УИД № 23RS0025-01-2024-001154-06
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Курганинск 10 июня 2024 года
Курганинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Устюжина С.М.,
при секретаре Жинжило О.В.,
с участием помощника прокурора Курганинского района
Дементьева В.Е.,
истца Алиева В.О.,
представителя истца Беседина С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алиева Вячеслава Олеговича к Окуневу Сергею Александровичу о возмещении морального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,
установил:
Алиев В.О. обратился в Курганинский районный суд с исковым заявлением к Окуневу С.А. о возмещении морального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, обосновав тем, что приговором Курганинского районного суда Краснодарского края от 26 февраля 2024 года Окунев С.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренном ч. 1 ст.264 УК РФ и ему назначено наказание в виде одного года ограничений свободы. Истец по данному делу является потерпевшим, которому в результате дорожно - транспортного происшествия причинены следующие повреждения: травматический разрыв лонного сочленения с наличием разрыва стенки мочевого пузыря; ссадина правого локтевого сустава. Указанные повреждения образовались от воздействия тупых предметов, в условиях - дорожно - транспортного происшествия, оцениваются в совокупности и причинили тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, так как по своему характеру непосредственно создают угрозу для жизни. В настоящее время истцу, после полученных травм невозможно продолжать активную общественную жизнь. Трудоспособность на длительное время утрачена. Более того, со стороны ответчика не принесено извинений, действий, направленных на возмещение морального вреда, причиненного преступлением не направленно. На фоне полученных травм и постоянных болевых ощущений у истца возникли проблемы со сном и нервной системой в целом. Для дальнейшей реабилитации истцу необходимо еще множество лекарственных препаратов, медицинских процедур и потеря огромного количества времени. Истец уже не сможет жить прежней жизнью. Нравственные страдания преследуют истца и по сей день, они выражены как в физических мучениях, так и в тех эмоциях, которые сопровождаются чувством страха, депрессии, апатии и т.д. Истцу самостоятельно сложно справиться с теми травмами (не только физическими, но и моральными) полученными в результате ДТП, в связи с чем, просит взыскать в счет компенсации морального вреда 500 000 рублей.
Истец и его представитель в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования, по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивали на их удовлетворении.
Ответчик Окунев С.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки, и их уважительности не сообщил, в связи с этим дело рассматривается в порядке заочного производства.
Выслушав истца, его представителя, прокурора,полагавшего необходимым снизить сумму компенсации морального вреда до 400 000 рублей,исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено, что приговором Курганинского районного суда Краснодарского края от 26 февраля 2024 года Окунев Сергей Александрович (далее по тексту - ответчик) признан виновным в совершении преступления, предусмотренном ч. 1 ст.264 УК РФ и ему назначено наказание в виде одного года ограничения свободы.
14 октября 2023 года, в период времени с 11 часов 30 минут по 11 часов 19 минут в г. Курганинске Краснодарского края, водитель Окунев С.А. (далее по тексту - ответчик), управляя автомобилем «LadaGranta 219040», регистрационный знак <данные изъяты>, двигаясь по правой полосе проезжей части дороги <адрес>, со стороны <адрес> в сторону <адрес>, в районе <адрес>, совершая маневр разворота, вне перекрестка, с крайней правой полосы движения, в нарушение п.п. 8.1 ПДД РФ, при выполнении маневра создал опасность для движения, а так же помехи другим участникам дорожного движения в нарушение п.п. 8.5 ПДД РФ, перед разворотом заблаговременно не занял соответствующее крайнее положение на проезжей части, не убедился в безопасности маневра, выехал на левую полосу движения, где не уступил дорогу попутному транспортному средству мотоциклу «Кавасаки ZX», регистрационный знак <данные изъяты> под управлением Алиева В.О. (далее по тексту - истец) и допустил с ним столкновение.
Истец по данному делу является потерпевшим, которому в результате дорожно - транспортного происшествия причинены следующие повреждения: травматический разрыв лонного сочленения с наличием разрыва стенки мочевого пузыря; ссадина правого локтевого сустава. Указанные повреждения образовались от воздействия тупых предметов, в условиях - дорожно - транспортного происшествия, оцениваются в совокупности и причинили тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, так как по своему характеру непосредственно создают угрозу для жизни.
Ответчик допустил нарушение пунктов 1.3, 1.5, 8.1, 10.1 Правил Дорожного движения Российской Федерации, которые находятся в прямой причинной связи с наступившими последствиями в виде дорожно - транспортного происшествия, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда истцу.
Гражданский кодекс Российской Федерации среди основных начал гражданского законодательства предусматривает обеспечение восстановления нарушенных прав (статья 1) с использованием для этого широкого круга различных способов защиты (статья 12).
В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (абзац 10) в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривается возможность потерпевшей стороны требовать компенсации морального вреда.
Ст. 1079 ГК РФ предусматривает, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения и т.д. Владелец источника повышенной опасности на отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность моет быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным п.1 настоящей статьи. Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности, возмещается на общих основаниях.
В соответствии с ч.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. От 29.11.2021, с изм. от 27.10.2022) «О безопасности дорожного движения» реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Из смысла приведенных выше норм следует, что владелец источника повышенной опасности (владелец транспортного средства), передавший полномочия по владению транспортным средством лицу, не имеющему право в силу различных оснований на управление транспортным средством, в случае причинения вреда, будет нести с ним ответственность в долевом порядке.
В соответствии со ст.90 УПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, за исключением приговора, постановленного судом в соответствии со статьей 226.9, 316 или 317.7 настоящего Кодекса, либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. При этом такие приговор или решение не могут предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле.
Ч.1 - 2 ст.61 ГПК РФ гласит, что обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а так же в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда. Суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен так же учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20.12.1994 №10 разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Согласно ч. 1 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
В соответствии со п. 32 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательства вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» от 26.01.2010 №1, учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (статья 1100 ГК РФ).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», по общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины.
Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, его размер, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Как утверждает истец, в настоящее время ему, после полученных травм невозможно продолжать активную общественную жизнь. Трудоспособность на длительное время утрачена. Более того, со стороны Ответчика не принесено извинений, действий, направленных на возмещение морального вреда, причиненного преступлением не направленно. На фона полученных травм и постоянных болевых ощущений у истца возникли проблемы со сном и нервной системой в целом. Для дальнейшей реабилитации истцу необходимо еще множество лекарственных препаратов, медицинских процедур и потеря огромного количества времени. Истец уже не сможет жить прежней жизнью.
Нравственные страдания преследуют истца и по сей день, они выражены как в физических мучениях, так и в тех эмоциях, которые сопровождаются чувством страха, депрессии, апатии и т.д. Истцу самостоятельно сложно справиться с теми травмами (не только физическими, но и моральными) полученными в результате ДТП.
Определяя размер подлежащей взысканию с ответчика компенсации морального вреда, суд учитывает характер и объем причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, степень вины ответчика, его материальное положение, требования разумности и справедливости, в связи с чем полагает необходимым взыскать с Окунева С.А. в пользу Алиева В.О. компенсацию морального вреда в размере 400 000 рублей, поскольку указанный размер является обоснованным и справедливым.
Согласно правилам ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, на основании п.4 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, взыскивается с ответчика.
Исходя из вышеизложенных норм и требований п. 3 ч. 1 ст. 339.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования Курганинский район подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Алиева Вячеслава Олеговича к Окуневу Сергею Александровичу о возмещении морального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия - удовлетворить частично.
Взыскать с Окунева Сергея Александровича в пользу Алиева Вячеслава Олеговича в счет возмещения морального вреда причиненного в результате дорожно-транспортным происшествием в размере 400 000 рублей.
Взыскать с Окунева Сергея Александровича в доход бюджета муниципального образования Курганинский район государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Копию заочного решения суда направить сторонам.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда чрез Курганинский районный суд Краснодарского края течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда чрез Курганинский районный суд Краснодарского края в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.М. Устюжин