УИД 05RS0№-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 10 мая 2023 года
Городской суд <адрес> Республики Дагестан в составе
председательствующего судьи Гасанбекова Г.М.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя ФИО1 по доверенности ФИО3,
представителя администрации городского округа «<адрес>» по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа «<адрес>» об обязании заключить с ней договор социального найма на предоставление специализированного жилого помещения,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации городского округа «<адрес>» об обязании заключить с ней договор социального найма на предоставление специализированного жилого помещения.
Иск мотивирован тем, что она относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за №, она была снята со списочного учета детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилья в связи с ее переездом на постоянное место жительства в <адрес> С.
Она обратилась в администрацию ГО «<адрес>» с заявлением о включении ее в список детей – сирот по новому месту жительства, имеющих право на обеспечение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма.
Администрация <адрес> отказа включить ее в этот список, мотивировав отказ тем, что выписка из ЕГРН подтвердила факт наличия у истца общедолевой собственности (1/4 доли) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> С в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Она не отрицает, что действительно в начале 2020 года, после семейных разногласий, возникших между ней и ее супругом ФИО6, последний настоял на том, чтобы она переписала принадлежащую ей 1/4 долю на сына ФИО7, но при этом оставил за ней право проживания.
На момент подачи иска отсутствуют данные, свидетельствующие о наличии у нее жилого помещения.
Данное обстоятельство дает ей право обратиться в суд с настоящими требованиями, так как у истца есть нереализованное право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена. Направила в суд своего представителя ФИО3
В судебном заседании представитель истца ФИО3 исковые требования поддержал. Пояснил, что наличие права собственности не является препятствием для того, чтобы сирота воспользовалась своим правом, которое ей гарантировало государство. Сейчас истцу 34 года, но до 29 лет у нее не было возможности получить жилье. Прошу суд удовлетворить требования искового заявления.
Представитель ответчика администрации ГО «<адрес>» ФИО4 иск не признал. Пояснил, что для заключения договора социального найма необходимо стоять на учете в администрации для того, чтобы в последующем была возможность исполнить финансовые обязательства и для предоставления жилья. Без постановки на учет администрация не вправе предоставить жилье. МКУ «УИ и ЗО» отказало истцу в связи с тем, что в собственности истца уже имеется жилое помещение. Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). В данном случае отсутствует решение органа местного самоуправления и любого другого органа о постановке истца на учет, поэтому они не могут заключить с ней договор социального найма. В удовлетворении иска просил отказать.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на учет по обеспечению жилой площадью ФИО12 (Агамова) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.», истица принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа, в качестве лица, имеющего право на обеспечение жильем по договору найма.
Постановлением главы администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан № от ДД.ММ.ГГГГ истица, на основании обращения и.о. главы ГО «<адрес>» ФИО10, в связи с переездом на постоянное место жительство <адрес> С, снята с учета по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к главе ГО «<адрес>» ФИО10 с заявлением о включении ее в список детей-сирот по новому месту жительства, поскольку она в настоящее время проживает по адресу: <адрес> С.
Согласно ответу и.о. начальника МКУ «УИ и ЗО» ГО «<адрес>» ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ за №, ранее на обращение истицы (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) о постановке на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в обеспечении жилым помещением, администрацией ГО «<адрес>» был дан отказ. Из запрошенной выписки из ЕГРН следует, что ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит 1/4 доля жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: <адрес> С, общей площадью 93,8 кв.м. и по 1/4 доли собственности на каждого ребенка. Согласно решению Собрания депутатов ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма жилого помещения на одного члена семьи определена в размере 12 кв.м. исходя из численности членов семьи ФИО12, а именно 4 человека, она обеспечена учетной нормой жилья. В связи с этим, в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не представляется возможным.
Из представленной суду копии домовой (поквартирной) книги для регистрации граждан, проживающих в <адрес>-С по ул. ФИО5 <адрес>, площадью 93,8 кв.м., усматривается, что в данном жилом доме зарегистрированы ФИО6 – супруг истицы, ФИО1, и их несовершеннолетние дети: ФИО7 и ФИО8 Согласно копии выписки из ЕГРН, указанные лица имеют право собственности на 1/4 доли от жилого дома площадью 93,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>-С.
Таким образом, с учетом того, что ФИО1 на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации ГО «<адрес>» не состоит, и имеет в собственности 1/4 доли от жилого дома площадью 93,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>-С, суд находит, что в удовлетворении заявленного требования ФИО1 следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации городского округа «<адрес>» об обязании заключить с ней договор социального найма на предоставление специализированного жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке через городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Гасанбеков Г.М.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ