Решение по делу № 2а-2774/2021 от 24.02.2021

14RS0035-01-2021-003822-88

Дело № 2а-2774/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск                                                19 марта 2021 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично, при секретаре Лукиной Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Андросовой Светланы Николаевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка,

у с т а н о в и л :

Андросова С.Н. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что является членом СОТ «___» с ____ г. на основании решения общего собрания членов товарищества, земельный участок с кадастровым номером ___, площадью ___ кв.м, расположенный по адресу: г___, распределен административному истцу в установленном порядке, он не изъят из оборота,, не ограничен в обороте, в его отношении не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. Указывая на нарушение своих прав и законных интересов, просила признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от ___ об отказе в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка и обязать административного ответчика принять решение о предоставлении ей данного земельного участка, а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В судебное заседание административный истец Андросова С.Н. не явилась, извещена, направила своего представителя Иванова А.А., который требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что никто, кроме административного истца, на данный земельный участок не претендует, она проживает на этом земельном участке, зоны затопления там нет.

Представитель административных соответчиков Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска (далее – ДИЗО) и Окружной администрации (далее – ОА) г. Якутска Слесаренко Н.В. в судебном заседании с административным иском не согласилась, просила в его удовлетворении отказать в полном объеме, ссылаясь на законность оспариваемого отказа. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании испрашиваемый земельный участок полностью расположен в зоне затопления, что указано в выписке из Единого государственного реестра недвижимости. Также административным истцом не представлен протокол общего собрания членов СОТ «___» о распределении земельных участков между ними, а также в списке членов СОТ «___», утвержденном распоряжением вице-мэра г. Якутска Степанова И.В., вместо которой Андросова С.Н. принята в члены товарищества, отсутствует.

Представитель заинтересованного лица СОТ «Чагда-Шестаковка», извещенного надлежащим образом, не явился, направил письменный отзыв за подписью председателя товарищества, согласно которому отсутствие в списке от ___ Степановой И.В. не может повлечь за собой негативные последствия для членов товарищества, принятых после регистрации устава последнего в 1992 г., также численный состав членов при регистрации товарищества составлял 53 человека, а по факту товариществу была предоставлена территория из 74 земельных участков по 800 кв.м, поэтому после регистрации товарищество продолжало распределять участки по заявлениям граждан. Указанным отказом административный ответчик по сути предпринял попытки вмешаться в дела товарищества, несмотря на приложенные административным истцом документы на членство в товариществе, лишив ее права на членство, а заинтересованное лицо – права на принятие и исключение членов, что недопустимо.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

09 ноября 2020 г. Андросова С.Н. обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: ___», для использования под огородничество.

25 ноября 2020 г. ДИЗО направил административному истцу уведомление № ___ об отказе в предоставлении вышеуказанного земельного участка. Основаниями отказа указано, что не представлен документ о распределении земельных участков между членами некоммерческого объединения, а также испрашиваемый земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования: зоне подтопления.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 62 КАС РФ устанавливает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что по общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец обратилась в суд с настоящим административным иском 24 февраля 2021 г., оспариваемый отказ датирован 25 ноября 2020 г., следовательно, установленный срок обращения в суд не пропущен.

Из материалов дела следует, что садово-огородническое товарищество (СОТ) «___» является зарегистрированным юридическим лицом.

Согласно протоколу общего собрания СОТ «___»» от 14 декабря 2017 г. Степанова И.В. исключена из членов товарищества в связи со смертью, а ее дочь Андросова С.Н. принята в состав членов товарищества вместо выбывшей матери, при этом СОТ «___» ходатайствует перед ДИЗО мэрии г. Якутска о выделении Андросовой С.Н. в собственность земельный участок № ___ по ул. ___» и закреплении его за ней.

Из справки от 19 октября 2020 г. за подписью председателя СОТ «___» Ильина М.М. следует, что Андросова С.Н. является членом товарищества, паевые и другие членские взносы в отношении земельного участка с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: г. ___.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы, кроме того: 2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов; 17) утверждение списков членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; 18) распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с п. 3 ст. 14 данного закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Основания предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.

Пунктом 3 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1, предусмотрено, что основанием для принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность без торгов члену садоводческого объединения являются следующие документы: документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН; документ, подтверждающий членство заявителя в некоммерческой организации; решение органа некоммерческой организации о распределении земельного участка заявителю, утвержденный проект межевания территории либо проект организации и застройки территории некоммерческого объединения (в случае отсутствия утвержденного проекта межевания территории); выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке).

Таким образом, приведенные правовые нормы устанавливают предоставление земельных участков без проведения торгов только членам некоммерческих организаций, созданных для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, из земель, предоставленных таким организациям и на основании решения некоммерческого объединения о распределении конкретного земельного участка заявителю при наличии данных, позволяющих идентифицировать местоположение испрашиваемого земельного на территории некоммерческого объединения.

Таким образом, административный истец вправе была получить испрашиваемый земельный участок как член действующего некоммерческого объединения, которому был распределен земельный участок из земель, предоставленных данному кооперативу, и свободный от прав третьих лиц.

Между тем доказательств того, что Степанова И.В., вместо которой Андросова С.Н. была принята в члены СОТ «___», являлась членом данного товарищества, не имеется. Судом неоднократно в порядке подготовки дела к судебному разбирательству запрашивался у административного истца протокол общего собрания, которым Степанова И.Н. принята в члены товарищества, а также доказательства того, что последней был распределен свободный от прав третьих лиц земельный участок, а также документ о распределении земельных участков между членами СОТ «Чагда-Шестаковка», однако эти документы на день судебного заседания отсутствуют. Эти документы также не были представлены и в ОА г. Якутска при подаче заявления о предоставлении земельного участка.

Из материалов дела следует, что проекты межевания и планировки территории СОТ «___» отсутствуют, товариществу необходимо было поставить на кадастровый учет границы территории общего пользования и внести корректировку в ПМТ (схема сервитутов) с. Пригородный. Из представленных документов нахождение испрашиваемого земельного участка в землях, предоставленных СОТ «___Шестаковка» в установленном порядке, невозможно.

В соответствии с пп. 1 и 3 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

- с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения).

Из изложенного следует, что административным истцом при обращении в орган местного самоуправления, а также в настоящем судебном заседании не представлено доказательств, подтверждающих наличие у него статуса члена СОТ «___», что позволило бы ей получить без торгов указанный земельный участок. В этом случае правовых оснований для предоставления ей данного земельного участка у органа местного самоуправления не имелось.

Также из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 10 ___ следует, что испрашиваемый административным истцом земельный участок с кадастровым номером ___ кв.м, расположенный по адресу: ___, полностью расположен в границах зоны с реестровым номером ___, вид/наименование: зона затопления на территориях, прилегающих к реке Лена в границе населенного пункта ___, затапливаемых при половодьях и паводках 1% обеспеченности (повторяемость 1 раз в 100 лет), тип: иная зона с особыми условиями использования территории, номер: 1, дата решения 03.08.2020, номер решения: ___, дата решения: ____ дата решения: ____, номер решения: ___. Также земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером ___, вид/наименование: зона санитарной охраны водозаборных сооружений г. Якутска, объект «Третий пояс ЗСО», тип: Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Также в указанной выписке в разделе «Особые отметки» указано, что зарегистрированы ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании приказа об установлении зон затопления.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ___ испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером ___ расположен в территориальной зоне Ж-2А: зоне для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска, ограничениям по линии градостроительного регулирования соответствует, решение о резервировании под муниципальные или государственные нужды не принято, решение о развитии застроенных территорий не принято, по проектам планировки и межевания территории с. Пригородное относится к объектам индивидуальной жилой застройки. Также обозначена зона экологического ограничения: иная зона с особыми условиями использования территории, проект затопления 1%, зона подтопления.

В соответствии с п. 2 ст. 56 ЗК РФ могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: 1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.

Согласно п. 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 «О зонах затопления, подтопления» зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с данным Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод. Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 6 данной статьи в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Как установлено судом испрашиваемый административным истцом земельный участок полностью находится в зоне затопления, которая установлена в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, и зарегистрирована в Едином государственном реестре недвижимости до обращения Андросовой С.Н. в орган местного самоуправления. При этом доказательств обеспечения инженерной защиты испрашиваемого земельного участка не представлено.

В соответствии с п. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Таким образом, поскольку земельный участок с кадастровым номером ___ полностью расположен в установленной зоне затопления и не может быть использован для ведения садоводства и огородничества, для чего испрашивается, то правовых оснований для предоставления административному истцу испрашиваемого земельного участка у административного ответчика не имелось.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из п. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания действий (бездействия), решений должностного лица, государственного органа незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав законных интересов административного истца. При этом решение вопроса о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что, признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) должностного лица и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

При таких обстоятельствах административным истцом не представлено доказательств того, что оспариваемым отказом нарушаются его права, свободы или охраняемые законом интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Оспариваемые действия по отказу являются законными, приняты в пределах компетенции административного ответчика, порядок их принятия не нарушен.

При таких обстоятельствах на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Андросовой Светланы Николаевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:                           п/п                                 М.А. Кузьмина

Копия верна.

Судья:                                                  М.А. Кузьмина

Секретарь                                       Н.К. Лукина

Решение изготовлено в окончательной форме 26 марта 2021 г.

2а-2774/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Андросова Светлана Николаевна
Ответчики
ОА г.Якутска
Другие
СОТ Чагда-Шестаковка
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Кузьмина Мария Алексеевна
Дело на сайте суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
24.02.2021Регистрация административного искового заявления
25.02.2021Передача материалов судье
26.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2021Подготовка дела (собеседование)
10.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2021Судебное заседание
26.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее