Дело № 2-403/2019
61RS0017-01-2019-000472-88
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
11 апреля 2019 года г. Красный Сулин
Ростовской области
Судья Красносулинского районного суда Ростовской области Мищенко Е.В.,
при секретаре Аликиной А.В.,
с участием представителя ответчика адвоката Болбот А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления социальной защиты населения Красносулинского района к Царегородцевой Валентине Петровне о взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л :
В Красносулинский районный суд Ростовской области обратилось Управление социальной защиты населения Красносулинского района Ростовской области (далее УСЗН) с иском к Царегородцевой В.П. о взыскании денежных средств по тем основаниям, что Царегородцева Валентина Петровна поставлена на учет в УСЗН как одиноко проживающий «<данные изъяты> в связи с чем, является получателем компенсационных выплат. Согласно личному заявлению Царегородцевой В.П. от 19 марта 2007 года на предоставление государственной услуги, выплата компенсаций органом социальной защиты производилась ответчику на р/счет, открытый в ПАО <данные изъяты> Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Ростовской области от 09.12.2011 № 212 и Положению, утвержденному постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232, граждане, получающие компенсацию на жилищно-коммунальные услуги, обязаны извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о наступлении обстоятельств (таких как: о перемене места жительства, изменении состава семьи, утратой права на получение компенсации на ЖКУ и в других случаях), влекущих изменение размеров или прекращение выплаты компенсации на жилищно-коммунальные услуги, не позднее чем в течение 10 дней с момента наступления указанных обстоятельств. По состоянию на 31 декабря 2018 года органом социальной защиты выявлена сумма излишне выплаченной ответчику компенсации в размере 105448.49 рублей, по причине не сообщения Царегородцевой В.П. Управлению информации о том, что с 01 апреля 2000 года по адресу: <адрес> - зарегистрирован гражданин ФИО8. Суммы компенсации на ЖКУ, излишне выплаченные гражданам (в связи с несвоевременным информированием о перемене места жительства, изменении состава семьи, утратой права на получение компенсации на ЖКУ и в других случаях), подлежат удержанию из назначенной компенсации на ЖКУ. Ответчик была приглашена органом социальной защиты 29 января 2019 года в УСЗН, с целью письменного сообщения причин не информирования Управления об изменении состава семьи, а также выразить согласие (либо не согласие) на удержание из назначенной компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг излишне полученных сумм. Затем ей было предложено уплатить в добровольном порядке в срок до 01 марта 2019 года сумму долга в размере 105448.49 рублей, однако данные предложения ответчиком проигнорированы. Просит суд взыскать с Царегородцевой Валентины Петровны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу Управления социальной защиты населения Красносулинского района Ростовской области выплаченные суммы компенсаций в размере 105448.49 рублей.
Представитель истца УСЗН Красносулинского района Ростовской области по доверенности ФИО7 в судебном заседании в полном объеме поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске и пояснениях к нему, и просила суд удовлетворить их.
Ответчик Царегородцева В.П.А. в судебное заседание не явилась, о слушании дела была извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела без её участия, с участием представителя адвоката Болбот А.В., в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие ответчика.
Представитель ответчика по доверенности адвокат Болбот А.В. заявленные исковые требования не признал и пояснил, что сын ответчика ФИО13. зарегистрирован по адресу: г. Красный Сулин <адрес>, однако фактически по указанному адресу не проживает, что подтверждается справками Управляющей компании. В период с 2000 года по 2007 год он проживал с супругой и детьми в <адрес>, по месту службы, а с августа 2007 года по настоящее время по <адрес> в <адрес>. Просил в иске отказать.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные доказательства, и оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (п.1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах").
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном Федеральном законе (статья 8 Федерального закона "О ветеранах").
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 9 Федерального закона "О ветеранах").
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пп. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах"),
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона "О ветеранах").
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (ч. 2 ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ").
Согласно ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В Ростовской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам и инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулируются: Законом Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда"; постановлением Правительства Ростовской области от 9 декабря 2011 г. N 212 "О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву", которым утверждено Положение "О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг" (далее - Положение 1); постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 г. N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления".
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда" ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемой ветеранам труда, проживающим в жилых помещениях, независимо от вида жилищного фонда, в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 г. N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" утверждено Положение с таким же наименованием, устанавливающее порядок расходования субвенций, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ростовской области, на осуществление полномочий в части предоставления мер социальной поддержки в денежном и (или) натуральном выражении ряду категорий граждан, проживающих на территории Ростовской области, в том числе ветеранам труда, ветеранам труда Ростовской области (далее - Положение).
Согласно пп. 6.1.2 Положения с письменным заявлением и документами гражданин, претендующий на предоставление мер социальной поддержки, может обратиться в орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области; в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области по передаче ему принятых от граждан заявлений и документов для предоставления мер социальной поддержки (абз. 2 - 4 названного подпункта).
При первичном обращении граждан в органы социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области и (или) МФЦ, при перемене места жительства, изменении состава семьи, получении нового документа, подтверждающего право на предоставление мер социальной поддержки, оказании нового вида жилищно-коммунальных услуг и в иных случаях меры социальной поддержки назначаются с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения гражданина, на срок действия документа, подтверждающего право на их получение (абз. 53 пп. 6.1.2 Положения).
Граждане, которым предоставляется компенсация расходов по оплате жилого помещения, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и коммунальных услуг, обязаны извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о наступлении обстоятельств, указанных в абзаце пятьдесят третьем настоящего подпункта и влекущих изменение размеров или прекращение выплаты компенсации, не позднее чем в десятидневный срок со дня наступления указанных обстоятельств (абз. 55 пп. 6.1.2 Положения).
Предоставление мер социальной поддержки гражданам прекращается с 1 числа месяца, следующего за датой наступления обстоятельств, служащих основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки (снятие с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания), зачисление на полное государственное обеспечение или в организацию социального обслуживания (дом-интернат для престарелых и инвалидов, пансионат для престарелых и инвалидов, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, психоневрологический интернат, дом инвалидов, детский дом-интернат для умственно отсталых и глубоко умственно отсталых детей, дом-интернат для детей с физическими недостатками), лишение свободы по приговору суда, смерть гражданина и другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации) (абз. 56 пп. 6.1.2 Положения).
В соответствии с абз. 19 пп. 6.7 Положения суммы компенсации на жилищно-коммунальные услуги, излишне выплаченные гражданам (в связи с несвоевременным информированием о перемене места жительства, изменении состава семьи, утратой права на получение компенсации на жилищно-коммунальные услуги и в других случаях), подлежат удержанию из назначенной компенсации на жилищно-коммунальные услуги. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они могут быть взысканы органами социальной защиты населения муниципальных образований в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Граждане, получающие компенсацию на жилищно-коммунальные услуги, обязаны извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о наступлении обстоятельств, указанных в абзаце девятнадцатом настоящего подпункта и влекущих изменение размеров или прекращение выплаты компенсации на жилищно-коммунальные услуги, не позднее чем в десятидневный срок с момента наступления указанных обстоятельств (абз. 20 пп. 6.7 Положения).
Аналогичные Положению нормы содержатся в Положении 1.
Согласно приведенным нормативным положениям право инвалидов и ветеранов труда на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан (то есть возмещение произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов), источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, имеющих, в частности, статус ветерана труда, инвалида, порядок и условия компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг определены указанными выше нормативными правовыми актами Ростовской области (Закон Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", Положение, Положение 1). В этих нормативных правовых актах названы в том числе основания прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам (среди них: снятие с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания), зачисление на полное государственное обеспечение или в организацию социального обслуживания и другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации), а также установлена обязанность гражданина - получателя мер социальной поддержки - в десятидневный срок извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о перемене места жительства и иных обстоятельствах, имеющих отношение к реализации права на предоставление мер социальной поддержки.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что Царегородцева В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по месту жительства по адресу: <адрес> состоит на учете в Управлении социальной защиты населения Красносулинского района Ростовской области, как <данные изъяты>
На основании Закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда" Царегородцевой В.П. предоставляются меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат, на основании представленных ею документов, исходя из состава семьи - 1 человек.
Вместе с тем, совместно с Царегородцевой В.П. по <адрес> зарегистрирован ее сын Царегородцев Е.Б.
Вместе с тем, суд учитывает, что сын ответчика ФИО12 с семьей с 2000 года по настоящее время, с Царегородцевой В.П. по <адрес>. <адрес> - не проживает, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами: справкой ФКУ ИК-1 от 20 марта 2019 года, актом о проживании от 27 марта 2019 года.
Согласно справок директора ООО «<данные изъяты> от 21 марта 2019 года и от 22 марта 2019 года Царегородцева В.П. с 1994 года проживает одна по адресу: <адрес>, состав семьи 1 человек.
Из представленных ответной стороной квитанций на оплату коммунальных платежей, следует, что Царегородцевой В.П. производятся соответствующие платежи за жилое помещение и коммунальные услуги, исходя из количества проживающих – 1 человек, при этом размер потребляемых ответчиком коммунальных услуг значительно ниже нормативов потребления коммунальных услуг, установленных региональной службой по тарифам Ростовской области.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов (ст. 7). Определение условий и порядка оказания такой поддержки осуществляется, исходя из специфики конкретных правоотношений, законодателем.
Согласно п. 7 Постановления Правительства РО от 09.12.2011 N 212 "О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву", Органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ростовской области и (или) многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляют прием документов, необходимых для принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в форме компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат, от граждан, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
Пунктом 8 указанного постановления, предусмотрено, что учет, подтверждение права на предоставление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ростовской области по месту их регистрации по месту жительства.
С письменным заявлением и документами гражданин, претендующий на предоставление ежемесячных денежных выплат, может обратиться в том числе за предоставлением ежемесячных денежных выплат. При назначении гражданину ежемесячных денежных выплат учитываются также члены его семьи, при наличии у них права на меры социальной поддержки в соответствии с действующим федеральным законодательством. При временном отсутствии отдельных граждан, зарегистрированных в жилом помещении с гражданином, которому назначены и предоставляются ежемесячные денежные выплаты, они не включаются в расчет занимаемой площади жилого помещения, если их отсутствие подтверждено документально.
Обращаясь в суд, истец указал, что переплата в размере 105448,49 рублей возникла в результате недобросовестных действий Царегородцевой В.П., которая предоставляла справки о составе семьи, из которых следовало, что состав ее семьи 1 человек, несмотря на то, что совместно с ней зарегистрирован ФИО9
В силу ч. 1 и 3 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Из материалов дела следует и истцовой стороной данный факт не оспаривается, что сын ответчицы ФИО11 с 2000 года по настоящее время по месту регистрации не проживал, общее хозяйство с ней не вел.
Гражданским кодексом РФ определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Факт не проживания сына ответчицы по месту регистрации по <адрес>, а также тот факт, что ФИО10. и члены его семьи фактически проживают по адресу <адрес>, истцом не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд считает, что сама по себе регистрация членов семьи ответчицы по месту ее жительства, при их фактическом не проживании, не может являться основанием для лишения Царегородцевой В.П., как <данные изъяты> мер социальной поддержки, предусмотренных нормами действующего законодательства.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Материалами дела бесспорно установлено, что ответчица относится к категории граждан, имеющим право на меры социальной поддержки, фактически проживает составом семьи 1 человек, оплату коммунальных услуг производит по приборам.
По смыслу вышеприведенных норм гражданского законодательства, неосновательное обогащение предполагает недобросовестность, вину лица, в таком обогащении, что в данном конкретном случае не имеет места.
Бесспорных доказательств недобросовестных действий со стороны Царегородцевой В.П., связанных с получением данных денежных средств, в спорный период, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд полагает, что сумма компенсации за оспариваемый период выплачена Царегородцевой В.П. на законных основаниях, а потому возврату не подлежит.
Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198, 209 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных исковых требований Управления социальной защиты населения Красносулинского района к Царегородцевой Валентине Петровне о взыскании денежных средств – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2019 года.
Судья: Е.В. Мищенко