ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2012 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.И.,
при секретаре Болонкиной А.А.,
с участием прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Чадовой Е.А.,
председателя Совета сельского поселения «Смоленское» Шишкиной Т.Н.,
представителя Избирательной комиссии Забайкальского края Федорова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-43/2012 по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании неправомочным состава депутатов Совета сельского поселения «Смоленское» в связи со сложением депутатами своих полномочий; об обязании Избирательной комиссии Забайкальского края сформировать в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу временную избирательную комиссию сельского поселения «Смоленское», с возложением на нее обязанности по назначению в 10-дневный срок выборов депутатов Совета сельского поселения «Смоленское»,
установил:
прокурор обратился в суд с вышеназванным требованием, ссылаясь на то, что в Совете сельского поселения «Смоленское» (далее по тексту – Совет) численностью 10 депутатов сложили полномочия 4 депутата, в связи с чем оставшаяся численность депутатов – 6 человек – составляет менее 2/3 от установленной для данного муниципального образования численности депутатов. Указанное обстоятельство в силу статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон 131-ФЗ) свидетельствует о неправомочности состава Совета и влечет нарушение прав населения сельского поселения «Смоленское», в связи с чем поставлен вопрос о признании данного состава Совета неправомочным. Кроме того, в названном муниципальном образовании отсутствует соответствующая избирательная комиссия, что обуславливает необходимость формирования временной избирательной комиссии для организации и проведения выборов.
В судебном заседании Забайкальского краевого суда прокурор Забайкальской краевой прокуратуры Чадова Е.А. заявленные требования поддержала.
Председатель Совета сельского поселения «Смоленское» Шишкина Т.Н. возражала против признания состава депутатов Совета сельского поселения «Смоленское» неправомочным, пояснив, что в установленном законом порядке Р.Л.В. а также С.С.В. Г.А.В., Ш.Л.В. полномочия депутатов с себя не сложили. После подачи заявлений о сложении депутатских полномочий С.С.В.., Г.А.В.., Ш.Л.В. участвовали в заседании Совета. Кроме того, на названных депутатов оказывалось давление, в результате чего и были поданы данные заявления.
При этом в письменных возражениях, представленных в Забайкальский краевой суд, Шишкина Т.Н. подтвердила, что состав депутатов Совета на данный момент является неправомочным. Просила обязать Избирательную комиссию Забайкальского края сформировать в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу временную избирательную комиссию сельского поселения «Смоленское» с возложением на нее обязанности по назначению в 10-дневный срок дополнительных выборов депутатов Совета сельского поселения «Смоленское».
Представитель Избирательной комиссии Забайкальского края Федоров А.А. согласился с требованием прокурора о признании неправомочным состава депутатов Совета сельского поселения «Смоленское». Против удовлетворения заявления в части возложения на Избирательную комиссию Забайкальского края обязанности по формированию временной избирательной комиссии, с возложением на нее обязанности по назначению в 10-дневный срок выборов депутатов Совета сельского поселения «Смоленское» не возражал.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд находит заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу положений части 1 статьи 35 Федерального закона 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Частью 6 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что численность депутатов представительного органа поселения определяется уставом муниципального образования и при численности населения от 1 000 до 10 000 человек не может быть менее 10 человек.
Уставом сельского поселения «Смоленское», утвержденным Решением Совета данного муниципального образования от 28 декабря 2010 года № 147 (далее – Устав), установлено, что Совет состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по единому муниципальному избирательному округу (часть 3 статьи 14 и часть 2 статьи 23). В силу части 4 статьи 23 Устава Совет сельского поселения правомочен, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов (в данном случае – 7 депутатов).
Согласно пункту 2 части 16 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия представительного органа прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Аналогичная норма закреплена в пункте 2 части 10 статьи 23 Устава сельского поселения «Смоленское».
Пунктом 2 части 10 статьи 40 Федерального закона 131-ФЗ установлено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 30 Устава сельского поселения «Смоленское» полномочия депутата сельского поселения прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
Как усматривается из материалов дела: справки Избирательной комиссии Забайкальского края от 7 сентября 2012 года № 01-12/753, сводной таблицы избирательной комиссии муниципального образования о результатах выборов по многомандатному избирательному округу № 1, протокола избирательной комиссии муниципального образования о результатах выборов по многомандатному избирательному округу № 1, решения муниципальной избирательной комиссии сельского поселения «Смоленское» от 6 декабря 2011 года № 9, и подтверждается свидетельскими показаниями (В.А.В., П.Л.В.., Г.А.В.., С.С.В.., Ш.Л.В., Р.Л.В.., С.И.А.) по итогам выборов депутатов Совета сельского поселения «Смоленское» признаны избранными 10 депутатов Совета сельского поселения «Смоленское», а именно: А.В.Г., А.А.В., В.А.В., Г.А.В.., П.Л.В.., П.М.А., Р.Л.В., С.С.В., Ш.Л.В., Ш.Т.Н.
26 апреля 2012 года депутат С.С.В. подала в Совет заявление о сложении полномочий депутата. Аналогичные заявления поданы Г.А.В. 26 апреля 2012 года, Ш.Л.В. 16 мая 2012 года. Данные заявления приняты председателем Совета Шишкиной Т.Н.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей С.С.В., Г.А.В., Ш.Л.В. подтвердили, что действительно написали заявления о сложении с себя полномочий депутата Совета, депутатами себя не считают, намерений отозвать заявления и участвовать в деятельности Совета не имеют, заявления написаны ими добровольно.
Доводы председателя Совета о том, что С.С.В., Г.А.В., Ш.Л.В. присутствовали на заседании Совета 4 июня 2012 года, не могут быть расценены как участие в деятельности Совета. Как следует из протокола заседания Совета от 4 июня 2012 года, на данном заседании помимо прочих рассматривался вопрос о сложении полномочий указанных депутатов.
Как пояснили С.С.В., Г.А.В., Ш.Л.В., поскольку вопрос о рассмотрении их заявлений в повестке дня стоял последним, они покинули заседание Совета вскоре после его начала. Полагали свои полномочия депутата прекращенными после подачи заявлений.
При этом согласно протоколу заседания Совета заявления депутатов сельского поселения «Смоленское» о сложении депутатских полномочий на данном заседании были удовлетворены.
Доказательств, подтверждающих, что заявления о сложении полномочий депутата указанными свидетелями были поданы недобровольно, суду не представлено.
Помимо прочего, отсутствие решений Совета по заявлениям о сложении депутатских полномочий не может являться основанием для признания полномочий депутата не прекращенными.
Полномочия депутата выборного органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию вне зависимости от принятия решения выборного органа местного самоуправления. Обязанность представительного органа местного самоуправления по принятию путем голосования решения о прекращении полномочий депутата, уведомившего о сложении своих полномочий, законодательством не предусмотрена.
Утверждение председателя Совета Шишкиной Т.Н. о том, что решение вопроса о сложении депутатами своих полномочий входит в компетенцию избирательной комиссии сельского поселения «Смоленское», не соответствует действующему законодательству.
Что касается депутата Р.Л.В., суд приходит к следующему.
В материалах дела имеется копия заявления, адресованная муниципальной избирательной комиссии сельского поселения «Смоленское», от 6 декабря 2012 года, согласно которому Р.Л.В. отказался от получения депутатского мандата. Постановлением муниципальной избирательной комиссии сельского поселения «Смоленское» от 6 декабря 2012 года № 12 регистрация депутата Р.Л.В. аннулирована.
В судебном заседании Р.Л.В. пояснил, что после утверждения результатов голосования он отказался от депутатских полномочий, депутатом Совета сельского поселения «Смоленское» себя не считает, осуществлять депутатские полномочия не намерен, не приступал к исполнению обязанностей по причине прохождения службы в органах внутренних дел.
Таким образом, на момент рассмотрения дела судом при установленной численности Совета сельского поселения «Смоленское» в 10 депутатов, данный представительный орган состоит из 6 депутатов, что составляет менее двух третей от установленной численности, необходимой для осуществления Советом своей деятельности.
При таких обстоятельствах Совет сельского поселения «Смоленское» не может осуществлять надлежащим образом полномочия представительного органа местного самоуправления, что нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, а также Федеральными законами от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» права граждан данного муниципального образования на местное самоуправление и участие в нем, в том числе право жителей избирать и быть избранными в орган местного самоуправления.
На основании изложенного и в соответствии с пунктом 2 части 16 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ состав Совета сельского поселения «Смоленское» подлежит признанию неправомочным.
Относительно содержащегося в заявлении требования об обязании Избирательной комиссии Забайкальского края сформировать в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу временную избирательную комиссию сельского поселения «Смоленское», с возложением на нее обязанности по назначению в 10-дневный срок выборов депутатов Совета сельского поселения «Смоленское», суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 16 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия представительного органа прекращаются в случае вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования.
В случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления или депутатов органов местного самоуправления, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (пункт 4 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ выборы депутатов органов местного самоуправления назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 13 Закона Забайкальского края от 6 июля 2010 года № 385-ЗЗК «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования.
Пунктом 8 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что если уполномоченный на то орган не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган отсутствует, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией.
В силу пункта 9 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ, если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган, а в случае его отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных статьями 22 - 24 и 29 настоящего Федерального закона, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы.
Условий, предусмотренных названными положениями, из материалов дела не усматривается. Соответственно требования об обязании Избирательной комиссии Забайкальского края сформировать в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу временную избирательную комиссию сельского поселения «Смоленское», с возложением на нее обязанности по назначению в 10-дневный срок выборов депутатов Совета сельского поселения «Смоленское» заявлены преждевременно.
В данной части заявление прокурора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворить частично.
Признать состав депутатов Совета сельского поселения «Смоленское» неправомочным в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Отказать в удовлетворении требований заместителя прокурора Забайкальского края о возложении на Избирательную комиссию Забайкальского края обязанности по формированию в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу временную избирательную комиссию сельского поселения «Смоленское», с возложением на нее обязанности по назначению в 10-дневный срок выборов депутатов Совета сельского поселения «Смоленское».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Забайкальский краевой суд.
Судья Т.И. Васильева