г. д. №2-2838/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 сентября 2021 г. г. Махачкала
Кировский районный суд г.Махачкала Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Гаджимагомедова Г.Р.,
при секретаре судебных заседаний Гусейновой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2838/2021 по иску прокурора Кировского района г.Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ГОсВД "город Махачкала", директору МБОУ "СОШ №61", третьим лицам МКУ "Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Махачкалы", МКУ "Управления образования г.Махачкала" и ОНД и ПР №3 по Кировскому району г.Махачкалы о признании бездействия администрации МО ГО «город Махачкала» и МБОУ "СОШ №61"по необеспечению устранения требований законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности незаконным и обязании администрацию МО ГО «город Махачкала» и МБОУ "СОШ №61" в течение месяца с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Кировского района г.Махачкалы в интересах неопределен-ного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации ГОсВД "город Махачкала", директору МБОУ "СОШ №61", третьим лицам МКУ "Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Махачкалы", МКУ "Управления образования г.Махачкала" и ОНД и ПР №3 по Кировскому району г.Махачкалы о:
* признании бездействия администрации МО городской округ «город Махачкала» и директора СОШ № 61 по необеспечению устранения требований законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности незаконным,
* обязании администрацию МО городской округ «город Махачкала» и директора СОШ № 61 в течении месяца с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности, а именно, по законодательству о пожарной безопасности:
представить договор на техническое обслуживание на системы противопожарной защиты, автоматическую установку пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, п. 54);
организовать в установленные сроки и провести эксплуатационные испытания ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, п. 17 «б»);
- организовать и провести проверку состояния огнезащитной обработки металлических конструкций в соответствии с инструкцией завода- изготовителя, в установленные сроки (акт не представлен) (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, п. 13);
- представить акт приёмки выполненных работ по выводу сигнала систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны с дублированием подачи светового и звукового сигнала о возникновении пожара без участия работников объекта (ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: ч. 7 ст. 83);
- обеспечить исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности, систем автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре (акт не представлен) (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, п. 54);
- на объекте защиты предусмотреть эвакуационное освещение, которое должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, п. 37);
- сценическое оформление в актовом зале обработать огнезащитным составом (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, п. 95);
- на объекте защиты определить порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер (циклонов, фильтров, воздуховодов) от горючих отходов и не провел соответствующую работу по отчистке вентиляционных камер с составлением соответствующего акта (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, п. 43);
- на объекте защиты организовать проведение проверок работоспособности источников наружного и внутреннего водопроводов противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, п. 17 «б»);
- запасной эвакуационный выход из помещения спортзала выполнить в соответствии с нормативным - не менее 1.2м (Об утверждении свода правил СП 1.13130.2020«Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» п. 7.1.6).
По законодательству о противодействии терроризму:
объект оснастить системой охранной сигнализации (пп. «а» п. 25 Требований);
- обеспечить охрану объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (пп. «б» п. 25 Требований);
объект оснастить стационарными или ручными металлоискателями (пп. «д» п. 25 Требований);
объект оборудовать системой контроля и управления доступом (пп. «а» п. 26 Требований).
В обоснование своего иска истец указал следующее.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения федерального законодательства при функционировании МБОУ «Среднеобразовательная школа № 61» (далее- СОШ №61), расположенного по адресу: г. Махачкала, мкр. Эльтав, ул. Мраморная 26.
В ходе проверки выявлены выше указанные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и противопожарной безопасности и требований к антитеррористической защищенности СОШ №61.
Соответчик директор МБОУ " СОШ №61" Дибиров К.О. направил в суд заявление, в котором иск не признал и просил суд отказать в его удовлетворении.
Стороны, будучи надлежащим образом и заблаговременно извещенные о месте и времени судебного заседания в суд не явились, об уважительных причинах неявки в суд не известили, не представили сведений о причинах неявки, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд определил, что дело может быть рассмотрено в их отсутствие в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела и оценив, руководствуясь статьей 67 ГПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска по следующим основаниям.
Положениями ст. 37 ФЗ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно правил ст. 38 ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с правилами ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями:
создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в РФ", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодей-ствия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
На основании части 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании подпункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 указанного Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пункту 24 "Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 272, в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.
Образовательные учреждения в период образовательного процесса являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья обучающихся и сотрудников учреждения.
Вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников детского сада и иных посетителей находится в совместном ведении образовательных учреждений и органа местного самоуправления, на которые также возложена обязанность по соблюдению прав указанных лиц на антитеррористическую, что подразумевает проведение необходимых мероприятий в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения.
Образовательные учреждения в период образовательного процесса являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья их воспитанников и сотрудников учреждения.
Вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников школы и иных посетителей находится в совместном ведении образовательных учреждений и органа местного самоуправления, на которые также возложена обязанность по соблюдению прав указанных лиц на антитеррористическую безопасность и пожарную безопасность, что подразумевает проведение необходимых мероприятий в целях обеспечения жизни и здоровья учащихся и учителей образовательного учреждения. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Судом в соответствии со ст. 181 ГПК РФ исследованы представленные в суд следующие письменные документы.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, прокуратурой района проведена проверка соблюдения федерального законодательства при функционировании МБОУ «СОШ №61».
Кроме того, как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки выявлены вышеуказанные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и противопожарной безопасности и нарушения требований к антитеррористической защищенности "СОШ №61".
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, Администрацией ГОсВД "город Махачкала" не принимаются должные меры для обеспечения и реализации мероприятий, направленных на повышение уровня защиты жизни, здоровья, обеспечения безопасности обучающихся, а также работников образовательных учреждений.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.12.2008 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в соответствии с которыми участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа и организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, относятся к вопросам местного значения городского округа.
В частности к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Так, образовательная организация обязана, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательных организаций. При этом, образовательная организация несет ответственность в установленном законом порядке, в частности за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Так, для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований, в том числе в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
При этом, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) и пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством обеспечения круглосуточной охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны. Между тем, в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Образовательные учреждения в период образовательного процесса являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья обучающихся и сотрудников учреждения.
Вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников детского сада и иных посетителей находится в совместном ведении образовательных учреждений и органа местного самоуправления, на которые также возложена обязанность по соблюдению прав указанных лиц на антитеррористическую, что подразумевает проведение необходимых мероприятий в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения.
Таким образом, проанализировав приведенные выше нормы права, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что наличие указанных выше нарушений является ненадлежащее финансирование органами местного самоуправления и образовательными организациями мероприятий, в том числе и при обеспечении охраны образовательных организаций.
Как установлено и не оспаривалось сторонами, в целях добровольного устранения выявленных нарушений, директором МБОУ "СОШ №61" Дибировым К.О. представлены документы о том, что:
имеется наличие актуализированного паспорта безопасности объекта (территорий) образовательной организации;
не установлены факты размещения в сети «Интернет» электронных копий паспортов антитеррористической защищенности образовательной организации, содержащих сведения о потенциально опасных участках, возможных местах и способах проникновения на объект (территорию),
имеется наличие планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в образовательной организации, в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
проводится инструктаж с работниками с практическими занятиями по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта,
обеспечивается пропускной режим 4-мя сторожами,
имеется наличие систем экстренного оповещения, видеонаблюдения.
Однако им не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих эти его доводы. Поэтому суд не может их принять и положить в основу решения суда в пользу стороны ответчика.
В соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизвод-ства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бремя доказывания указанных обстоятельств лежало на истце, представленные им доказательства отвечают требованиям ст.ст. 59-60 ГПК РФ, они стороной ответчика вопреки ч.1 ст.56 ГПК РФ не опровергнуты и не представлены суду доказательства их подложности или несоответствия действительности.
Таким образом, оценив представленные сторонами доказательств с позиций ст.ст. 59-60, 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что вышеприведенные доказательства подтверждают, что исковые требования заместителя прокурора Кировского района г.Махачкалы являются обоснованными, следовательно, их необходимо удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить исковое заявление прокурора Кировского района г.Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ГОсВД "город Махачкала", директору МБОУ "СОШ №61", третьим лицам МКУ "Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Махачкалы", МКУ "Управления образования г.Махачкала" и ОНД и ПР №3 по Кировскому району г.Махачкалы.
Признать бездействие администрации МО городской округ «город Махачкала» и директора СОШ № 61 по необеспечению устранения требований законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности незаконным.
Обязать администрацию МО городской округ «город Махачкала» и директора СОШ № 61 в течение месяца с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности, а именно, по законодательству о пожарной безопасности:
представить договор на техническое обслуживание на системы противопожарной защиты, автоматическую установку пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре;
организовать в установленные сроки и провести эксплуатационные испытания ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний;
- организовать и провести проверку состояния огнезащитной обработки металлических конструкций в соответствии с инструкцией завода- изготовителя, в установленные сроки;
- представить акт приёмки выполненных работ по выводу сигнала систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны с дублированием подачи светового и звукового сигнала о возникновении пожара без участия работников объекта;
- обеспечить исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности, систем автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре;
- на объекте защиты предусмотреть эвакуационное освещение, которое должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения;
- сценическое оформление в актовом зале обработать огнезащитным составом;
- на объекте защиты определить порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер (циклонов, фильтров, воздуховодов) от горючих отходов и не провел соответствующую работу по отчистке вентиляционных камер с составлением соответствующего акта;
- на объекте защиты организовать проведение проверок работоспособности источников наружного и внутреннего водопроводов противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью);
- запасной эвакуационный выход из помещения спортзала выполнить в соответствии с нормативным - не менее 1.2м;
по законодательству о противодействии терроризму:
объект оснастить системой охранной сигнализации;
- обеспечить охрану объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
объект оснастить стационарными или ручными металлоискателями;
объект оборудовать системой контроля и управления доступом.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке через Кировский районный суд г.Махачкалы Республики Дагестан в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 09.09.2021г.
Председательствующий Г.Р. Гаджимагомедов