УИД 77RS0014-02-2022-011387-80
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
адрес 23 мая 2023 года
Лефортовский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи Воробьевой С.Е.,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-243/2023 по иску Сизовой Елены Викторовны к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по адрес и адрес (Социальный фонд России, филиал № 3) о назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
истец Сизова Е.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по адрес и адрес (Социальный фонд России, филиал № 3) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, указывая, что 11.04.2021 она обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» с применением ст. 34 закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в назначении пенсии ей было отказано.
Истец Сизова Е.В. в суд явилась, поддержала исковые требования и просила признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, включить в общий страховой стаж периоды: с 27.06.1996 по 16.03.1997, с 17.03.1997 по 04.01.1999 и назначить пенсию.
Ответчик – представитель Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по адрес и адрес (Социальный фонд России, филиал № 3) (по доверенности) фио в суд явилась, возражала против удовлетворения искового заявления.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, считает, исковые требования Сизовой Елены Викторовны к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по адрес и адрес (Социальный фонд России, филиал № 3) о назначении пенсии, подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1). Осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат.
На основании ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с положениями ст. 10 ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно статье 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из примечания к ст. 35 названного Закона РФ установленная ст. ст. 32 - 35 закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Между тем, как указано в определении Конституционного суда РФ N 403-О от 11 июля 2006 года при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Положения ст. ст. 33, 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 13 того же Закона и п. 2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
Распоряжением Правительства адрес N 237-р от 28 декабря 1991 года утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения.
В ходе судебного разбирательства было установлено и не оспаривалось сторонами, что 11.04.2021 истец обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» с применением ст. 34 закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истцу было отказано, ввиду того, что на дату обращения право на досрочную пенсию у истца отсутствует.
Истец проживала и работала на территории, отнесенной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС», к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в период с 09.08.1993 по 26.06.1996 – территория адрес
Общая продолжительность работы на территории, отнесенной к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом составила 02 года 10 месяцев 18 дней.
В страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение не включен период с 27.06.1996 по 04.01.1999, так как не подтверждено проживание или работа на территории в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Период постоянного проживания на загрязненной территории не может быть учтен, так как имеются доказательства, подтверждающие иное – рождение у истца ребенка 19.12.1997 в адрес, исключающее ежедневное возвращение в место постоянного проживания.
В соответствии с нормами закона от 15.05.1991 г. № 1244-1 критерием отнесения граждан к категории проживающих (работающих) на территории зоны радиоактивного загрязнения является подтвержденный в установленном порядке факт и продолжительность их постоянного проживания (работы) на территории населенных пунктов, включенных в официальный перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно ст. 7 закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. № 1244-1 действие настоящего закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 г. и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан, на которых, начиная с 1991 г. среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0,1 бэр), на которых, начиная с 1991 г. плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием – 137 превышает 1 Ки/кв.км.
адрес подразделяются на зоны: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно ст. 11 указанного Закона зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть адрес за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
На адрес такие зоны в настоящее время определены Постановлением Правительства РФ N 1582 от 18 декабря 1997 года. Город не значится в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном указанным Постановлением, поскольку находится на территории другого государства бывшего Союза ССР.
Согласно положениям ст. ст. 33, 34 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15 мая 1991 года истец имеет право на снижение пенсионного возраста.
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из представленной трудовой книжки истца следует, что 26.06.1996 она была принята на работу в 123 УДСР в порядке перевода, 16.09.1997 – уволена по собственному желанию.
Подрядная организация 123 УДСР выполняла субподрядные строительно-монтажные работы по обходу в адрес в период с 1996 по 2000 (л.д. 39).
Из положения «О структурном подразделении ГП 1371 ТДСУ 123 Управления дорожно-строительных работ механизации (УДСР(м)) следует, что структурное подразделение находилось по адресу адрес адрес (л.д. 68-74).
В конце апреля 1993 истец вместе с семьей прибыла в адрес на постоянное место жительства из адрес.
Переезжая из адрес в адрес истец по месту работы в КУВАСР не сразу уволилась, а оформила отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет, что подтверждается копиями заявления и приказа № 76/к от 16.04.1993.
Увольнение оформлено 01.07.1993 в период, когда истец постоянно проживала на территории адрес, что подтверждается копией заявления об увольнении, периоды работы в КУВАРС подтверждены записью в трудовой книжке.
Из пояснений истца следует, что в конце августа она переехала с дочерью на постоянное место жительства в адрес.
Исковые требования в части включения в общий страховой стаж для определения права истца на досрочную пенсию периода работы с 27.06.1996 по 16.03.1997 подлежат удовлетворению, поскольку в данный период истец осуществляла трудовую деятельность на территории в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В ходе судебного разбирательства истец поддержала исковые требования и просила установить факт постоянного проживания в адресв период с мая 1993 по август 1997.
Согласно ч. 1, п. п. 5, 6 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, суд рассматривает дела об установлении фактов: принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении; факта владения и пользования недвижимым имуществом.
На основании ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Исковые требования в части установления факта постоянного проживания истца, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, поскольку, юридический факт устанавливается только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Исковые требования в части включения в стаж в общий страховой стаж для определения права истца на досрочную пенсию периода с 17.03.1997 по 04.01.1999 и доводы истца о том, что в данный период она проживала на территории в зоне с льготным социально-экономическим статусом, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, поскольку каких либо доказательств представлено не было.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При включении в общий страховой стаж периода с 27.06.1996 по 16.03.1997 (08 месяцев 19 дней) с учетом включенного периода 02 года 10 месяцев 18 дней у истца не образуется требуемый стаж (в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом).
Суд, принимая во внимание конкретные обстоятельства по данному делу, оценив собранные по делу доказательства, также учитывая, что в ходе судебного разбирательства не нашло своего объективного подтверждения то обстоятельство, что ответчик не обоснованно отказал истцу в назначении досрочной пенсии, при этом стороне истца предлагалось представить доказательства по данному делу, в связи с чем, рассмотрение дела неоднократно откладывалось, заявленные исковые требования о назначении досрочной пенсии, не могут быть признаны обоснованными.
Учитывая выше изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования в части включения в стаж периода работы с 27.06.1996 по 16.03.1997 подлежат удовлетворению, в части назначения досрочной пенсии - оснований для удовлетворения исковых требований, предусмотренных действующим законодательством не имеется.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ № 3) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ № 3) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 27.06.1996 ░░ 16.03.1997.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 39 ░░░ ░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░
(░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) 23 ░░░ 2023 ░░░░