Дело № 33-5196/2023
№ 2-8962/2022
72RS0025-01-2022-008260-32
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Тюмень 18 сентября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пуминовой Т.Н.,
судей: Федоровой И.И., Чесноковой А.В.,
при секретаре Матвеевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Гусейнова Мамедага Амир оглы на решение Центрального районного суда г.Тюмени от 20 октября 2022 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Гусейнова Мамедага Амир Оглы к Департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании включить семьи в список нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих, уволенных с военной службы для обеспечения жильём составом семьи четыре человека, отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения истца Гусейнова М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Красновой Е.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,
установила:
Истец Гусейнов М.А.оглы обратился в суд с иском к ответчику Департаменту имущественных отношений Администрации г.Тюмени о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности включить истца и его семью в список нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих, уволенных с военной службы для обеспечения жильём составом семьи четыре человека.
Требования мотивированы тем, что истец являлся военнослужащим, уволенным с военной службы в октябре 1992 года, стаж службы более 20 лет. При увольнении в запас истец избрал местом постоянного проживания <.......>, зарегистрирован и проживал в период с 1992 года по 26 июля 1994 года и с 26 июля 1995 года по 1998 год по адресу: <.......>, однако не был обеспечен жилой площадью, льготу не реализовал. 06 апреля 1999 года на заседании Тюменской городской общественной комиссии заявление истца о включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий было отклонено в связи с отсутствием необходимых документов, в то время как истцом все необходимые документы были предоставлены, на ведомственный запрос ответа не последовало. Полагает, что имеет право на получение жилого помещения.
Истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объёме, просил суд удовлетворить по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Краснова Е.А. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения иска по основаниям, изложенным в возражениях.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился истец Гусейнов М.А. оглы, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Указывает, что писем, на которые ссылается ответчик, о том, что истец должен собрать документы и обратиться с заявлением в Администрацию г.Тюмени, не получал ни по адресу регистрации, ни по адресу фактического проживания. Ответчик ссылается на то, что истец и его семья состоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды и участники боевых действий на территории других государств» в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» с 17 июня 1998 года с составом семьи 1 человек. Однако, согласно ч.4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Без соблюдения данного условия и порядка, гражданин не может быть поставлен на учет. Таким образом, документы, которые требовала у истца Администрация г.Тюмени в своих письмах, были предоставлены ранее. Требования о предоставлении их вновь, считает специально созданным дополнительным препятствием для получения жилья. Полагает, что Администрация г.Тюмени могла известить истца, направив заказное письмо с уведомлением о вручении, однако уведомления были направлены посредством почтовой связи. Также указывает, что был уволен с военной службы в октябре 1992 года. При увольнении в запас избрал место постоянного жительства <.......>, но не был обеспечен жилой площадью, льготу, положенную по закону, не реализовал. На заседании Тюменской городской общественной комиссии 06 апреля 1999 года было рассмотрено заявление истца о включении в число нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготе «уволенный с военной службы», но решение не было принято, так как отсутствовали сведения, имеющее существенное значение для рассмотрения заявления. Вместе с тем, считает, что все имеющиеся документы были предоставлены, а на межведомственный запрос ответа не последовало, что фактически повлекло невозможность реализации права на улучшение жилищных условий по одному из установленных законом оснований. Считает, что основания для предоставления льготы имелись в соответствии со ст. 19 «Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей», утвержденных Постановлением СМ СССР от 17 февраля 1981 года №193, отказ был незаконным. На этот момент семья истца состояла из 4 человек. С учетом изложенного, полагает, что почти двадцатипятилетняя задержка исполнения возникшего обязательства (по предоставлению жилого помещения) явно не укладывается в понятие разумного срока для реализации нуждающимся лицом бесспорного, обеспеченного законом права. Таким образом, именно бездействие ответчика и послужило основанием для подачи истцом иска в рассматриваемом деле. То обстоятельство, что ответчиком были направлены письма истцу и было принято решение о предоставлении жилья следующему гражданину по списку нуждающихся в улучшении жилищных условий по причине того, что Гусейнов М.А.оглы не обратился в Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени с заявлением, считает не может являться единственным основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку реализация жилищного права уволенного военной службы на улучшение жилищных условий была несоразмерно и неразумно затянута ответчиком. Довод суда о том, что истец изначально состоял на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий по общим основаниям полагает противоречит закону, не имеет юридического значения и не может быть принят во внимание, поскольку правильное установление конкретных юридических оснований для постановки на определенный вид учета является обязанностью Администрации (ответчика), а не нуждающегося в улучшении жилищных условий лица, обратившегося в уполномоченный орган и представившего все необходимые документы, из содержания которых (на момент предоставления) фактически следовали все предусмотренные законом условия принятия на учет для предоставления жилого помещения. Полагает, что ответчику необходимо доказать факт уведомления должным образом истца о том, что последнему необходимо предоставить документы и заявление для предоставления жилого помещения, так как именно на этот факт ссылается суд первой инстанции, мотивируя отказ исковых требований.
В письменных возражениях ответчик Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в 2016 году Гусейнов М.А.-оглы обращался в суд с иском к Администрации г. Тюмени о возложении обязанности поставить его с 17 июня 1998 года на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, «в связи с увольнением с военной службы».
Требования были мотивированы тем, что Гусейнов М.А.-оглы проходил срочную и сверхсрочную службу в Советской армии, был уволен с действительной военной службы 20 октября 1992 г. по сокращению штатов в звании прапорщика из войсковой части <.......> Министерства Обороны СССР, расположенной в <.......> в Грузии. На момент увольнения воинский стаж истца составлял более 25 лет сверхсрочной службы и более 20 календарных лет действительной военной службы, что давало ему право на обеспечение жилой площадью. В 1997 году истец переехал на постоянное место жительства в г. Тюмень и обратился в местную администрацию с документами в целях постановки на учет для получения жилья. Орган местного самоуправления поставил истца в льготную очередь как участника боевых действий, однако в постановке в очередь на получение жилья в порядке статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ему было отказано.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 12 сентября 2016 года в удовлетворении исковых требований Гусейнова Мамедага Амир-ФИО1 к Администрации города Тюмени о постановке на учет «в связи с увольнением с военной службы» отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 07 декабря 2016 года, решение Центрального районного суда г. Тюмени от 12 сентября 2016 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Гусейнова ФИО1-оглы - без удовлетворения.
Определением судебной коллегией Тюменского областного суда 07 декабря 2016 года установлено, что в 2005 году истец уже обращался с иском к Администрации г.Тюмени об обжаловании отказа Администрации г.Тюмени в постановке его на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий «в связи с увольнением с военной службы». Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 31 мая 2005 года в удовлетворении исковых требований было отказано (л.д.48-51). Этим решением было установлено, что Гусейнов М.А-оглы право на постановку на учет в г.Тюмени во внеочередном порядке не приобрел, отказ соответствует закону, поскольку нормы действующего в настоящее время законодательства не возлагают на органы местного самоуправления обязанность по ведению учета военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» и обеспечению их жильем.
Судебная коллегия кроме того указала, что поскольку в рассмотрении Центральным районным судом г. Тюмени гражданского дела, по которому было принято решение 31 мая 2005 года Гусейнов М.А.-оглы и Администрация г. Тюмени принимали участие, повторное оспаривание и доказывание ими обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Тюмени от 31 мая 2005 года в силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не допускается.
В 2018 году истец вновь обратился в суд с иском к ответчикам Военному комиссариату Тюменской области, Департаменту социального развития Тюменской области, Департаменту имущественных отношений Администрации г.Тюмени, о признании права на обеспечение жильём за государственной счёт в Российской Федерации в соответствии со ст.15 Закона РФ «О статусе военнослужащих», как военнослужащему, уволенному из Российской Армии по выслуге лет, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Основание иска аналогично, что и при обращении в суд в 2005 и 2016 годах.
Решением Центрального районного суда города Тюмени от 23 июля 2018 года, в иске Гусейнову Мамедаге Амир-ФИО1 к Военному комиссариату Тюменской области, Департаменту социального развития Тюменской области, Департаменту имущественных отношений Администрации г.Тюмени было отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 21 ноября 2018 года, решение Центрального районного суда города Тюмени от 23 июля 2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Гусейнова М.А. – без удовлетворения.
Судебная коллегия считает, что поскольку в настоящем иске Гусейновым М.А. оглы заявлены требования о включении в список нуждающихся не только истца, но и членов его семьи в составе 4 человек, то основания для прекращения производства по делу отсутствуют, между тем, факты, установленные судами ранее, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, поскольку согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из материалов дела, истец Гусейнов М.А. проходил службу в Вооружённых Силах СССР, в том числе, участвовал в боевых действиях на территории Республики Афганистан, согласно удостоверению от 16 марта 1999 года, Гусейнов М.А. имеет право на льготы, установленные ст.22 и ст.23 Федерального закона «О ветеранах».
Приказом командующего войсками Краснознаменного закавказского военного округа от 17 октября 1992 года № 083-ПМ прапорщик Гусейнов М.А.-оглы был уволен в запас по сокращению штата. На момент увольнения его календарная выслуга лет составляла 20 лет 3 месяца, в льготном исчислении - 24 года 10 месяцев.
При увольнении со службы Гусейнов М.А.-оглы сдал занимаемую им двухкомнатную квартиру в <.......> и переехал в Азербайджанскую Республику, где встал на воинский учет, проживал с семьей и до 10 января 1998 года был зарегистрирован по месту жительства.
С февраля 1998 года Гусейнов М.А. - оглы зарегистрирован по адресу: г.Тюмень, <.......> (здание военкомата г.Тюмени).
17 июня 1998 года Гусейнов М.А.-оглы обратился в Администрацию г.Тюмени с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В ответе на данное обращение ему было сообщено о постановке его на учет по льготе «воин-интернационалист» с даты обращения.
Распоряжением Администрации г.Тюмени от 23 марта 2000 года № 1024 истцу было отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как «уволенного с военной службы».
Истец повторно обращался к ответчику по вопросу постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий «в связи с увольнением с военной службы» однако решением Администрации г. Тюмени от 09 февраля 2005 года в постановке на такой учет ему вновь было отказано.
Данный отказ был обжалован истцом, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Тюмени от 31 мая 2005 года исковые требования были отклонены.
В 2016 году Гусейнов М.А.-оглы вновь направил ответчику обращение по поводу постановки на учет нуждающихся в жилье «в связи с увольнением с военной службы», в ответе на которое ему было сообщено, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанности вести учет граждан данной категории.
Согласно пункту 16 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17 февраля 1981 года №193 (далее по тексту - Положение), действовавшего на момент увольнения Гусейнова М.А.-оглы со службы и его обращения к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилье, военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, состоящие на действительной военной службе, имели право получить для себя и для совместно проживающих с ними членов семьи жилую площадь из жилищного фонда местных Советов народных депутатов наравне с другими гражданами.
В пункте 19 указанного Положения было закреплено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.
06 сентября 1998 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее по тексту - Правила).
Данными Правилами был урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право на получение жилья.
Согласно подпункту «и» пункта 7 Правил избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий. В силу абзаца 2 указанного пункта основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
Ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, возлагалось на органы местного самоуправления и военные комиссариаты (пункт 12 Правил).
Судебной коллегией Тюменского областного суда от 07 декабря 2016 года установлено (л.д.48об.-51), что решением Центрального районного суда г.Тюмени от 31 мая 2005 года право Гусейнова М.А-оглы на постановку на учет в г.Тюмени во внеочередном порядке в соответствии с Положением (действовавшим на дату, с которой истец просит поставить его на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений) не приобрел. Разрешая этим решением спор о законности отказа ответчиком Гусейнову М.А.-оглы в феврале 2005 года в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях как уволенного с военной службы на основании поданного им в июне 1998 года заявления, суд установил, что данный отказ соответствует закону.
Закон Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» устанавливает порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, категории граждан, имеющих право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Тюменской области, порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Тюменской области.
Статьей 7 Закона установлено право граждан быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, из числа категорий, в том числе «инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды и участники боевых действий на территории других государств в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.1995 № 25 «О ветеранах» (далее — Федеральный Закон № 5-ФЗ) (пункт «а» части 2 статьи 7 Закона № 137).
С 17 июня 1998 года Гусейнов М.А. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по данной категории.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, относящихся к категории «участники боевых действий на территории других государств» осуществляется путем предоставления жилого помещения из жилищного фонда Тюменской области либо посредством предоставления субсидий из федерального бюджета.
Как следует из материалов дела, 30 марта 2020 года, 21 мая 2020 года Гусейнову М.А. были направлены уведомления о предоставлении документов, необходимых для принятия решения о предоставлении жилого помещения, установленных пунктом 3.2 Постановлением Правительства Тюменской области от 05 октября 2009 года № 286-п «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области (далее Порядок).
Поскольку Гусейнов М.А. не предоставил необходимые документы, Главным управлением строительства Тюменской области было принято решение о предоставлении жилого помещения следующему гражданину, состоящему на учете нуждающихся в жилых помещениях по данной категории.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся отсутствии информации от Администрации г.Тюмени о необходимости предоставления документов для получения жилого помещения не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются материалами дела.
Как следует из документов, приобщенных судом апелляционной инстанции в судебном заседании по ходатайству ответчика, 23 января 2023 года Гусейнову М.А. было сообщено о наличии жилого помещения для предоставления и необходимости в связи с этим предоставить документы для его получения.
Гусейнов М.И. данное уведомление получил, в связи с чем 31 января 2023 года обратился с заявлением о предоставлении ему жилого помещения из жилищного фонда Тюменской области по договору социального найма.
Приказом 25-п ГАУ Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» от 21 марта 2023 года было принято решение о предоставлении Гусейнову М.А. жилого помещения в г.Тюмени по <.......>, о чем 22 марта 2023 года ему было направлено уведомление, с предложением явиться в срок до 07 апреля 2023 года для заключения договора социального найма в Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени.
Поскольку Гусейнов М.А. для заключения договора социального найма не явился, 11 апреля 2023 года ему было направлено повторное уведомление о необходимости явиться в Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени, с указанием уважительных причин неявки в срок, указанный в первоначальном уведомлении.
В связи с повторной неявкой истца, решение о предоставлении жилого помещения приказом № 37-п от 27 апреля 2023 года было отменено, о чем Гусейнову М.А. направлено уведомление.
Как следует из материалов дела, все уведомления Администрации г.Тюмени были направлены на адрес, указанный истцом - г.Тюмень <.......> (здание военкомата).
О предоставлении информации о фактическом месте жительства органам местного самоуправления и суду, Гусейнов М.А. уклоняется.
На основании абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. п. 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 23 июня 2015 года "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истца с составом 4 человек необходимо принять на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по категории «уволенный с военной службы» несостоятельны, поскольку указанная категория граждан в Законе Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма и предоставления жилых помещений в Тюменской области» не определена, а на органы местного самоуправления не возложена обязанность по ведению учета военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» и обеспечению их жильем.
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,
определила:
Решение Центрального районного суда г.Тюмени от 20 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гусейнова Мамедага Амир оглы – без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено 25 сентября 2023 года.
Председательствующий /подпись/
Судьи коллегии: /подписи/
Копия верна.
Судья