Дело № 2-93/2020
УИД 75RS0021-01-2020-000104-64
Категория дела 2.209
решение
именем российской федерации
19 марта 2020 года с. Улеты
Улетовский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Гарголло А.Ю.
при секретаре Суворовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Улетовского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ Николаевский детский сад муниципального района «Улетовский район» о возложении обязанности организации прохождения обязательного психиатрического освидетельствования педагогических работников,
установил:
Прокурор Улетовского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора за исполнением трудового законодательства и законодательства об образовании выявлено следующее.
Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан, в том числе в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Согласно абзацу 7 статьи 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанные с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года № 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работников (далее Правила).
Указанные Правила определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
В силу пункта 3 Правил освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет.
Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем (пункт 6 Правил).
Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Согласно таблице 2 Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» медицинским противопоказанием для осуществления деятельности работниками учебно-воспитательных учреждений; детских и подростковых оздоровительных учреждений, в том числе, сезонных; детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школах; лечебно-профилактических учреждений, санаториев, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов, непосредственно, связанных с организацией питания пациентов, тренерами, инструкторами по плаванию, работниками бассейнов и лечебных ванн, отпускающие процедуры, медицинским противопоказанием для осуществления деятельности данных категорий работников является заболевание эпилепсией и синкопальные состояния.
Анализ приведенных предписаний вышеуказанных Перечня и Порядка, утвержденных федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, позволяет прийти к выводу о том, что данные предписания направлены на выявление у работников, в том числе общеобразовательных учреждений, заболевания, препятствующего выполнению ими работы; обеспечивают охрану труда, а также жизнь и здоровье несовершеннолетних, обучающихся в данных учреждениях; предупреждают возникновение угрозы безопасности учащихся, поскольку к обучению, воспитанию, развитию несовершеннолетних могут допускаться лишь те лица, которые не представляют угрозы их жизни и здоровью.
Согласно информации отдела образования и молодежной политики администрации муниципального района «Улетовский район» работники образовательных учреждений района, в частности МДОУ «Николаевский детский сад», психиатрическое обследование не прошли.
Данное нарушение требований закона является недопустимым, поскольку не прохождение своевременного психиатрического обследования не обеспечивает полную безопасность детей, пребывающих в образовательном учреждении.
На основании изложенного, ссылаясь на п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст.ст. 45, 131 ГПК РФ, с учетом уточнений, просит обязать МДОУ «Николаевский детский сад» в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, организовать прохождение обязательного психиатрического освидетельствования педагогических работников, деятельность которых связана с воспитанием детей, обязать администрацию муниципального района, привлеченную в качестве соответчика, профинансировать прохождение обязательного психиатрического освидетельствования педагогических работников МДОУ «Николаевский детский сад» муниципального района «Улетовский район», деятельность которых связана с воспитанием детей, в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения.
Прокурор Улетовского района в судебное заседание не явился, о времени, дате, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении требований настаивал по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам.
Представитель ответчика директор МДОУ Николаевский детский сад ФИО3, представитель соответчика администрации муниципального района «Улетовский район» ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени, дате, месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, свою позицию изложили в представленных суду возражениях, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования работники МДОУ Николаевский детский сад ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 в судебное заседание не явились, о времени, дате, месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие либо об отложении рассмотрении дела суду не представили, свою позицию по делу не выразили.
В соответствии с частями 1, 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке, в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, изучив уведомления, заявления, ходатайства сторон исследовав письменные материалы гражданского дела, представленные в ходе судебного разбирательства сторонами доказательства, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или в интересах Российской Федерации.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники обязаны проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Во исполнение требований ст. 213 ТК РФ Постановлением правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 695 утверждены правила «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (редакция от 01 февраля 2005 года).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 23.05.1998 № 486, от 31.07.1998 № 866, от 21.07.2000 № 546, от 08.05.2002 № 302, от 23.09.2002 № 695) утвержден «Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности», к числу которых относятся работы, свеянные с перенапряжением голосового аппарата, в том числе, преподавательская.Указанными правилами предусмотрено, что освидетельствование работника, с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности проводится врачебной комиссией.
Освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности.
Освидетельствование работников проводится не реже одного раза в пять лет. Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указывается вид деятельности и условия труда, предусмотренные Перечнем. Комиссия принимает решение простым большинством голосов о пригодности (непригодности) работника к выполнению вида деятельности, указанного в направлении на освидетельствовании.
Согласно таблице 2 Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ, «О реализации закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» медицинским противопоказанием для осуществления деятельности работниками учебно-воспитательных учреждений; детских и подростковых оздоровительных учреждений, в том числе, сезонных; детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ - интернатов, интернатов при школах; лечебно - профилактических учреждений, санаториев, домов отдыха, пансионатов, домов - интернатов, непосредственно, связанных с организацией питания пациентов, тренерами, инструкторами по плаванию, работниками бассейнов и лечебных ванн, отпускающие процедуры, медицинским противопоказанием для осуществления деятельности данных категорий работников является заболевание эпилепсией и синкопальные состояния.
Вышеуказанные предписания направлены на выявление у работников, в том числе учебно-воспитательных учреждений, заболевания, препятствующие выполнению ими работы; обеспечивают охрану труда, а также жизнь и здоровье несовершеннолетних, обучающихся в данных учреждениях; предупреждают возникновение угрозы безопасности учащихся, поскольку к обучению, воспитанию, развитию несовершеннолетних могут допускаться лишь те лица, которые не представляют угрозы их жизни и здоровью.
Доводы ответчика о том, что нормы, предусмотренные статьями 212, 213 ТК РФ направлены только на охрану труда работников, и не затрагивают интересы несовершеннолетних, суд находит несостоятельными, так как они являются лишь самостоятельной трактовкой норм права ответчиком.
Так, нормы гражданского права не являются строго императивными и дополняют друг друга. Это подтверждается и тем, что ст. 213 ТК РФ содержит в себе отсылку на Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года № 695.
Таким образом, работник может не согласиться проходить соответствующее психиатрическое освидетельствование, тогда на основании статьи 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, согласно п. 2 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года N 695, действительно освидетельствование работника проводится на добровольной основе. То есть, работник должен дать согласие на прохождение соответствующего психиатрического освидетельствования. Данное требование обусловлено ст. 4 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», которая предусматривает добровольное обращение за психиатрической помощью.
Однако, ст. 213 ТК РФ предусмотрена именно обязанность работника пройти психиатрическое освидетельствование, читаем абзац 7 «Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.»
Об этом же говорят и положения Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года № 695.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения, в интересах человека, семьи, общества и государства.
Ответчик (образовательная организация) – занимается, в том числе, воспитанием несовершеннолетних, что подтверждается материалами дела и показаниями представитель ответчика – директора образовательной организации.
На основании ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
В судебном заседании установлено, что МДОУ «Николаевский детский сад» муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края действует на основании Устава, утвержденного постановлением администрации муниципального района «Улетовский район» от 11 декабря 2015 года № 327 (л.д. ).
Согласно Уставу, учреждение является общеобразовательной организацией, оказывает услуги по реализации программ в сфере образования, образовательных программ дошкольного образования в соответствии с ФГОС, реализации дополнительных общеобразовательных программ, тем самым осуществляя воспитание в интересах личности, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности. К основным видам деятельности Учреждения относится предоставление дошкольного образования, дополнительного образования детей, присмотр и уход за детьми.
Таким образом, МДОУ «Николаевский детский сад» осуществляет воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних.
Согласно информации отдела образования администрации МР «Улетовский район» от 20 февраля 2020 года следует, что обязательное психиатрическое освидетельствование педагогические работники муниципальных образовательных учреждений Улетовского района не проходили (л.д. ).
То есть ответчиком, в нарушение установленных норм закона, обязательное психиатрическое освидетельствование педагогических работников в образовательном учреждении МДОУ «Николаевский детский сад» в соответствии с указанными Правилами до направления иска в суд организовано не было, что не оспаривается ответчиком, соответчиком и третьими лицами.
В связи с этим, не прохождение педагогическими работниками школы, деятельность которых связана с воспитанием детей, в установленном законом порядке психиатрического освидетельствования может привести к не выявлению у них психиатрических противопоказаний, которые могут создать угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников, поскольку к обучению, воспитанию, развитию несовершеннолетних могут допускаться лишь те лица, которые не представляют угрозы их жизни, здоровью.
В соответствии с действующим законодательством финансирование образовательных учреждений является функцией органа местного самоуправления.
В соответствии с уставом МДОУ «Николаевский детский сад», по своей организационно-правовой форме является бюджетным учреждением, учредителем которого является муниципальный район «Улетовский район» Забайкальского края, в лице администрации муниципального района «Улетовский район Забайкальского края, в связи с чем собственных средств для оплаты обязательного психиатрического освидетельствования работников организация не имеет, все средства целевые. Таким образом, обязанность по финансированию прохождения обязательного психиатрического освидетельствования педагогических работников МДОУ «Николаевский детский сад» муниципального района «Улетовский район», деятельность которых связана с воспитанием детей должна быть возложена на администрацию муниципального района «Улетовский район Забайкальского края, как на учредителя МДОУ «Николаевский детский сад».
Требования прокурора, предъявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, согласуются с положениями части 1 статьи 45 ГПК РФ, поскольку направлены на защиту жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся учреждения, на обеспечение охраны труда педагогических работников.
Согласно ст. 206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия и в установленный срок.
Учитывая, что в исковых требованиях (с учетом изменения), истец просит установить срок для исполнения возлагаемых обязанностей для ответчика МДОУ «Николаевский детский сад» шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а для ответчика администрация муниципального района «Улетовский район» четыре месяца с момента вступления решения суда в законную силу, суд приходит к выводу, что данный срок является объективно достаточным.
На основании установленных по делу обстоятельств и собранных доказательств суд считает иск подлежащим удовлетворению и приходит к выводу о том, что следует возложить обязанность на МДОУ «Николаевский детский сад» муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края организовать прохождение обязательного психиатрического освидетельствования педагогическими работниками в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, возложить на администрацию муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края обязанность обеспечить финансирование мероприятий по прохождению обязательного психиатрического освидетельствования педагогических работников, деятельность которых связана с воспитанием детей в течение четырех месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Правила определения размера судебных расходов, понесенных стороной, судом при рассмотрении дела, в том числе установлены ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, а размер государственной пошлины рассчитывается исходя из положений статьи 333.19 НК РФ.
Согласно положениям ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика администрация муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края не имеется.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчика МДОУ «Николаевский детский сад» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход бюджета муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края, так как иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Улетовского района в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ Николаевский детский сад муниципального района «Улетовский район», администрации муниципального района «Улетовский район» удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Николаевский детский сад» муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края обязанность организации прохождения обязательного психиатрического освидетельствования педагогических работников, деятельность которых связана с воспитанием детей в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Возложить на администрацию муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края в случае недостаточности денежных средств у МДОУ «Николаевский детский сад» обеспечить финансирование мероприятий по прохождению обязательного психиатрического освидетельствования педагогических работников, деятельность которых связана с воспитанием детей в течение четырех месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Николаевский детский сад» муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края государственную пошлину в доход бюджета района «Улетовский район» Забайкальского края в размере 300 рублей, перечисление произвести по реквизитам: получатель УФК по Забайкальскому краю (Межрайонная ИФНС № 8 по Забайкальскому краю), КПП 753801001, ИНН 7538000018, ОКТМО 76646450, р/с 40101810750042010001, КБК 18210803010011000110, БИК 047601001, ГРКЦ ГУ Банка России по Забайкальскому краю г. Чита, наименование платежа «государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Улетовский районный суд Забайкальского края.
Судья А.Ю. Гарголло
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19 марта 2020 года.