функции органа местного самоуправления, то есть, администрации городского округа город Бор Нижегородской области.
СанПин 42-128-4690-88 Правила санитарного содержания территорий населенных мест утратили силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.2020 N 42.
В настоящее время отношения регулируются Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 26.06.2021) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В соответствии с пунктами 3 и 4 данного нормативного акта, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Наличие контейнерной площадки в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и реестром мест накопления ТКО, установленных исполнительными органами власти, возможность пользования которой предусмотрена для жителей [адрес], в том числе, истца ФИО1 им не оспаривается.
Доказательств, соответствующих главе 6 ГПК РФ, свидетельствующих о том, что установка контейнеров для сбора отходов, осуществленная непосредственно не на [адрес], противоречит вышеуказанным требованиям, материалы дела не содержат и суду не предоставлялось.
Утверждения ФИО1 о том что ему должен быть предоставлен контейнер для вывоза отходов из дома [номер] по [адрес], основаны на неверном толковании правовых норм, регулирующих правоотношения сторон. Поскольку, величина расстояния до контейнерной площадки установлена не для каждого конкретного индивидуального жилого дома, а предусмотрена удаленность от индивидуальных жилых домов.
Указанные фактические данные позволяют суду апелляционной инстанции сделать вывод о том, что администрацией городского округа город Бор Нижегородской области обязанность по установке контейнеров исполнена, поэтому требование ФИО1 в этой части удовлетворению не подлежит.
Также нахождение места сбора мусора именно от жилого дома истца на расстоянии около 400 метров (как им указывается), не является основанием для удовлетворения его иска к АО «Ситиматик-Нижний Новгород» об уменьшении цены договора, поскольку доказательств невозможности использования контейнера с целью складирования отходов не представлено.
Поскольку судом апелляционной инстанции принимается решение об отказе ФИО1 в удовлетворении требований о расторжении договора, прекращении начисления денежных сумм за некачественно оказываемые услуги, уменьшении цены услуги с января 2019 года, возложении обязанности установить контейнер на [адрес], то отсутствуют правовые основания для признания обоснованности производных требований о компенсации морального вреда на основании статьи 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», взыскании неустойки и штрафа, предусмотренных п.5 статьи 28 и статьей 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также требования о взыскании судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Борского городского суда Нижегородской области от 14 января 2021 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО «Ситиматик – Нижний Новгород», администрации городского округа город Бор Нижегородской области о возложении обязанности прекращения начисления платы, возложении обязанности установить контейнеры по правилам СанПин, возложении обязанности расторгнуть договор об оказании услуг, уменьшении цены оказываемой услуги, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов отказать.
Мотивированное апелляционное определение составлено [дата].
Председательствующий
Судьи