Дело № 2-1437/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2016 года с. Майма
Майминский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Прокопенко-Елиной О.П.,
при секретаре Бурнашевой И.В.,
с участием прокурора Тобоевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козлова Ю. В. к ООО «Алтай Резорт» о восстановлении на работе,
УСТАНОВИЛ:
Козлов Ю.В. обратился в суд с иском к ООО «Алтай Резорт» о восстановлении на работе в должности столяра-плотника, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, указывая, что 21.04.2016 года был уволен из организации ответчика за прогул. С приказом об увольнении не согласен, по причине того, что в обозначенное время находился на рабочем месте, которое как таковое, обозначено не было, работать должен был на территории всего комплекса, что и делал в этот день. Вход и выход на территорию комплекса осуществляется по электронному пропуску, в тот день выход за территорию он не осуществлял. В этой связи, просит восстановить его в должности столяра-плотника в ООО «Алтай Резорт», взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула в сумме 33319,75 рублей по день восстановления на работе, компенсацию морального вреда в сумме 75000 рублей.
Определением суда от 22.07.2016 г. производство по делу прекращено в части требований о взыскании компенсации морального вреда в сумме 75000 рублей, в связи с отказом истца от иска.
Истец в судебном заседании остальные требования поддержал, указывая, что со стороны работодателя в отношении него имелась заинтересованность в том, чтобы уволить его и «привести» на это место «своих людей». Указал, что 25.03.2016 года находился на рабочем месте в течение всего дня, телефон был неисправен, поэтому передвигался по территории комплекса без него, о том, что его разыскивают, не знал.
Представитель ответчика Беляев М.В.. действующий на основании доверенности, с иском не согласился, указывая, что нарушения процедуры увольнения работодателем не допущено. В день, когда истец допустил прогул, были предприняты все меры по его розыску. Вплоть до издания приказа об увольнении истцу предлагалось представить документы, подтверждающие уважительность отсутствия на рабочем месте.
Выслушав истца, прокурора, давшего заключение об отказе в удовлетворении требования о восстановлении на работе в прежней занимаемой должности, свидетелей, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно подп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей - прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).
В силу подпункта "д" пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2, "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" если трудовой договор с работником расторгнут по подпункту "а" пункта 6 части первой статьи 81 ТК РФ за прогул, необходимо учитывать, что увольнение по этому основанию, в частности, может быть произведено: за невыход на работу без уважительных причин, т.е. отсутствие на работе в течение всего рабочего дня (смены) независимо от продолжительности рабочего дня (смены); за нахождение работника без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня вне пределов рабочего места; за самовольное использование дней отгулов, а также за самовольный уход в отпуск (основной, дополнительный).
Статьей 21 ТК РФ установлено, что работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину.
В соответствии со статьей 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.
Согласно п. 52 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, увольнение работника за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей является мерой дисциплинарного взыскания, в связи с чем, работодателем должен быть соблюден установленный ст. 193 ТК РФ порядок применения дисциплинарного взыскания.
Кроме того, согласно ст. 193 ТК РФ, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Как следует из материалов дела, 23 мая 2014 года истец был принят на работу в организацию ответчика в административно-хозяйственный отдел на должность столяра-плотника на неопределенный срок, о чем был издан приказ за <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-О от 29.05.2014 г..
Работнику согласно п. 4.1 трудового договора был установлен режим сменной работы (15/15). Продолжительность рабочего дня составляла 10 часов (п. 4.2 договора).
Согласно п. 2.2.1 договора работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности.
Своевременно и качественно выполнять поручения и указания непосредственного руководителя и вышестоящих руководителей работодателя, имеющие отношения к трудовой функции работника (п. 2.2.2 договора).
Как следует из п. 1.3 должностной инструкции столяра-плотника, столяр-плотник подчиняется начальнику административно-хозяйственного отдела.
Согласно приказа <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> ув от 21.04.2016 г. истец был уволен с должности за прогул, т.е. по подп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, на основании акта от 25.03.2016 г., служебной записки начальника службы эксплуатации от 26.03.2016 г.. С приказом ознакомлен в день его издания.
В судебном заседании установлено, что согласно приказа с 18 января 2016 года по 01 мая 2016 года обязанности руководителя административно - хозяйственного отдела были возложены на начальника службы эксплуатации Смирнова Е.А., что не отрицалось истцом в ходе судебного разбирательства.
25 марта 2016 года непосредственным руководителем истца, Смирновым Е.А., в присутствии главного энергетика Левина А.М., слесаря-сантехника службы эксплуатации Молчанова Г.А. был составлен акт об отсутствии истца в течении всего рабочего дня, т.е. с 09 часов утра до 20 часов вечера на рабочем месте. В акте также отражены меры принятые лицами его подписавшими, к розыску истца на территории комплекса.
18 апреля 2016 года истец был ознакомлен с настоящим актом, в письменном виде ему было предложено представить объяснения в срок до 20.04.2016 года (уведомление от 18.04.2016 г.), 21.04.2016 года составлен акт о непредставлении письменного объяснения.
Из табеля учета рабочего времени сотрудников ООО «Алтай Резорт» за март 2016 года, следует, что с 16 марта по 31 марта 2016 г., у Козлова Ю.В. была смена, что он также подтвердил, а 25 марта 2016 года истец на работу не вышел.
Судом оценен довод истца о том, что 25 марта 2016 года он находился на своем рабочем месте и с 09 часов утра до 20 часов вечера, с учетом перерывов на прием пищи выполнял задания руководителя, а также горничных, работал в цехе, на номерном фонде, причем находился в номерах один.
Указанный довод своего подтверждения не нашел. Так, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Смирнов Е.А., пояснил, что в указанный период времени являлся непосредственным руководителем истца. Все поручения работнику он давал лично, поручений горничных Козлов Ю.В. не выполнял, при этом нахождение работника одного на номерном фонде исключено. О необходимости войти в номер ставиться в известность старший гостевой администратор или старшая горничная. В указанный день он с другими работниками комплекса в течение всего дня разыскивали Козлова Ю.В., появился истец только на утро, пояснив, что у него были проблемы со здоровьем.
При этом, допрошенная в судебном заседании старший гостевой администратор комплекса Морозова Е.Ю., также пояснила, что 25.03.2016 года Козлов Ю.В. должен был приготовить один из домов к заезду гостей, что им сделано не было, она также самостоятельно пыталась его разыскать. Уточнила, что в течение 25.03.2016 года Козлов Ю.В. на номерном фонде не появлялся, работ не производил.
Свидетели Левин А.М. и Молчанов Г.А. дали в судебном заседании аналогичные показания, уточняя, что поиски истца заняли продолжительное время.
Суд полагает не относящимися к делу показания свидетеля Енькова Д.П., поскольку в указанный период времени свидетель в организации ответчика не трудился.
Согласно п. 53 Постановления Пленума ВС РФ N 2 от 17 марта 2004 года, работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Таким образом, в силу приведенных выше норм закона, дисциплинарное взыскание может быть применено к работнику за нарушение им трудовой дисциплины, то есть за дисциплинарный проступок.
Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Противоправность действий или бездействия работников означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе положениям и уставам о дисциплине, должностным инструкциям.
Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.
При этом право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством принадлежит работодателю, который должен учитывать степень тяжести проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника.
Суд отказывая в удовлетворении требований о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, оценил представленные доказательства, в том числе показания свидетелей, исходит из того, что при увольнении Козлова Ю.В. по подп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ нарушений норм трудового законодательства допущено не было, и с учетом того, что прогул относится к грубому нарушению работником трудовых обязанностей, влекущих увольнение, работодатель верно на основании приказа от 21.04.2016 г. расторг с истцом трудовой договор, поэтому законных оснований для удовлетворения требований по иску у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Козлова Ю. В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Алтай Резорт» о восстановлении на работе в должности столяра-плотника, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Майминский районный суд Республики Алтай.
Решение изготовлено 22.07.2016 года
Судья О.П. Прокопенко-Елина