Дело № 2-8155/2021
УИД 03RS0003-01-2021-009985-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 06 октября 2021 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Искандаровой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Хамидуллиной Д.Р.,
с участием прокурора - Алибаевой И.Х
истца – Сафиуллина Р.Д.,
представителя истца - Шаймухаметова Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сафиуллина Рамиса Дамировича к Акционерному обществу «Тандер» о взыскании компенсации морального вреда и убытков,
установил:
Сафиуллин Р.Д. обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Тандер» (далее по тексту – АО «Тандер») о взыскании компенсации морального вреда и убытков.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 28.12.2018 года по 04.09.2020 года работал в АО «Тандер». 03.09.2020 года мировым судьей судебного участка № 9 по Кировскому району г. Уфы РБ в отношении Сафиуллина Р.Д. вынесено постановление о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей. Решением Кировского районного суда г. Уфы РБ от 14.10.2020 года постановление мирового судьи судебного участка № 9 по Кировскому району г. Уфы РБ отменено и производство по дело прекращено. После вынесения постановления истец и работодатель расторгли трудовой договор по соглашению сторон от 04.09.2020 года. По мнению Сафиуллина Р.Д. работодатель вынудил его уволиться, угрожая привлечением не только к административной ответственности, но и к уголовной. По вине работодателя истец на сегодняшний день не может устроиться на работу, поскольку работодатель продолжает обрабатывать персональные данные и истец числится в «черном списке». Сафиуллин Р.Д. направил в адрес ответчика претензия о компенсации морального вреда и понесенных убытков в связи с нарушением прав. Недобросовестные действия ответчика вызывают у истца отрицательные эмоции и беспокойство, что выражается в преобладании плохого настроения, упадке сил, снижении работоспособности, нарушении сна, повышенной раздражительности.
На основании вышеизложенного, истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей и расходы по оплате юридических услуг в размере 32 500 рублей.
В судебном заседании истец Сафиуллин Р.Д. исковые требования поддержал, просил удовлетворить, пояснив, что после увольнения переживал, испытывал чувства волнения, при попытке устроиться на работу в другие крупные торговые сети, ему приходили отказы из службы безопасности, по причине того что, он ранее привлекался к административной ответственности.
В судебном заседании представитель истца Сафиуллина Р.Д. по устному ходатайству - Шаймухаметов Р.Ф. исковые требования поддержал, просил удовлетворить, суду пояснил, что его доверитель Сафиуллин Р.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения по инициативе АО «Тандер», но решением Кировского районного суда г. Уфы постановление о привлечении к административной ответственности отменено, производство по делу прекращено, полагает, что в данном случае вина ответчика полностью доказана.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление. Из отзыва следует, что исковые требования АО «Тандер» не признает, так как вина ответчика в необоснованном привлечении Сафиуллина Р.Д. к административной ответственности отсутствует, равно как и отсутствую доказательства о понуждении Сафиуллина Р.Д. к подписанию соглашения о расторжении трудового договора.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, заслушав заключение прокурора Алибаевой И.Х., полагавшей в удовлетворении искового заявления отказать по причине отсутствия документов, подтверждающих причинение истцу морального вреда, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанность по предоставлению доказательств лежит на сторонах и лицах, участвующих в деле.
Суд в соответствии с принципами равноправия сторон, состязательности гражданского судопроизводства и диспозитивности не осуществляет сбор доказательств и по своей инициативе не истребует какие бы то ни было доказательства, за исключением доказательств при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений.
В обязанности суда входит лишь определение предмета доказывания (совокупности юридических фактов, установление которых необходимо для разрешения дела по существу) и создание необходимых условий для сбора и истребования доказательств.
Судом из материалов дела установлено, что Сафиуллин Р.Д. в соответствии с приказом о приеме работника на работу № № от 28.12.2018 года принят на должность продавца в АО «Тандер», также с Сафиуллиным Р.Д. заключен трудовой договор.
11.02.2019 года на Сафиуллина Р.Д. возложена полная материальная ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему материальных ценностей, а также за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иными лицами.
Из служебной записки специалиста сектора безопасности Ганиева Р.Р. от 27 августа 2020 года следует, что в магазине, расположенном по адресу: <адрес>, выявлен факт хищения денежных средств кассиром Сафиуллиным Р.Д. путем создания фиктивных корректировок по отмене покупок.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 9 по Кировскому району г. Уфы РБ от 03.09.2020 года Сафиуллин Р.Д. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Решением Кировского районного суда г. Уфы РБ от 14.10.2020 года постановление мирового судьи судебного участка № 9 по Кировскому району г. Уфы РБ отменено и производство по дело прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых мировым судьей вынесено постановление о привлечении Сафиуллина Р.Д. к административной ответственности.
27.08.2020 года Сафиуллиным Р.Д. написано заявление, содержащее просьбу уволить его по соглашению сторон 04.09.2020 года.
04.09.2020 года между Сафиуллиным Р.Д. и АО «Тандер» заключено соглашение сторон о расторжении трудового договора от 28.12.2018 года № №.
Приказом о прекращении трудового договора с работником № № от 04.09.2020 года прекращено действие трудового договора от 28.12.2018 года № № заключенного между Сафиуллиным Р.Д. и АО «Тандер», 04.09.2020 года Сафиулин Р.Д. уволен на основании личного заявления от 27.08.2020 года.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. К числу таких нематериальных благ относится жизнь, здоровье (состояние физического, психического и социального благополучия человека), семейные и родственные связи. В случае причинения гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего, то есть морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага, неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом, вины причинителя вреда.
Обращаясь с настоящим иском, Сафиуллин Р.Д. указывает на то, что работодатель заставил его уволиться, также ссылается на то, что по вине ответчика АО «Тандер» истец не может трудоустроиться на работу в крупные торговые сети, поскольку работодатель продолжает обрабатывать персональные данные Сафиуллина Р.Д., полагает, что он находится в «черном списке» в связи, с чем Сафиуллину Р.Д. нанесен моральный вред в виде напряжения, беспокойства, преобладании плохого настроения, упадке сил, снижении работоспособности.
Однако истцом в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ достоверных и допустимых доказательств не предоставлено.
Так, истец Сафиуллин Р.Д. доказательств об отказе в приеме на работу в иные организации, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, не представил.
Исследуя материалы дела об административном правонарушении в отношении Сафиуллина Р.Д., представленные по запросу суда мировым судьей судебного участка № 9 по Кировскому району г. Уфы РБ, не установлено то обстоятельство, что АО «Тандер» способствовало предоставлению ложных сведений для привлечения Сафиуллина Р.Д. к административной ответственности.
В судебном заседании истец подтвердил, что заявление на увольнение Сафиуллиным Р.Д. написано 27.08.2020 года, то есть до вынесения мировым судьей постановления о привлечении к административной ответственности.
Доказательств, подтверждающих причинение ответчиком нравственных страданий истцу, которые бы свидетельствовали о существенном нарушении личных неимущественных прав истца и причинении ему морального вреда, Сафиуллиным Р.Д. не представлено.
Доказательств наличия прямой причинно-следственной связи между действиями ответчика и беспокойством, нарушением сна, плохим настроением, упадком сил, снижении работоспособности истцом Сафиуллиным Р.Д. также не представлено, медицинскими документами не подтверждено.
Анализируя изложенное выше, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные в процессе его разбирательства фактические обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Сафиуллина Р.Д.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Сафиуллина Рамиса Дамировича к Акционерному обществу «Тандер» о взыскании компенсации морального вреда и убытков отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено 14 октября 2021 года.
Судья Т.Н. Искандарова