Дело № 2-457/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2022 года                  г.Малмыж

Малмыжский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Бердниковой Я.В.

при секретаре Заболотских Е.П.,

с участием помощника прокурора Малмыжского района Ефремовой А.О.,

законного представителя несовершеннолетнего ФИО12., в защиту интересов которого подан иск, - Шишкиной Е.Г.,

представителя ответчика администрации Малмыжского района – Мальковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-457/2022 по исковому заявлению Кировского межрайонного природоохранного прокурора в защиту несовершеннолетнего ФИО1 к МКУ администрации муниципального образования «Малмыжский муниципальный район Кировской области» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Кировский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту несовершеннолетнего ФИО1 к МКУ администрации муниципального образования «Малмыжский муниципальный район Кировской области» (далее – администрации Малмыжского района) о взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об ответственном обращении с животными, в результате которой установлено, что несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, являющегося сыном Шишкиной Елены Геннадьевны, ДД.ММ.ГГГГ по дороге домой из школы на <адрес> укусила неизвестная собака. В результате укуса собаки несовершеннолетнему ребенку причинена укушенная рана левой ноги, о чем в 15 час. 35 мин. 09.09.2021г. зарегистрировано сообщение в ОМВД России по Малмыжскому району.

В соответствии со ст. 1, 2 Закона Кировской области от 18.06.2014 №416-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями Кировской области в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Кировской области в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных районов Кировской области, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27.12.2018 г. №498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пунктом 3.16 Правил содержания и защиты домашних животных на территории Кировской области, утвержденных Постановлением Правительства Кировской области от 04.02.2021 г. N56-П установлено, что животные, находящиеся в населенных пунктах без сопровождающих их лиц (кроме оставленных владельцами на привязи на период времени не более трех часов), считаются животными без владельцев и подлежат отлову в соответствии с Порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 18.04.2012 г. №148/201 «О Порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Кировской области».

Проверкой установлено, что администрацией Малмыжского муниципального района Кировской области не в полной мере выполняются обязанности по контролю за безнадзорными животными и установлению порядка их отлова, поскольку в 2021 году муниципалитетом контракт на отлов животных без владельцев не заключался, животные не отлавливались. В результате укуса собакой несовершеннолетнему ФИО1 был причинен моральный вред в виде нравственных и физических страданий, которые выразились в том, что ФИО1 испытывал острую боль в области ноги, плакал, очень испугался, когда набросилась собака.

На основании изложенного межрайонный природоохранный прокурор Кировской области в соответствии со ст.151, 1101, 1069 Гражданского кодекса РФ просит взыскать с администрации Малмыжского района в пользу несовершеннолетнего ФИО1, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

В судебном заседании помощник прокурора Малмыжского района Ефремова А.О. исковые требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора поддержала, а также просила вынести в адрес главы администрации Малмыжского района частное определение.

Законный представитель несовершеннолетнего ФИО1, в интересах которого прокурор обратился с иском, - Шишкина Е.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ её малолетний сын ФИО1 около 15-00 час. вернулся из школы, при этом хромал и плакал, рассказал, что у него болит нога, потому что на <адрес> в <адрес> возле магазина его укусила небольшая белая собака, которая набросилась на него, схватила его за ногу, затем собаку от него отогнала незнакомая женщина. Она осмотрела сына, самостоятельно обработала его рану на ноге от укуса собаки и сообщила об укусе собаки в полицию. В этот же день к ним домой приехал участковый уполномоченный полиции, которому она и её сын ФИО3 в её присутствии дали объяснения. На следующий день ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с сыном на прием в КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ», где хирург осмотрел рану на ноге сына и обработал её зеленкой, также сыну были назначены уколы против бешенства. Нападение и укус собаки напугали её сына и он до сих пор боится собак, просит провожать его в школу, боится самостоятельно ходить по <адрес>. После нападения собаки она принимала меры к установлению хозяина указанной собаки, разговаривала с жителями <адрес> и выяснила, что указанную собаку щенком в 2020 году на лето взяла к себе ФИО13, а осенью 2020 года, когда собака подросла, отказалась от её содержания, в результате чего указанная собака живет на улице, её кормят из жалости жители <адрес>. Она обращалась к предполагаемым хозяевам собаки - к ФИО10, которая отказалась с ней разговаривать, а также к женщине, которая со слов жителей <адрес> чаще всего кормит указанную собаку, и которая ответила ей, что указанная собака ей не принадлежит, у неё не живет и ей не нужна. В настоящее время отлов указанной собаки произведен.

Шишкина Е.Г. просила рассмотреть дело без участия своего малолетнего сына ФИО1 и принять во внимание ранее данные им сотруднику полиции объяснения, иные лица, участвующие в деле, в т.ч. прокурор, указали на отсутствие необходимости в вызове в судебное заседание малолетнего ФИО1

Представитель ответчика - администрации <адрес> глава Малмыжского района Малькова О.В. в судебном заседании поддержала доводы представленных письменных возражений, в которых указала на несогласие с иском, поскольку на территории Малмыжского района не имеется приютов для животных, а для реализации полномочий в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района администрацией Малмыжского района совместно с администрациями других районов области в 2021 году было заключено Соглашение с Управлением ветеринарии Кировской области и КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок» о проведении совместных аукционов на закупку услуг по отлову, учету и содержанию животных без владельцев (централизованные закупки). В 2021 году трижды объявлялись совместные аукционы на заключение муниципальных контрактов – в марте, мае и октябре 2021 года, которые не состоялись в связи с отсутствием поданных заявок от участников торгов. Всего в 2021 году администрацией Малмыжского района было проведено 48 рейдов по выявлению животных без владельцев, в ходе которых были установлены 76 таких животных, отлов которых не производился в связи с отсутствием специализированной организации, при этом установленным владельцам собак были выданы предписания и предупреждения о соблюдении порядка обращения с животными. В 2022 года муниципальный контракт на отлов и содержание животных без владельцев заключен с ООО «ДАРИ-ДОБРО» и в настоящее время производится отлов собак без владельцев, таким образом имевшееся нарушение устранено, настаивает на том, что все необходимые и возможные меры со стороны администрации Малмыжского района были приняты, оснований для удовлетворения исковых требований и вынесения частного определения не имеется, полагает, что в случае удовлетворения иска размер компенсации морального вреда должен быть определен с учетом предпринятых администрацией Малмыжского района мер при отсутствии заключенного муниципального контракта, а также с учетом требований разумности и справедливости.

Ответчик - Финансовое управление администрации Малмыжского района, привлеченное к участию в деле по ходатайству представителя администрации Малмыжского района определением Малмыжского районного суда от 07.09.2022г., в представленных возражениях по существу иска поддержало позицию администрации Малмыжского района, однако указало, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку главным распорядителем бюджетных средств по переданным государственным полномочиям Кировской области по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных в части организации и проведения отлова, учета, содержания и использования безнадзорных домашних животных на территории Малмыжского района является администрация Малмыжского района, которая в качестве соответствующего уполномоченного органа по данному виду государственных полномочий включена в Перечень уполномоченных органов по расходованию субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий, поступивших из областного бюджета в бюджет Малмыжского района, от 07.09.2021г. №, а также указана в Приложении № к решению районной думы Малмыжского района от 21.12.2020 № (Ведомственная структура расходов бюджета на 2021 год) и Приложении № к решению районной думы Малмыжского района от 17.12.2021 № (Ведомственная структура расходов бюджета на 2022 год) в качестве главного распорядителя денежных средств, предусмотренных на организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев с объемом финансирования в 2021 году – 240 тыс. руб., в 2022 году – 369,20 тыс. руб.

Третьи лица на стороне ответчика - Министерство финансов Кировской области и Управление федерального казначейства Кировской области, привлеченные к участию в деле по ходатайству представителя администрации Малмыжского района определением Малмыжского районного суда от 07.09.2022г., мнения по иску не выразили.

Третье лицо – Управление ветеринарии Кировской области просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в представленном отзыве указало, что поддерживает исковые требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО1, пояснило, что по результатам рассмотрения Управлением материала проверки ОМВД России по Малмыжскому району КУСП № от 09.09.2021г. по факту нападения на ФИО1 09.09.2021г. собаки, владельца животного установить не представилось возможным, в связи с чем информация была направлена в администрацию Малмыжского района Кировской области с целью проведения рейдов и отлову указанного в материале проверки животного. В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 24.08.2018 №238 «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности исполнения переданных государственных полномочий в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Кировской области» с целью контроля исполнения гражданами требований федерального и регионального законодательства в сфере обращения с животными, а также в целях достоверного учета численности животных без владельцев для формирования потребности в бюджетных средствах на мероприятия в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, администрацией муниципального образования «Малмыжский муниципальный район Кировской области» было организовано проведение рейдов в рамках проведения оперативно-профилактических мероприятий «Сельский патруль» и «День профилактики», в 2021 году было проведено 48 таких рейдов. В 2021 году местному бюджету муниципального образования Малмыжский муниципальный район Кировской области из областного бюджета была выделена субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий Кировской области в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района в размере 240 000 руб., рассчитанная на отлов 50 животных без владельцев, однако администрацией Малмыжского района контракт на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев в 2021 году не осуществлялся, средства субвенции 2021 года освоены не были.

Выслушав участников судебного заседания, заслушав свидетеля, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

Отношения в области обращения с животными в целях их защиты, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными урегулированы положениями Федерального закона от 27.12.2018 г. №498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен, относится к животным без владельца (п.6 ст.3); деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц (п.2 ч.1 ст.17); мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных (п.1 ч.1 ст.18).

В соответствии с п.7 ст.18 Федерального закона от 27.12.2018 г. №498-ФЗ порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4, 5 Методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2019 г. №1180, порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев включает отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных; в качестве исполнителей мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 14.05.1993г. №4979-1 "О ветеринарии" и п.49 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» деятельность по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которую они осуществляют самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.

В ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 г. №498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Кировской области от 18.06.2014г. №416-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями Кировской области в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" органы местного самоуправления муниципальных районов Кировской области наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Кировской области в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Кировской области (далее - отдельные государственные полномочия), предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27.12.2018 г. №498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", включающей отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания (ст.1). Финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении отдельных государственных полномочий, осуществляется за счет средств областного бюджета путем предоставления субвенций местным бюджетам из областного бюджета (ст. 2).

В силу п. 3.16 Правил содержания и защиты домашних животных на территории Кировской области, утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 04.02.2021г. N 56-П животные, находящиеся в населенных пунктах без сопровождающих их лиц (кроме оставленных владельцами на привязи на период времени не более трех часов), считаются животными без владельцев и подлежат отлову в соответствии с Порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 18.04.2012 N 148/201 "О Порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Кировской области".

Согласно свидетельству о рождении, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, является сыном Донских (после заключения брака – Шишкиной) Елены Геннадьевны (л.д.20, 90-91), которая обратилась к Кировскому природоохранному прокурору с заявлением, в котором указала, что в 2021 году её малолетнего сына ФИО1 за ногу укусила собака, когда он возвращался домой из школы, в результате чего сыну был причинен моральный вред в виде нравственных и физических страданий, поскольку он испытал острую боль в области ноги, плакал, и просила обратиться в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда, причиненного её несовершеннолетнему ребенку в размере 20 000 рублей (л.д. 10-11).

В ходе судебного разбирательства установлено, что 09.09.2021 г. в 15-35 час. в дежурную часть ОМВД России по <адрес> обратилась Шишкина с сообщением о том, что её сына ФИО1 по дороге домой из школы на <адрес> укусила собака, сообщение зарегистрировано в КУСП под № (л.д.14).

ОМВД России по Малмыжскому району была проведена проверка по данному сообщению, в ходе которой 09.09.2021 г. УУП ОМВД России по Малмыжскому району Куимовым Н.А. были получены письменные объяснения, в которых

- законный представитель ФИО1 - его мать Шишкина Е.Г. указала, что 09.09.2021г. около 15 часов 30 минут её сын ФИО1 пришел из школы домой и рассказал ей о том, что около магазина на <адрес> его за кроссовок на левой ноге укусила собака, о чем по телефону она сообщила в полицию (л.д.15-16);

- несовершеннолетний ФИО1 в присутствии своей матери Шишкиной Е.Г. указал, что 09.09.2021г. около 15 часов 00 минут он возвращался из школы домой, около магазина № на <адрес> к нему сзади подбежала маленькая собака, схватила его за кроссовок на левой ноге, собаку отогнала от него незнакомая женщина и он пришел домой, об укусе рассказал своей маме, кто хозяин собаки ему неизвестно (л.д.17-18).

По результатам опросов материал проверки по сообщению КУСП № от 09.09.2021г. постановлением от 09.09.2021г. был передан по подведомственности в Управление ветеринарии Кировской области (л.д.67).

Управлением ветеринарии Кировской области при рассмотрении материала проверки КУСП № от 09.09.2021г. не представилось возможным установить владельца собаки, в адрес администрации Малмыжского район была направлена информация от 27.09.2021г. о необходимости принятия мер по организации рейдов по адресу, указанному в материале проверки, с привлечением сотрудников МВД по Кировской области с целью контроля исполнения гражданами законодательства в области обращения с животными, а также отлова животных без владельцев (л.д.71-72).

Согласно сведениям медицинской карты ФИО1 он находился на амбулаторном лечении в КОГБУЗ "Малмыжская ЦРБ": 10.09.2021г. по жалобам на укушенную рану в области левой ноги был осмотрен врачом-хирургом, которому указал, что 09.09.2021г. его укусила собака, при осмотре врачом установлено наличие укушенной раны 0,1 см. в левой пяточной области, диагноз «укушенная рана левой стопы», назначено лечение – обработка раны раствором бриллиантовой зелени, а также оказана антирабическая помощь в виде трехкратного введения антирабической вакцины 10, 13 и 17 сентября 2021 г.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Куимов Н.А., пояснил, что работает в должности участкового уполномоченного полиции ОМВД России по Малмыжскому району и в 2021 году выезжал к Шишкиным для получения объяснения по сообщению об укусе собакой ребенка, в ходе опроса ребенок пояснил, что собака, которая его укусила, была безхозяйной, а его мать Шишкина Е.Г. указывала, что возможно у собаки есть хозяин, но он в ходе проверки не был установлен.

При установленных на основании представленных доказательств фактических обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцом доказан факт нападения и укуса безнадзорной собакой несовершеннолетнего ФИО1 09.09.2021г. <адрес> Администрацией Малмыжского района вышеуказанный факт не оспаривается, доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение установленные обстоятельства, суду не представлено.

Вышеприведенными положениями действующего законодательства на органы местного самоуправления муниципальных районов Кировской области, в том числе на муниципальное образование "Малмыжский муниципальный район Кировской области" возложены обязанности по организации мероприятий по отлову животных без владельцев, при этом согласно приложению №54 к Закону Кировской области от 17.12.2020 №434-ЗО «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» в 2021 году из областного бюджета муниципальному образованию «Малмыжский муниципальный район Кировской области» были выделены субвенции из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий Кировской области в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных районов Кировской области в размере 240 тыс.руб.

Однако по состоянию на дату причинения повреждения здоровья несовершеннолетнего ФИО1 в результате укуса собаки 09.09.2021 г. органом местного самоуправления – администрацией Малмыжского района обязанности по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в частности по отлову животных без владельцев, на территории Малмыжского района Кировской области надлежащим образом организованы не были, услуга по отлову, учету и содержанию животных без владельцев не осуществлялась, муниципальный контракт на оказание услуг по отлову, учету и содержанию животных без владельцев на территории муниципального образования Малмыжский муниципальный район Кировской области в 2021 году не был заключен, что признано и не оспаривается администрацией Малмыжского района в представленном письменном отзыве (л.д.64-65).

Невыполнение органом местного самоуправления в лице администрации Малмыжского района отдельных государственных полномочий Кировской области в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев явилось причиной нападения собаки на несовершеннолетнего ФИО1 и повреждения его здоровья.

В силу ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

На основании ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Из разъяснений, содержащихся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010г. №1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" следует, что по общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья (например, факт причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия с участием ответчика), размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда (п. 32 ).

Из разъяснений, содержащихся п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" размер компенсации причиненного гражданину морального вреда зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу несовершеннолетнего ФИО1, суд приходит к убеждению о необходимости взыскания такой компенсации в размере 10 000 рублей, принимая во внимание характер причиненного телесного повреждения, специфику лечения, включающего в себя местную обработку укушенной раны и трехкратную антирабическую вакцинацию, отсутствие серьезных последствий в результате телесного повреждения от укуса собаки, конкретные обстоятельства, при которых эти телесные повреждения были причинены, а именно: испуг ребенка при внезапном нападении на него собаки, физическую боль от укуса, возникновение посттравматических симптомов - страха перед собаками, степень вины ответчика, безусловно принимавшего в 2021 году, при отсутствии заключенного муниципального контракта на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, меры посредством проведения 48 рейдов по выявлению животных без владельцев (л.д.63), однако не производившего отлов таких животных.

Компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей, по мнению суда, согласуется с принципами конституционной ценности жизни, здоровья и достоинства личности, а также с принципами разумности и справедливости, позволяющими, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой, - не допустить неосновательного обогащения потерпевшего и не поставить в чрезмерно тяжелое имущественное положение лицо, ответственное за возмещение вреда.

При определении надлежащего ответчика суд исходит из следующего.

Статьей 1071 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно разъяснениям, приведенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 г. №13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", на финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования (пункт 13). Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (пункт 3 статьи 125 ГК РФ, статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ) (пункт 14).

Как предусмотрено пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) в Бюджетном кодексе РФ (абзац тридцать шестой статьи 6) понимается, в частности, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.2 ст.21 Бюджетного кодекса РФ перечень главных распорядителей устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов, которая по определению, данному в ст.6 Бюджетного кодекса РФ, предусматривает распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете за главными распорядителями бюджетных средств.

Постановлением администрации Малмыжского района от 07.09.2021г. №562 утвержден Перечень уполномоченных органов по расходованию субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий, поступивших из областного бюджета в бюджет Малмыжского района, в котором уполномоченным органом по расходованию субвенций на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев указано МКУ администрация муниципального образования «Малмыжский муниципальный район Кировской области» (л.д.122-123), которое в соответствии с Приложением №9 к решению районной думы Малмыжского района от 21.12.2020 №3/49 (Ведомственная структура расходов бюджета на 2021 год) и Приложением №7 к решению районной думы Малмыжского района от 17.12.2021 №3/5 (Ведомственная структура расходов бюджета на 2022 год) является главным распорядителем с кодом «936» в части организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев с объемом финансирования в 2021 году – 240 тыс. руб., в 2022 году – 369,20 тыс. руб.(л.д.128, 132, 140, 145).

Следовательно, главным распорядителем бюджетных средств и надлежащим ответчиком по иску следует признать администрацию Малмыжского района и возложить на указанный орган местного самоуправления гражданско-правовую ответственность за причинение морального вреда несовершеннолетнему ФИО1, на принадлежащие которому от рождения нематериальные блага (жизнь и здоровье) произошло посягательство в результате нападения и укуса собаки без владельца, посредством взыскания в пользу несовершеннолетнего ФИО7 в лице его законного представителя ФИО2 компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований, а также в иске к Финансовому управлению администрации Малмыжского района следует отказать.

Оснований для вынесения в адрес администрации Малмыжского района частного определения по ходатайству прокурора на основании ст.226 ГПК РФ суд не усматривает в связи принятием мер к устранению нарушений посредством заключения в 2022 году муниципальных контрактов на отлов безнадзорных животных.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░                                 ░.░.░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-457/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Помощник прокурора Малмыжского района Ефремова А.О.
Кировский межрайонный природоохранный прокурор
Информация скрыта
Ответчики
Финансовое управление администрации Малмыжского района Кировской области
МКУ Администрация МО "Малмыжский муниципальный район Кировской области"
Другие
Шишкина Елена Геннадьевна
Малькова Ольга Валерьевна
Министерство финансов Кировской области
Управление ветеринарии Кировской области
Управление Федерального казначейства Кировской области
Суд
Малмыжский районный суд Кировской области
Судья
Бердникова Я.В.
Дело на сайте суда
malmizhsky.kir.sudrf.ru
15.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2022Передача материалов судье
17.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2022Судебное заседание
29.09.2022Судебное заседание
30.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2022Дело оформлено
29.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее