Дело №
УИД: 76RS0№-87
РЕШЕНИЕ
13 июля 2023 года <адрес>
Судья Пошехонского районного суда <адрес> ФИО5,
при секретаре судебного заседания Ганичевой Н.В.,
при участии защитника МУ Администрация городского поселения <адрес> ФИО4 (на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУ Администрация городского поселения <адрес> на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава <адрес> отделения судебных приставов УФССП России по <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №-АП о привлечении МУ Администрация городского поселения <адрес> к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
МУ Администрация городского поселения <адрес> (далее – администрация) обратилась в Пошехонский районный суд <адрес> с жалобой на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава <адрес> отделения судебных приставов УФССП России по <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №-АП о привлечении МУ Администрация городского поселения <адрес> к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в соответствии с которым администрации назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Согласно обжалуемому постановлению, администрация, являясь должником по возбужденному судебным приставом-исполнителем Пошехонского РОСП ДД.ММ.ГГГГ исполнительному производству № <данные изъяты>-ИП, не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Предметом исполнения является неисполненная администрацией обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить ФИО3 благоустроенное, применительно к условиям <адрес>, жилое помещение площадью не менее 43,7 кв.м, расположенное в границах <адрес>, согласно утвержденному определением Пошехонского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № <данные изъяты> мировому соглашению, заключенному между администрацией и <данные изъяты>
Администрация с вынесенным постановлением не согласна.
В жалобе указала, что службой судебных приставов при рассмотрении административного дела допущен ряд существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, в связи с чем просит вынесенное должностным лицом службы судебных приставов постановление отменить, производство по делу прекратить. Процессуальные нарушения, по мнению администрации, выражаются в том, что определение о назначении времени и места рассмотрения дела от ДД.ММ.ГГГГ поступило в администрацию только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в день, на который было назначено рассмотрение дела. Указанное не позволило подготовить аргументированную позицию, поэтому в ССП было направлено ходатайство об отложении рассмотрения дела на неделю, но должностное лицо СПП необоснованно отказало в удовлетворении ходатайства. Фактически ССП не выполнила своей обязанности по надлежащему извещению лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела. Кроме того, протокол об административном правонарушении в нарушение статей 24.1, 26.1, 28.2 КоАП РФ, был составлен должностным лицом службы судебных приставов без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании защитник МУ Администрация городского поселения <адрес> ФИО4 доводы жалобы поддержал по основаниям, изложенным в жалобе, дополнительно пояснил, что ранее <данные изъяты> администрацией предоставлялось жилое помещение площадью 28 кв.м, расположенное в <адрес>, на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное жилое помещение было приобретено администрацией в муниципальную собственность путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома (муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ). Также защитником администрации в материалы дела представлены справки от ДД.ММ.ГГГГ о прогнозируемом объеме общих доходов бюджета городского поселения <адрес> и о размере кредиторской задолженности администрации в подтверждение доводов об отсутствии финансовых средств, необходимых для исполнения решения суда.
<адрес>ное отделение судебных приставов УФССП России по <адрес> представителя в судебное заседание не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, процессуальных ходатайств не заявило.
Заслушав защитника МУ Администрация городского поселения <адрес> ФИО4, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В силу положений ч. 1 ст. 6, ст. 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для органов местного самоуправления и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливается новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа серии <данные изъяты>, выданного на основании определения Пошехонского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № <данные изъяты>, судебным приставом-исполнителем <адрес> отдела судебных приставов УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство № <данные изъяты>-ИП. Предметом исполнения является неисполненная администрацией обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить <данные изъяты> благоустроенное, применительно к условиям <адрес>, жилое помещение площадью не менее 43,7 кв.м, расположенное в границах <адрес>, согласно утвержденному определением Пошехонского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № <данные изъяты> мировому соглашению, заключенному между администрацией и <данные изъяты>
Согласно статье 153.11 ГПК РФ мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению на основании исполнительного листа, выдаваемого судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение.
В рамках исполнительного производства № <данные изъяты>-ИП постановлением должностного лица Пошехонского РОСП от ДД.ММ.ГГГГ с органа местного самоуправления взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок для его добровольного исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Пошехонского РОСП вынесено постановление о назначении должнику – МУ Администрация городского поселения <адрес> нового срока для исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ.
Ввиду неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава <адрес> отделения судебных приставов УФССП России по <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №-АП МУ Администрация городского поселения <адрес> привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Из текста постановления следует, что МУ Администрация городского поселения <адрес> является должником по исполнительному производству № <данные изъяты>-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Пошехонского РОСП на основании исполнительного листа серии ФС <данные изъяты>, выданного по определению Пошехонского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с администрации городского поселения <адрес> исполнительского сбора. ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Пошехонского РОСП вынесено постановление о назначении должнику – МУ Администрация городского поселения <адрес> нового срока для исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок требования исполнительного документа должником не исполнены.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но указанным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению противоправных деяний.Для оценки действий лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в целях установления наличия или отсутствия административно наказуемого деяния должны быть выяснены обстоятельства, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, в том числе, наличие события правонарушения и виновность лица в его совершении.
С учетом приведенных процессуальных положений, применительно к заложенной в ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ диспозиции, в рассматриваемом случае должны быть исследованы вопросы о том, принимались ли должником все зависящие от него меры, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта, являлось ли неисполнение исполнительного документа следствием виновного бездействия должника, что является необходимым признаком наступления административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Доказательствами по делу об административном правонарушении могут служить протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания свидетелей, иные документы (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Исходя из ст. 26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При этом процесс оценки собранных по делу доказательств предполагает, что судья должен исследовать их относимость, допустимость, достаточность, достоверность и взаимную связь, после чего сделать объективный анализ данных о фактах, лицах, их действиях (бездействии), причинах и условиях административного правонарушения и обстоятельствах его совершения в совокупности.
Изучив представленные материалы и доводы жалобы заявителя, суд приходит к выводу о том, что обстоятельства, препятствующие исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, у администрации отсутствовали.
В материалах исполнительного производства отсутствуют документы, подтверждающие наличие уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа должником. В жалобе администрации также не указаны уважительные причины, по которым требования исполнительного документа администрацией не исполнены до настоящего времени.
Администрация городского поселения <адрес> имела возможность для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, но должником не были предприняты все зависящие от него меры по исполнению требований исполнительного документа.
Отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не свидетельствует об отсутствии вины администрации в совершении вменяемого правонарушения, если должником не принимались меры по исполнению требований исполнительного документа.
Кроме того, суд учитывает длительный период неисполнения должником требований исполнительного документа (постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено судебным приставом-исполнителем Пошехонского РОСП ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, администрацией совершено административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Кроме того, согласно ст.203 ГПК РФ, ч.1, 2 ст.37 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.
Должник после возбуждения исполнительного производства с заявлением в суд об отсрочке исполнения решения суда по причинам, которые, по его мнению, являются уважительными, не обращался, что также свидетельствует о его бездействии по исполнению требований исполнительного документа.
С учетом изложенного, МУ Администрация городского поселения <адрес> обоснованно и правомерно привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Доводы администрации о нарушении должностным лицом ССП процессуальных норм КоАП РФ, так как протокол об административном правонарушении составлен без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судом не принимаются ввиду следующего.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В абзаце 3 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что несущественным является составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. При этом администрации было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, назначенном на ДД.ММ.ГГГГ в 14.30, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, которое было вручено администрации городского поселения Пошехонье ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом администрации городского поселения Пошехонье на письме.
Администрация не явилась в назначенный срок для составления протокола об административном правонарушении и не уведомила службу судебных приставов о причинах неявки.
При изложенных обстоятельствах протокол об административном правонарушении правомерно составлен в отсутствие администрации.
Протокол об административном правонарушении направлен в адрес администрации в соответствии с требованиями части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ ДД.ММ.ГГГГ, получен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром почтовых отправлений, сведениями сайта «Почта России».
Довода о неисполнении Пошехонским РОСП обязанности по надлежащему извещению лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела опровергается материалами дела.
Администрации надлежащим образом сообщено о времени и месте рассмотрения дела, назначенном на ДД.ММ.ГГГГ в 14.00, о чем свидетельствует определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, полученное должностным лицом Пошехонского РОСП ДД.ММ.ГГГГ.
Определение об отказе в удовлетворении ходатайства администрации об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено должностным лицом ССП обоснованно и мотивировано тем, что протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> получен администрацией ДД.ММ.ГГГГ, что позволяло подготовить аргументированную позицию по делу. Кроме того, в определении указано, что, по смыслу ч.2 ст.24.4 КоАП РФ, удовлетворение либо отказ в удовлетворении ходатайства, заявленного лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, является правом должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Административное наказание назначено должностным лицом Пошехонского РОСП в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления начальника отделения – старшего судебного пристава <адрес> отделения судебных приставов УФССП России по <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>-АП о привлечении МУ Администрация городского поселения <адрес> к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ не усматривается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава <адрес> отделения судебных приставов УФССП России по <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>-АП о привлечении МУ Администрация городского поселения <адрес> к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб. оставить без изменения, а жалобу администрации городского поселения <адрес> – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья ФИО5