Дело № 2-2176/2024
УИД 29RS0008-01-2024-003904-73
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 октября 2024 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего Моругова А.В.,
при секретаре Абрамовской Т.В.,
с участием прокурора Дурапова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котова Павла Евгеньевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о признании незаконными заключения по результатам служебной проверки и приказа об увольнении, восстановлении на службе в ранее занимаемой должности, взыскании оплаты вынужденного прогула,
у с т а н о в и л :
Котов П.Е. обратился в суд с иском к ) о признании незаконными заключения по результатам служебной проверки и приказа об увольнении, восстановлении на службе в ранее занимаемой должности, взыскании оплаты вынужденного прогула.
В обоснование требований указано, что истец с проходил службу в , с в должности № ). По результатам служебной проверки по факту смерти арендатора склада в результате обрушения ворот, оформленной заключением от __.__.__, контракт с Котовым П.Е., приказом от __.__.__, с учетом приказа о внесении изменений №-лс от __.__.__, расторгнут на основании п. 14 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от __.__.__ № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Истец не согласен с результатами служебной проверки и приказом о расторжении контракта, так как полагает, что его вины в смерти арендатора не имеется.
В связи с указанным, просит признать незаконными заключение о результатах служебной проверки от __.__.__, приказ УФСИН России по Архангельской области от __.__.__, с учетом приказа о внесении изменений №-лс от __.__.__, восстановить на службе в ранее занимаемой должности, а также взыскать с ответчика оплату времени вынужденного прогула.
Протокольным определением суда от __.__.__ к участию в деле качестве соответчика с согласия истца привлечено .
В судебном заседании истец Котов П.Е. и его представитель адвокат
Цвиль В.С. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске. Дополнительно истец пояснил, что смерть арендатора является несчастным случаем, его вины в произошедшем нет. Представитель истца отметил, что при проведении осмотра здания __.__.__ каких-либо дефектов обнаружено не было, обрушение ворот произошло в период отпуска истца, что исключает его вину.
Представитель ответчиков Клюквина Е.В., действующая на основании доверенности, требования не признала и пояснила, что с истцом контракт расторгнут на законных основаниях по результатам проведенной служебной проверки, в связи с ненадлежащим осуществлением должностных обязанностей повлекших смерть лица, порядок соблюден. Просила в иске отказать.
Суд, рассмотрев иск, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего требования истца подлежавшими удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются Федеральным законом «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предметом регулирования Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ), в соответствии со статьей 2, являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.
Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ предусмотрено, что регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с: Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»), Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец с __.__.__ проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, __.__.__ принял присягу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. __.__.__ между истцом и начальником Управления Федеральной службы исполнения наказания по Архангельской области заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации №, в соответствии с которым истец с __.__.__ проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в должности .
Таким образом, истец являлся лицом, на которого распространялись требования Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ и принятых во его исполнение подзаконных актов.
В соответствии с пп. 1, 6 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ служба в уголовно-исполнительной системе - это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в уголовно-исполнительной системе, в случаях и на условиях, которые предусмотрены названным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с этим федеральным законом службу в уголовно-исполнительной системе в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
В силу п.п. 2, 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ сотрудник обязан: знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников); не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.
Статьей 13 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ закреплены требования к служебному поведению сотрудника. Так, данной статьей на сотрудника возлагаются в том числе следующие обязанности: при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; осуществлять свою деятельность в рамках предоставленных полномочий; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению им служебных обязанностей; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики (п.п. 1, 2, 4, 5 ч. 1).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 сентября 2019 года № 202 утвержден Дисциплинарный устав уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, предусматривающий в числе других обязанность сотрудника знать служебные обязанности и соблюдать порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав; соблюдать требования к служебному поведению (п.п. «а», «в» п. 5 раздела II).
Кодексом этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 11 января 2012 года № 5, установлено, что сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего учреждения или органа УИС; исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание их деятельности; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей; постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности (п.п. «а», «б», «в», «д», «п» п. 8 раздела II).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26 декабря 2005 года № 17-П, лица, несущие службу в уголовно-исполнительной системе выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, основанный, в том числе на особых требованиях к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам, добросовестному исполнению ими условий служебного контракта.
Таким образом, Котов П.Е. как лицо, заключившее контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и принявший присягу обязан был знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, добросовестно выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.
Как любое соглашение, контракт о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе предполагает неукоснительное соблюдение его положений, возлагающих на сотрудника обязательства проходить службу на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, а также непосредственно положениями контракта, соблюдать Присягу и правила внутреннего распорядка, честно и добросовестно выполнять все предусмотренные ими требования, а также предусмотренные по занимаемой штатной должности обязанности.
В интересах службы, действуя в рамках своей дискреции, законодатель вправе установить специальные основания прекращения служебных отношений с теми сотрудниками, которые допускают нарушения условий контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе.
В силу п. 14 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе, в связи с нарушением условий контракта сотрудником.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19 декабря 2019 года № 3369-0, п. 14 ч. 2 ст. 84 Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», предусматривая возможность увольнения сотрудника уголовно-исполнительной системы со службы в связи с нарушением им условий контракта, направлен на исключение из кадрового состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы лиц, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности, что, в конечном счете, способствует выполнению возложенных на данные учреждения и органы конституционно значимых функций.
Как следует из материалов дела, истец с __.__.__ по дату расторжения контракта проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в должности .
В силу положения об отделе коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения федерального казенного учреждения , утвержденного __.__.__, в функции отдела входила организация контроля за состоянием и надлежащей эксплуатацией зданий и сооружений, наличием и ведением технической документации на объекты, состоянием территории. С указанным положением Котов П.Е. ознакомлен под роспись.
Исходя из п.п. 12, 23, 29 должностной инструкции сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, замещающего должность , утвержденной начальником , Ширяевым Е.В. __.__.__, с которой Котов П.Е. ознакомлен под роспись __.__.__, истец обязан был помимо прочего: планировать и организовывать работу по капитальному и текущему ремонту объектов учреждения и организацию работы в соответствии с требованиями Приказа Министерства юстиции Российской Федерации № 276 от 28 сентября 2001 года «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы», выполнение программы производственного контроля на объектах учреждения; осуществлять надзор и обеспечивать содержание в исправном и безопасном состоянии средств коллективной защиты машин и механизмов, а также оборудования; своевременно составлять и предоставлять в УФСИН России по Архангельской области отчетную документацию по своему направлению. Аналогичные требования содержались в ранее действующих должностных инструкциях, утвержденных начальником ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области __.__.__ и __.__.__.
Приказом врио начальника от __.__.__ № «О назначении ответственных за техническую эксплуатацию зданий» ответственным за эксплуатацию зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, в том числе здания склада А-11 производства ГДР, назначен Котов П.Е.
Таким образом, Котов П.Е. являлся должностным лицом, который в силу возложенных на него должностных обязанностей, должен был обеспечивать контроль за состоянием и надлежащую эксплуатацию вверенных ему зданий и сооружений, в том числе здания склада А-11 производства ГДР. Указанные обязанности в силу изложенных нормативно-правовых актов он должен был исполнять добросовестно и на высоком профессиональном уровне.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ на сотрудника, в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе.
В силу ч. 6 ст. 52 указанного Федерального закона, дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.
Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных ст. 14 Федерального закона (ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе (ч. 3 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).
Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на 30 дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (ч. 4 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления заключения (ч. 5 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).
Согласно ч. 7 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ в заключении по результатам служебной проверки указываются: установленные факты и обстоятельства; предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания.
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки (ч. 8 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года. № 197-ФЗ).
Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч. 9 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 341 утвержден Порядок проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - Порядок).
В силу пункта 4.1 Порядка основаниями проведения служебной проверки в отношении сотрудника являются совершение им дисциплинарного проступка, применение (использование) сотрудником физической силы, специальных средств и оружия, а также иных происшествий с участием сотрудника, если имеются основания полагать, что оно явилось следствием дисциплинарного проступка либо произошло при исполнении сотрудником служебных обязанностей; возбуждение в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении; гибель (смерть) сотрудника, получение им увечья или иного повреждения здоровья; нарушение условий контракта; наличие обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в УИС.
В случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела служебная проверка назначается и проводится в целях выяснения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения, и подготовки предложений по их устранению, при этом в заключении о результатах служебной проверки факт наличия виновности либо невиновности в совершении им преступления или административного правонарушения по уголовному или административному делу не указывается.
В соответствии с п. 3 Порядка при проведении служебной проверки должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; фактов и обстоятельств нарушения условий контракта; наличия вины сотрудников за дисциплинарный проступок или степени вины каждого из них в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка, нарушению условий контракта; обстоятельств, имеющих значение для обоснованного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности; наличия, характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в УИС.
В соответствии с п. 8 Порядка решение о проведении служебной проверки принимается должностными лицами учреждений и органов УИС (лицами, их замещающими), указанными в п. 7 Порядка, не позднее 14 дней со дня, когда им стала известна информация, являющаяся основанием для проведения служебной проверки.
Согласно п. 17 Порядка служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении, за исключением случаев продления срока проведения служебной проверки, в соответствии с п.п. 12, 19 Порядка или ее переноса в соответствии с п. 18 Порядка.
Пунктом 21 Порядка предусмотрено, что заключение подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителями федерального органа УИС или уполномоченным руководителем, принявшим решение о проведении служебной проверки. Датой завершения служебной проверки является дата подписания членами комиссии заключения.
Не позднее чем через 3 рабочих дня со дня завершения служебной проверки заключение представляется должностному лицу, издавшему приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки.
Указанное должностное лицо не позднее чем через 5 рабочих дней со дня представления заключения принимает решение об утверждении заключения либо о продлении служебной проверки по основаниям, предусмотренным п. 19 Порядка.
В соответствии с п. 27 Порядка в описательной части заключения в зависимости от предмета служебной проверки указываются: сведения о времени, месте, обстоятельствах совершения дисциплинарного проступка сотрудником (при его наличии), о происшествии с участием сотрудника, об обстоятельствах нарушения условий контракта, об обстоятельствах, препятствующих прохождению сотрудником службы в УИС; сущность совершенного дисциплинарного проступка (при его наличии), происшествия с участием сотрудника, нарушения условий контракта, обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в УИС; взаимосвязь дисциплинарного проступка (при его наличии) с исполнением сотрудником Присяги сотрудника УИС, требований, установленных законодательством Российской Федерации, дисциплинарным уставом УИС, приказами (распоряжениями) Минюста России, ФСИН России, правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа УИС, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников), контрактом, должностной инструкцией.
Судом установлено, что в ведении , согласно выписки из ЕГРН, находится здание склада А-11 производства ГДР, кадастровый №.
Между и ИП Хабаровым А.Н. __.__.__ был заключен договор хранения № в силу которого учреждение приняло на себя обязанность хранить автотранспорт арендатора в здании склада А-11 по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ...., и выдавать его.
Как уже было указано ранее, ответственным за эксплуатацию здания склада А-11 был назначен Котов П.Е.
Последний комиссионный осмотр здания склада проводился __.__.__ комиссией, в состав которой в том числе входил Котов П.Е., техническое состояние здания оценено как удовлетворительное. При этом, согласно справке текущий и капитальный ремонт здания склада за период с мая 2020 года по декабрь 2023 года не проводился.
Межтерриториальным отделом ЗАГС по Котласскому, Верхнетоемскому и Красноборскому районам __.__.__ внесена запись акта
№ о смерти __.__.__ Хабарова А. Н. по причине: остановки сердца, травматического шока, множественного перелома ребер, удара предметом, травматического разрыва хряща.
Согласно материалам уголовных дел, __.__.__ следователем по особо важным делам вынесено постановление о возбуждении уголовного дела № и принятии его к производству по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ, в связи с обнаружением __.__.__ возле здании склада № А-11, принадлежащего , трупа Хабарова А.Н.
Постановлением о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от __.__.__ Котов П.Е. привлечен в качестве подозреваемого по уголовному делу № в связи с подозрением в совершении преступления предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ по факту смерти Хабарова А.Н. из-за обрушения ворот склада вследствие дефекта петель, ответственным за эксплуатацию которого назначен был истец.
Постановлением от __.__.__ уголовные дела № и № соединены в одно производство, а __.__.__ постановлением следователя по особо важным делам Котов П.Е. привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, которым он обвиняется в совершении преступления предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ, поскольку он являлся ответственным за техническую эксплуатацию здания склада А-11, однако ненадлежащим образом исполнял свои профессиональные обязанности.
Согласно заключению эксперта №, данного в рамках уголовного дела, причинами дефектов петель упавших ворот здания склада А-11 производства ГДР являлись дефекты сварных швов, а также их коррозия, существенно снижающая прочность соединений.
Исходя из материалов служебной проверки, __.__.__ на имя начальника Девятова М.А. поступило представление следователя по особо важным делам Рястоса А.В. по факту выявленных нарушений требований федерального законодательства со стороны должностных лиц при эксплуатации здания склада А-11 в связи со смертью Хабарова А.Н., в котором помимо прочего содержатся сведения о нарушении Котовым П.Е. требований законов и подзаконных актов и о обвинении его в совершении преступления предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ «производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
В последующем, __.__.__ на имя начальника Девятова М.А. поступил рапорт начальника отдела организационной работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений Гришановой М.Н. по факту того, что __.__.__ из отдела собственной безопасности УФСИН поступило постановление о привлечении в качестве обвиняемого в отношении Котова П.Е., вынесенное __.__.__ следователем по особо важным делам , которым Котову П.Е. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ. В постановление указаны факты нарушения истцом требований должностной инструкции, ст. 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 28 сентября 2001 года № 276, а также технических норм и правил.
На основании рапорта начальником Девятова М.А. __.__.__ издан приказ №, которым создана комиссия для проведения служебной проверки в отношении Котова П.Е. Ответственным за её проведение назначен заместитель начальника Шорников С.Л.
В рамках служебной проверки истребованы материалы уголовного дела, характеризующие материалы на работника, а также __.__.__ у истца отобрана объяснительная по вопросам, рассматриваемым в ходе служебной проверки.
__.__.__ начальником утверждено Заключение о результатах служебной проверки.
Из заключения о результатах служебной проверки следует, что __.__.__ следователем по особо важным делам Рястосом А.В. вынесено постановление о возбуждении уголовного дела № и принятии его к производству по признакам преступления, предусмотренного
ч. 2 ст. 109 УК РФ, в связи с обнаружением __.__.__ возле здания склада № А-11, принадлежащего , трупа Хабарова А.Н.
__.__.__ Котов П.Е. привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу №, которым он обвиняется в совершении преступления предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ. Основанием для привлечения в качестве обвиняемого послужил тот факт, что Котов П.Е. приказом начальника УФСИН от __.__.__ №-лс и приказом врио начальника от __.__.__ №, был назначен ответственным за содержание, техническую эксплуатацию и безопасность здания склада А-11. В период с __.__.__ по __.__.__ свои профессиональные обязанности надлежащим образом не исполнял, а именно: надлежащий осмотр здания не проводил, текущий ремонт не организовал, постоянную техническую эксплуатацию склада не обеспечил, систематические еженедельные наблюдения не проводил, данные о состоянии склада в журнал не заносил, в связи с чем не были выявлены имеющиеся дефекты на петлях створки распашных ворот здания склада А-11, что привело к их обрушению на арендатора Хабарова А.Н.
В заключении также указано, что в соответствии с контрактом Котов П.Е. взял на себя обязательства, связанные с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе обязался: быть верным присяге, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей, добросовестно исполнять свои должностные обязанности. Присягу принял __.__.__.
Члены комиссии, по результатам проверки, пришли к выводу о том, что Котов П.Е., являющийся на основании приказа от __.__.__ № ответственным за техническую эксплуатацию зданий и сооружений, в том числе здания склада
№ А-11 производства ГДР, недобросовестно отнесся к исполнению своих должностных обязанностей в связи с несоблюдением требований законодательства и своих должностных обязанностей, а именно не соблюдал и (или) нарушил:
- пункты 10 и 12 должностных инструкций, утвержденных начальником , в рамках которых Котов П.Е. обязался планировать и организовывать работу в соответствии с требованиями руководящих документов, санитарных норм и правил, иных нормативно-правовых источников по направлениям их деятельности, в том числе капитальный и текущий ремонты объектов учреждения и организацию работы в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 28 сентября 2001 года № 276 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений уголовно исполнительной системы»;
- п. 5.2., 6.1., 6.2., 6.3., 6.4., 9.1., 9.2., 19.10. Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 28 сентября 2001 года № 276 (далее – Инструкция), в рамках которых планово-предупредительный ремонт должен включать следующие мероприятия: периодический осмотр, включающий в себя общий осмотр зданий, текущий осмотр, внеочередной осмотр; текущий ремонт, включающий в себя текущий профилактический ремонт, текущий планируемый ремонт и текущий непредвиденный (аварийный) ремонт; капитальный ремонт, включающий в себя выборочный капитальный ремонт, комплексный капитальный ремонт.
Для своевременного обнаружения неисправностей и повреждений, возникающих в процессе эксплуатации, и контроля за их устранением в учреждениях должен быть установлен систематический строительный надзор за техническим состоянием несущих и ограждающих конструкций, санитарно-техническим оборудованием, системами энергообеспечения зданий и сооружений. В этих целях приказом начальника учреждения определяются лица, ответственные за техническую эксплуатацию зданий и сооружений (6.1. Инструкции).
Ответственные лица в части, касающейся технической эксплуатации зданий и сооружений, функционально должны подчиняться заместителю начальника учреждения по тылу и осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями настоящей Инструкции (6.2 Инструкции).
Основные задачи лиц, ответственных за техническую эксплуатацию зданий и сооружений: обеспечение сохранности, надлежащего технического состояния и постоянной эксплуатационной пригодности строительных конструкций зданий и сооружений, их санитарно-технического оборудования и систем энергообеспечения (водопровода, канализации, отопления, вентиляции и др.); организация работ по улучшению состояния помещений, интерьеров, архитектурно-эстетического вида зданий и сооружений (6.3 Инструкции).
В соответствии с основными задачами лица, ответственные за техническую эксплуатацию зданий и сооружений, обязаны, с привлечением соответствующих служб (главного механика, главного энергетика и др.), следить за состоянием строительных конструкций, санитарно-технического оборудования, систем энергообеспечения и других коммуникаций зданий и сооружений с целью: защиты строительных конструкций зданий и сооружений от механических повреждений путем организации систематической уборки пыли и снега с покрытий зданий и сооружений, осмотров, ревизий и безотлагательных ремонтов конструкций и элементов в случае необходимости; поддержания в надлежащем техническом состоянии кровли здания, водосточных труб, воронок, трубопроводов внутреннего водостока, отмостки, планировки прилегающей территории, внутренних и внешних сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения и др. для исключения замачивания грунтов у основания фундаментов и поддержания в зданиях и помещениях проектного температурно-влажностного и санитарно-гигиенического, противопожарного, взрывобезопасного и др. режимов; обеспечения своевременной подготовки зданий и коммуникаций к эксплуатации в зимних условиях; соблюдения правил и норм складирования в зданиях хозяйственно-складских зон, габаритов проходов и проездов внутри зданий, при входах, въездах в них и на прилегающих к ним территориях; планирования мероприятий по уходу за зданиями, сооружениями и помещениями; выполнения предписаний соответствующих служб учреждения и территориального органа УИС по устранению нарушений правил их технической эксплуатации (п. 6.4. Инструкции).
Техническое состояние зданий и сооружений основного и вспомогательного назначения и уровень их эксплуатации должны определяться в процессе систематических наблюдений и периодических технических осмотров. Наблюдения и осмотры зданий и сооружений следует проводить согласно Положению о проведении ППР. Особенно тщательно должны осматриваться места, в которых проводились работы по ремонту и усилению строительных конструкций. Эти места должны быть обозначены и за ними должен осуществляться регулярный контроль (п. 9.1. Инструкции).
Систематические ежедневные наблюдения осуществляются специалистом, уполномоченным руководителем службы контроля учреждения, за которым закреплено здание или его часть. Наблюдение за состоянием конструкций заключается в проведении ежедневного беглого визуального осмотра всех конструкций и поэлементных осмотров в сроки, устанавливаемые службой контроля за техническим состоянием зданий и сооружений согласно графикам, утвержденным начальником учреждения или его заместителем по тылу. При назначении сроков поэлементных осмотров строительных конструкций следует учитывать местные климатические условия, степень агрессивного воздействия на строительные конструкции окружающей среды, режим работы оборудования, продолжительность эксплуатации здания и режимные и др. специфические условия (п. 9.2 Инструкции).
Внеочередные осмотры зданий и сооружений проводятся после стихийных бедствий (пожаров, ураганных ветров, ливней, больших снегопадов, землетрясений) или аварий (п. 9.10 Инструкции).
- п. 5.1.5, 5.1.11, 5.1.13, 5.3.3, 7.1 ГОСТ 311174-2017, согласно которым детали, элементы и узлы конструкции изделий (петли, пружины, тросы и др.) должны быть рассчитаны на нагрузки и условия эксплуатации с учетом массы, размеров и способа открывания ворот для обеспечения достаточной жесткости и прочности изделий;
- п. 5.1.2, 5.3.1, 5.3.3, 5.5.2, 5.5.5 ГОСТ 5088-2005 согласно которым ворота должны быть безопасными при эксплуатации и обслуживании; конструкции воротных систем должны быть защищены от коррозии способами в соответствии с требованиями СНиП2.03.11-85; качество сварных швов должно соответствовать следующим требованиям: металл шва и граничащая зона не должны иметь трещин, кратеров швов в местах остановки сварки должны быть проварены; швы должны иметь гладкую и равномерную чешуйчатую поверхность без резких переходов к основному металлу; швы должны быть плотными по всей длине и не иметь прожогов, сужений, наплывов, шлаковых включений. Изделия должны быть безопасными при эксплуатации и обслуживании.
- ст. 210 ГК РФ, в силу которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором;
- п.п. 1.2 ст. 7, ст. 10 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» в силу которых потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Исполнитель обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Если исполнитель не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
- п.п. 4.1, 4.2, 4.3 заключенного контракта № от __.__.__ в силу которого Котов П.Е. обязался быть верным присяге, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей, добросовестно исполнять служебные обязанности;
- Присяги, согласно которой Котов П.Е. обязался добросовестно выполнять приказы начальников и возложенные на него служебные обязанности;
- ст. 26 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» в силу которой в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел Российской Федерации;
- п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, в силу которого Котов П.Е. обязан был соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению им служебных обязанностей;
- п.п. 1,2,3 ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в силу которой гражданский служащий обязан: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа.
- п.п. «а», «б», «в», п. 8 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 11 января 2012 года № 5, в силу которых Котов П.Е. обязан был: исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов УИС; исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание их деятельности: осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего учреждения или органа УИС.
На основании результатов служебной проверки за нарушение истцом условий контракта, которые выразились в оказании услуг не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, что повлекло причинение смерти по неосторожности, предложено расторгнуть контракт и уволить со службы Котова П.Е. по основанию, предусмотренному п. 14 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ. С результатами служебной проверки истец ознакомлен __.__.__ под роспись.
В свою очередь, временно исполняющим обязанности начальника __.__.__ издан приказ №-лс, которым с Котовым П.Е. заключенный контракт расторгнут по п. 14 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.
При этом согласно пояснениям истца, им систематически осуществлялся беглый визуальный осмотр здания, каких либо нареканий он не имел, вышестоящее руководство о необходимости выполнения ремонтных работ не информировал, что также свидетельствует о ненадлежащем исполнении истцом служебных обязанностей ввиду дефектов конструктивных элементов здания установленных экспертом в рамках уголовного дела, а также при проведении служебной проверки.
Таким образом, проанализировав представленные доказательства, оценив их в совокупности, исходя из того, что основанием для проведения служебной проверки явилась информация о возбуждении уголовного дела в отношении истца и привлечении его в качестве обвиняемого, суд приходит к выводу о том, что работодателем установлен факт нарушения истцом должностных обязанностей, установленных ограничений и запретов, которые выразились в ненадлежащем содержании, технической эксплуатации и обеспечении безопасности вверенного здания склада № А-11, за что тот, с учетом тяжести совершенного Котовым П.Е. проступка и его последствий, правомерно был привлечен к дисциплинарной ответственности.
Порядок наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания и расторжения контракта предусмотренный Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, работодателем соблюден.
В связи с указанным, оснований для признания заключения о результатах служебной проверки и приказа о расторжении контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнении из уголовно-исполнительной системы незаконными, восстановлении истца на службе не имеется.
В силу ч.ч. 1, 3, 6ст. 76 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ сотрудник, признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, освобожденным, отстраненным от должности или переведенным на другую должность в уголовно-исполнительной системе либо незаконно лишенным специального звания, подлежит восстановлению в прежней должности и (или) специальном звании.
Основанием для восстановления сотрудника на службе в уголовно-исполнительной системе является решение руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя либо вступившее в законную силу решение суда.
Сотруднику, восстановленному на службе в уголовно-исполнительной системе, выплачивается неполученное (недополученное) им за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по замещаемой им ранее должности в уголовно-исполнительной системе, и (или) компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым им по последней должности в уголовно-исполнительной системе, и фактическим заработком, полученным в период вынужденного перерыва в службе.
Поскольку судом ответчиками нарушений порядка и оснований увольнения со службы Котова П.Е. не допущено, оснований для удовлетворения требований истца о восстановлении на службе в ранее занимаемой должности, а также взыскании оплаты вынужденного прогула не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
исковое заявление Котова П. Е. ) к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области ), Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» ) о признании незаконными заключения по результатам служебной проверки и приказа об увольнении, восстановлении на службе в ранее занимаемой должности, взыскании оплаты вынужденного прогула оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий А.В. Моругов
Мотивированное решение суда составлено 18 октября 2024 года