Дело № 2-211/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Советская Гавань 22 марта 2018 года.
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Бугаёва К.П. с участием представителя истца – администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Кравцовой Н.И., действующей на основании доверенности, третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Гамовой Н.Н.
При секретаре Мурадян О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского поселения «Город Советская Гавань» к Комитету по управлению имуществом администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о признании права муниципальной собственности на жилое помещение
У С Т А Н О В И Л :
Администрация городского поселения «Город Советская Гавань» (далее также – Администрация поселения) обратилась в суд с иском Комитету по управлению имуществом администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее также – Комитет по управлению имуществом) о признании права муниципальной собственности на жилое помещение указав в обоснование поданного иска, что решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 18.03.2010 года по иску Степакиной Г.И. к Комитету по управлению имуществом расторгнут заключенный между Степакиной Г.И. и Комитетом по управлению имуществом ДД.ММ.ГГГГ договор приватизации жилого помещения по адресу <адрес>. В настоящее время право собственности на жилое помещение ни за кем не зарегистрировано, жилое помещение в муниципальную собственность поселения Законом Хабаровского края № 56 от 26.07.2006 года не передавалось, провести процедуру передачи жилого помещения в муниципальную собственность поселения в соответствии с Законом Хабаровского края от 23.12.2009 года № 299 не представляется возможным. Спорное жилое помещение необходимо администрации поселения для исполнения полномочий, предусмотренных ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На основании изложенного представитель Администрации поселения Б. просил признать право муниципальной собственности за городским поселением «Город Советска Гавань» на жилое помещение по адресу <адрес>.
Судом на основании ст.43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечена: на стороне ответчика - Степакина Г.И., на стороне истца проживающие в спорном жилом помещении в качестве его нанимателей Гамова Н.Н., Гамов Ю.М., Молчанова Р.А. и Молчанов А.А.
От третьих лиц до судебного заседания мнения на иск или возражений относительно иска не поступало.
Представитель ответчика П в отзыве на иск указала, что просит вынести решение на усмотрение суда по имеющимся в деле материалам.
В судебное заседание представитель ответчика и третьи лица, за исключением Гамовой Н.Н., не явились о времени и месте его проведения извещались судом надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили и не представили доказательств уважительности причин неявки, об отложении дела слушанием суд не просили, о рассмотрении дела в свое отсутствие, за исключением ответчика, суд не просили.
Учитывая изложенное, а также мнение представителя истца и третьего лица, руководствуясь ч.ч.1,3,4 и 5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель истца Кравцова Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Третье лицо Гамова Н.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями была согласна, пояснив, что спорное жилое помещение было предоставлено для проживания их семье по договору социального найма.
Изучив материалы дела, обсудив исковые требования, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией г. Советская Гавань и Советско-Гаванского района и Степакиной Г.И. жилое помещение по адресу <адрес> было передано в собственность Степакиной Г.И.
Право собственности Степакиной Г.И. на жилое помещение зарегистрировано в Бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ за №.
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 18.03.2010 года по иску Степакиной Г.И. к Комитету по управлению имуществом договор приватизации спорного жилого помещения расторгнут.
На основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение предоставлено Администрацией поселения Гамовой Н.Н. для проживания на условиях социального найма вместе с членами семьи.
Ссылаясь на то, что в настоящее время собственник жилого помещения неизвестен, жилое помещение в муниципальную собственность городского поселения «Город Советская Гавань» не передавалось и провести процедуру передачи помещения не представляется возможным, а жилое помещение необходимо для исполнения полномочий органа местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями нуждающихся в них граждан, Администрация поселения обратилась в суд с рассматриваемым иском оснований для удовлетворения которого суд не находит в связи со следующим.
Согласно п.п.1 и 2 ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Основания приобретения права собственности указаны в статье 218 ГК РФ.
В соответствии с п.п. 2 и 3 ст.453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае расторжения договора в судебном порядке обязательства считаются прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении договора.
В связи с расторжением договора приватизации спорное жилое помещение вновь стало собственностью муниципального образования «Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края».
На одного из предусмотренных законом оснований для приобретения права собственности муниципального образования «Город Советская Гавань» на спорное жилое помещение, принадлежащее другому муниципальному образованию, истцом в обоснование иска не приведено, Законом Хабаровского края от 26.07.2006 года № 56 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между городским поселением «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края и Советско-Гаванским муниципальным районом Хабаровского края» спорное жилое помещение истцу в собственность не передавалось.
Расположение жилого помещения в границах городского поселения и ссылка истца на ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основаниями для признания права собственности на жилое помещение за истцом не являются.
Закон Хабаровского края от 23 декабря 2009 года № 299 "О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в сфере разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами" направлен на реализацию отнесенного частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к компетенции субъектов Российской Федерации полномочий по установлению законом субъекта Российской Федерации: 1) порядка согласования перечня имущества, подлежащего безвозмездной передаче в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами (далее - муниципальные образования); 2) порядка направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) перечня документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями; 4) момента возникновения права собственности на имущество, передаваемое в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями (статья 1 Закона).
Согласно ч.1 ст.1.1. Закона, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется правовым актом Правительства Хабаровского края, принятым на основании перечня, согласованного в порядке, установленном настоящим законом, органом местного самоуправления передающей стороны, органом местного самоуправления принимающей стороны и отраслевыми органами исполнительной власти края.
Порядок согласования перечня, подготовленного органом местного самоуправления передающей стороны установлен статьей 2 Закона.
Из положения абзаца 12 пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 10, 11, 13, 14, 17 указанного пункта названной статьи Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что до обращения в суд Администрацией городского поселения не был соблюден установленный законодательством порядок разграничения прав на имущество между муниципальными образованиями (в данном случае районом и городским поселением).
В процессе рассмотрения возникшего спора истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии мер к урегулированию спорного вопроса в порядке, установленном вышеназванными положениями законодательных норм, а исходя из позиции ответчика по делу, такой спор в рассматриваемом деле отсутствует.
В силу ст.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
На основании ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
При таких обстоятельствах суд считает, что в данном случае какие-либо права Администрации поселения, требующие судебной защиты, не нарушены, Администрации поселения необходимо соблюсти установленный законодательством порядок разграничения прав собственности на имущество между муниципальными образованиями, связанный с передачей имущества из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования и только в случае наличия спора возможно обращение в суд, при этом такой спор подлежит разрешению арбитражным судом.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.03.2018 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░