УИД 57RS0022-01-2021-004208-96
производство №-2-734/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2023 г. город Орел
Заводской районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Соловьевой З.А.,
с участием помощника прокурора Заводского района г.Орла Тюляковой Е.А.,
истцаТюрюкова Д.А.,
представителей ответчиковУправления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, Федеральной службы судебных приставов Аксютиной Т.В., Косенковой Н.В.,
при секретаре Кулаковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлениюТюрюкова Дениса Анатольевича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, Федеральной службе судебных приставов о защите нарушенных трудовых прав,
установил:
Тюрюков Денис Анатольевич (далее-Тюрюков Д.А., истец) обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее-УФССП по Орловской области), Федеральной службе судебных приставов (далее-ФССП) о защите нарушенных трудовых прав.
В обоснование требований указано, что (дата обезличена) он принят на федеральную государственную гражданскую службу в должности судебного пристава-исполнителя Северного районного отдела судебных приставов г.Орла Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее-Северный РОСП), с (дата обезличена) – межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области (далее-МОСП по ОИП).
(дата обезличена) он получил уведомление о переходе ФССП на иной вид службы и предстоящем сокращении должности судебного пристава-исполнителя Северного РОСП. В уведомлении также разъяснено о том, что при желании поступить на службу в органы принудительного исполнения в срок до (дата обезличена) надлежит проинформировать руководителя структурного подразделения в письменном виде.
Истец изъявил желание продолжить службу в органах принудительного исполнения.
(дата обезличена) ему вручено уведомление от (дата обезличена) об отказе в принятии положительного решения по вопросу приема на службу в органы принудительного исполнения по причине прекращения в отношении истца уголовного преследования за истечением срока давности.
Приказом УФССП от (дата обезличена) истец освобожден от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей.
В (дата обезличена) г. истец получил справку ИЦ УМВД России по Орловской области, согласно которой к уголовной ответственности не привлекался.
Считает, что отказ в приеме на службу является незаконным.
С учетом неоднократного уточнения иска, просил суд восстановить срок для обращения в суд с исковым заявлением.
Признать незаконным решение Руководителя Управления-Главного судебного пристава Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области РФ Смирнова М.В., изложенное в уведомлении от (дата обезличена) (номер обезличен) об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Признать незаконным приказ Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области РФ от (дата обезличена) (номер обезличен)-к о его увольнении.
Обязать директора Федеральной службы судебных приставов РФ принять решение о его приеме на службу в органы принудительного исполнения и издать соответствующий приказ о назначении его на должность ведущего судебного пристава-исполнителя (адрес обезличен) отделения судебных приставов г.Орла Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области с (дата обезличена).
Обязать руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области заключить служебный контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения в должности ведущего судебного пристава-исполнителя (адрес обезличен) отделения судебных приставов г.Орла Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области с (дата обезличена).
Обязать руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области направить в Федеральную службу судебных приставов РФ документы: личное заявление о принятии в органы принудительного исполнения на должность ведущего судебного пристава-исполнителя Северного районного отделения судебных приставов г. Орла Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области, поданное в феврале (дата обезличена) года;копию паспорта; собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной Правительством РФ, с приложением фотографии; собственноручно написанную автобиографию; копию диплома о высшем образовании; копию трудовой книжки, и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством РФ порядке, и (или) иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина; заключение о профессиональной пригодности Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области от (дата обезличена) и результаты тестирования; результаты медицинской комиссии, пройденной в феврале (дата обезличена) года; выписку из архивного личного дела из Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области о присвоении специальных званий и выслуге лет.
Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области и Федеральной службы судебных приставов РФ в его пользу заработную плату из расчета заработной платы должности ведущего судебного пристава-исполнителя Северного районного отделения судебных приставов г.Орла Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области за дни вынужденного прогула с (дата обезличена) в размере 2021861, 16 рублей, а также компенсацию моральноговреда в сумме 60000 руб.
Судом для участия в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Министерства внутренних дел России по Орловской области.
Решением Заводского районного суда г.Орла от (дата обезличена) исковые требования Тюрюкова Дениса Анатольевича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, Федеральной службе судебных приставов о защите нарушенных трудовых прав оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от (дата обезличена) решение Заводского районного суда г.ФИО19 от (дата обезличена) оставлено без изменения, апелляционная жалоба Тюрюкова Дениса Анатольевича - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от (дата обезличена) решение Заводского районного суда г.ФИО19 от (дата обезличена) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от (дата обезличена) отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Заводской районный суд г.ФИО19.
В судебном заседании Тюрюков Д.А. уточненные исковые требования поддержал. Полагал, что вынесенное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности не является уголовным преследованием и поэтому решение от (дата обезличена) (номер обезличен) об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерацииявляется незаконным. Пояснил, что пропустил срок для обращения в суд с иском, поскольку только (дата обезличена) узнал, что уголовного преследования в отношении него не было.В апреле (дата обезличена) ознакомился с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, получил справку об отсутствии данных об уголовном преследовании, в мае (дата обезличена) года получил справку из Отдела полиции, (дата обезличена) обратился к работодателю за разъяснениями законности уведомления, после получения ответа работодателя обратился в суд с исковым заявлением.
Представители Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, Федеральной службы судебных приставовКосенкова Н.В. и Аксютина Т.В. в судебном заседании исковые требования не признали, аргументируя свою правовую позицию изложенными в письменных возражениях доводами. Также полагали, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с настоящим иском.
Представитель третьего лица УМВД России по Орловской области Болотова З.А. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора Тюляковой Е.А., полагавшей, что срок исковой давности для обращения в суд подлежит восстановлению, а исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации (далее-гражданская служба)-вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее-граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее-должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
К общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы относятся расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона), а также отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федеральногозакона) пункты 4 и 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗобщими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона).
В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Согласно статье 31 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или вгосударственноморгане, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или вгосударственноморгане, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах впорядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года N 822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.
Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).
01.01.2020 вступил в силу Федеральный закон от 01.10.2019 №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №328-ФЗ).
Согласно статьи 1 Федерального закона №328-ФЗ служба в органах принудительного исполнения - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актамиПрезидента Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона №328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Согласно положениям частей 1 статьи 9 Федерального закона №328-ФЗв число квалификационных требований к должностям в органах принудительного исполнения, устанавливаемых отдельно для должностей младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах принудительного исполнения или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников, необходимым для исполнения обязанностей по замещаемой должности.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона №328-ФЗ на службу в органы принудительного исполнения вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности сотрудника.
Статьей 92 указанного Федерального закона установлены заключительные положения.
В соответствии с частью 2 статьи 92 Федерального закона №328-ФЗГражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи, а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя. (ч.3)
Установлено, что на основании приказа (номер обезличен) от (дата обезличена) Тюрюков Д.А. принят на работу на должность федеральной государственной гражданской службы - судебного пристава-исполнителя Северного РОСП горда Орла УФССП России по Орловской области.
В соответствии с приказом (номер обезличен) от (дата обезличена) истец переведен на должность федеральной государственной гражданской службы - судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 01.10.2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказом ФССП ФИО10 (номер обезличен) от (дата обезличена) утверждена структура и внесены изменения в штатное расписание УФССП России по Орловской области.
В соответствии с названным штатным расписанием должность, замещаемая Тюрюковым Д.А., подлежала сокращению, о чем (дата обезличена) Тюрюков Д.А. был проинформирован в письменной форме (исх. (номер обезличен)).
В данном уведомлении истцу разъяснено, что он вправе изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, для чего ему надлежало информировать кадровое подразделение до (дата обезличена).
В случае наличия намерения поступить на службу истцу надлежало пройти профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование.
При несоответствии требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органов принудительного исполнения, истцу при наличии возможности будут предложены вакантные должности гражданской службы соответствующего уровня и квалификации.
При отсутствии таких должностей, либо отказе от них истец подлежит увольнению в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе», в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы.
Уведомление вручено истцу под роспись (дата обезличена).
Истец изъявил намерение о прохождении службы в органы принудительного исполнения Российской Федерации, подав соответствующее заявление.
В соответствии с протоколом оперативного штаба УФССП от (дата обезличена) установлено, что Тюрюков Д.А. не может поступить на службу в органах принудительного исполнения в связи с прекращением в отношении него уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям.
Уведомлением от (дата обезличена) (номер обезличен), врученным (дата обезличена), истец уведомлен о невозможности поступить на службу в органы принудительного исполнения в связи с прекращением в отношении него уголовного преследования за истечением срока давности.
(дата обезличена) истцу вручено уведомление от (дата обезличена) о сокращении с (дата обезличена) замещаемой им должности федеральной государственной гражданской службы и предложены иные должности государственной гражданской службы, от замещения которых истец отказался.
Тюрюкову Д.А. также предоставлялся перечень вакантных должностей по состоянию на (дата обезличена), от занятия которых истец в ходе личной беседы с заместителем руководителя УФССП России по Орловской области отказался.
В соответствии с приказом УФССП России по Орловской области от (дата обезличена) Тюрюков Д.А. уволен с федеральной государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79 от 27.04.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», с (дата обезличена).
Считая отказ в приеме на службу незаконным,Тюрюков Д.А. обратился в суд с иском.
Тюрюков Д.А. считает, что у ответчиков не имелось законных оснований для отказа в приеме его на службу в органы принудительного исполнения, поскольку вынесенное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности не является уголовным преследованием и поэтому решение от (дата обезличена) (номер обезличен) об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерацииявляется незаконным.
Также просит восстановить срок на обращении в суд с настоящим иском, указывая, что о нарушении прав при увольнении на основании сведений о привлечении к уголовной ответственности и прекращении уголовного дела стало известно при получении в апреле 2021 года справки от уполномоченного органа, которая данных о привлечении к уголовной ответственности не содержала, что повлекло до указанного периода неправильное восприятие у него последствий, связанных с необходимость защиты нарушенного права. Данное обстоятельство послужило основанием для его обращения к работодателю о разъяснении законности содержания и причины вручения уведомления об отказе в приеме на службу.
Рассматривая ходатайство Тюрюкова Д.А. о восстановлении срока на обращение в суд с иском, установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 70 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебный спор в органах принудительного исполнения (далее - служебный спор) - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере деятельности органов принудительного исполнения и контракта, между руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем и сотрудником или гражданином, поступающим на службу в органы принудительного исполнения либо ранее состоявшим на службе в органах принудительного исполнения, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.
Сотрудник для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу - к прямому руководителю (начальнику) или в суд (часть 3 статьи 70).
Частью 4 статьи 70 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ установлено, что сотрудник или гражданин, поступающий на службу в органы принудительного исполнения либо ранее состоявший на службе в органах принудительного исполнения, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа принудительного исполнения или к уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах принудительного исполнения, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа принудительного исполнения или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу (часть 5 статьи 70).
Решение руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения копии соответствующего решения обратившемуся для разрешения служебного спора сотруднику или гражданину, поступающему на службу в органы принудительного исполнения либо ранее состоявшему на службе в органах принудительного исполнения (часть 8 статьи 70).
Согласно частям 1, 2, 5 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о пропуске истцом срока для обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть 3 статьи 390 и часть 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации). В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Из нормативных положений Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ, подлежащих применению при разрешении служебных споров сотрудников органов принудительного исполнения, норм Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующих сходные отношения по поводу сроков обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и названных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением служебного или индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен.
Установлено, что уведомление от (дата обезличена) (номер обезличен) о невозможности поступить на службу в органы принудительного исполнения в связи с прекращением в отношении него уголовного преследования за истечением срока давностиТюрюков Д.А.получил (дата обезличена).
С приказом от (дата обезличена) об увольнении с федеральной государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79 от 27.04.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», с (дата обезличена) Д.А. ознакомлен (дата обезличена), в этот же день ему выдана трудовая книжка.
(дата обезличена) Тюрюков Д.А. был ознакомлен с материалом проверки, в котором содержится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (номер обезличен) от (дата обезличена) по нереабилитирующим основаниям (п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ).
В декабре (дата обезличена) года Тюрюков Д.А. обратился посредством Единого Портала Государственный услуг за предоставлением сведений о наличии либо об отсутствии сведений о факте уголовного преследования и отсутствия судимости и (дата обезличена) ему был направлен ответ.
(дата обезличена) Тюрюков Д.А. получил сведения через Единый Портал Государственных услугоб отсутствии сведений о факте уголовного преследования и отсутствия судимости.
(дата обезличена) Тюрюков Д.А. обратился в Отдел полиции (номер обезличен) по (адрес обезличен) города ФИО5 по г.ФИО19 с заявлением, в котором просил сообщить возбуждались ли в отношении него уголовное дела.
(дата обезличена) Тюрюкову Д.А. был дан ответ о том, что в отношении него (дата обезличена) было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (номер обезличен) по нереабилитирующим основаниям (п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ). Иных материалов проверок, либо уголовных дел в ОП (номер обезличен) (по (адрес обезличен)) ФИО5 по г.ФИО19 не зарегистрировано.
(дата обезличена) Тюрюков Д.А. обратился к руководителю Федеральной службы судебных приставов по Орловской области с заявлением о разъяснении законности содержания и причин вручения уведомления от (дата обезличена) об отказе в принятии его на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
(дата обезличена) Тюрюкову Д.А. был направлен ответ о том, что уведомление является законным.
(дата обезличена) Тюрюков Д.А. обратился в суд с искомо защите нарушенных трудовых прав.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что несвоевременное обращение Тюрюкова Д.А. в суд с иском о защите нарушенных трудовых прав связано со сбором им доказательств, опровергающих основания отказа в приеме на работу, в связи с наличием сведений о прекращении в отношении него уголовного преследования.Следовательно, срок для подачи искового заявления подлежит восстановлению.
Рассматривая исковые требования по существу, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14, пункту 4 части 4 статьи 17 Федерального закона от 01.10.2019 №328-ФЗ сотрудник не может быть принят и находиться на службе в органы принудительного исполнения в случаях, если он подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении него за истечением срока давности.
Согласно сведениям Информационного центра Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области следует, что в отношении Тюрюкова Д.А. возбуждалось уголовное дело (номер обезличен) по (адрес обезличен) УВД по г.ФИО19 по ч.4 ст.223 УК РФ (незаконные изготовление, переделка или ремонт огнестрельного оружия, ограниченного поражения либо незаконное изготовление газового оружия, пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Жд, холодного оружия, метательного оружия, патронов к огнестрельному оружию огранического поражения либо газовому оружию) и было прекращено (дата обезличена) по п.3 ч.1 стю.24 УПК РФ (истечение срока давности уголовного преследования) по не реабилитирующим основаниям.
Из информационного письма начальника Информационного центра УМВД России по Орловской области следует, что в (дата обезличена) году в ОСО ИЦ ФИО5 по Орловской области из ОМ-3 (по (адрес обезличен)) УВД по г.ФИО19 (дознаватель ФИО17) была предоставлена алфавитная карточка в отношении Тюрюкова Д.А., которая содержала информацию о прекращении уголовного дела (номер обезличен) по п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ. Соответственно в требованиях правоохранительных органов указанная информация выдавалась из базы в полном объеме.В связи с обращением Тюрюкова Д.А. за получением государственной услуги о предоставлении справки о наличии (отсутствии) судимости произведено уточнение данных в учете «уголовная статистика». По данным уголовной статистики установлено, что (дата обезличена) в отношении Тюрюкова Д.А. было отказано в возбуждении уголовного дела на основании п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ.В выданной Тюрюкову Д.А. справке (номер обезличен) от (дата обезличена) сведений не имеется в соответствии с требованиями приказа МВД ФИО10 от (дата обезличена) (номер обезличен).
Также указано, что вынесенное в отношении Тюрюкова Д.А. постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям согласно требований пп. 27,28,40 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений совместного приказа Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, МЧС РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «О едином учете преступлений» является основанием длявыставления учетных документов и постановки преступления на учет в ИЦ, на территории оперативного обслуживания которого совершено преступление, на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ, также как и лицо, в отношении которого выносилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. В связи с чем в ИЦ УМВД области были выставлены документы первичного учета (номер обезличен) от (дата обезличена) по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.226 УК РФ.
Согласно п.3 ч.1 статьи 24 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в том числе по истечение сроков давности уголовного преследования.
В силу п.2 ч.1 статьи 27 УПК РФ уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается в том числе в связи с прекращением уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 6 части первой статьи 24 настоящего Кодекса.
Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в пунктах 3 и 6 части первой статьи 24, статьях 25, 25.1, 28 и 28.1 настоящего Кодекса, а также пунктах 3 и 6 части первой настоящей статьи, не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает. В таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке. (ч.2 статьи 27 УПК РФ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 13.10.2022 №2665-О в Постановлении от 14 июля 2011 года N 16-П, применительно к возможности прекращения дела за истечением сроков давности прекращение уголовного дела по нереабилитирующему основанию возможно лишь в том случае, если будут обеспечены гарантируемые Конституцией Российской Федерации права участников уголовного судопроизводства, что предполагает, в частности, необходимость получения согласия подозреваемого (обвиняемого) на прекращение уголовного дела: в силу принципа состязательности, на основе которого осуществляется уголовное судопроизводство (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), предполагается, что стороны самостоятельно и по собственному усмотрению определяют свою позицию по делу, в том числе в связи с вопросом об уголовной ответственности, а следовательно, нет оснований считать нарушенными права и законные интересы подозреваемого (обвиняемого) решением о прекращении уголовного дела (при условии его достаточной обоснованности), если он не возражает против прекращения уголовного преследования по данному основанию.
Эти требования в полной мере распространяются и на стадию доследственной проверки при принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2014 года N 1309-О и др.). Применительно к отказу в возбуждении уголовного дела в отношении лица в связи с истечением сроков давности его уголовного преследования это означает необходимость получения его согласия с вынесением такого постановления, как и в случае прекращения уголовных дел по тому же основанию в отношении лиц, имеющих статус подозреваемых и обвиняемых. Соглашаясь с таким нереабилитирующим основанием, как истечение срока давности, лицо осознанно принимает возможные связанные с этим неблагоприятные последствия, например запрет поступления на отдельные виды государственной службы, формирование дополнительной доказательственной базы для взыскания с него ущерба в гражданско-правовом порядке, а также возможное восприятие в обществе такого лица как, вероятно, причастного к совершению преступления (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2022 года N 20-П).
Таким образом, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за истечением сроков давности уголовного преследования может быть вынесено, если соответствующее заинтересованное в таком решении лицо (в отношении которого проводится соответствующая проверка) не возражает против такого постановления. Действующий уголовно-процессуальный закон не лишает таких лиц права согласиться с соответствующим основанием прекращения в их отношении процессуальной деятельности, в том числе на стадии доследственной проверки, и более того - предоставляет им право требовать от государства отказ от уголовного преследования именно в случае истечения сроков давности уголовного преследования.
Из материала проверки КУСП (номер обезличен) ОП (номер обезличен) (по (адрес обезличен)) ФИО5 по г. ФИО19 в отношении Тюрюкова Д.А., судом установлено, что (дата обезличена) должностным лицом УВД ФИО10 по г. ФИО19 было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту обнаружения (дата обезличена) в дежурной части ЛОВД на ст. Орел в ходе личного досмотра у Тюрюкова Д.А.нунчаков по основаниям п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ.
Тюрюковым Д.А. собственноручно (дата обезличена) было написано заявление о согласии на отказ в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям по факту обнаружения у него при личном досмотре на вокзале ст. ФИО19 (дата обезличена) нунчаков, изготовленных им в (дата обезличена) году.
Таким образом, Тюрюков Д.А.соглашаясь на прекращение уголовного дела с таким нереабилитирующим основанием, как истечение срока давности, принял возможные связанные с этим неблагоприятные последствия.
Федеральный закон от 01.10.2019 №328-ФЗпоследовательно устанавливает повышенные репутационные требования для лиц, поступающих на службу, что обусловливается необходимостью обеспечения замещения должностей в соответствующих органах, лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества, в полной мере соответствующими требованиям к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам сотрудников, в том числе направленные на исключение возможности принятия на службу лиц, освобожденных от уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям. При таких обстоятельствах, отказ Тюрюкову Д.А. в поступлении на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации ввиду прекращения в отношении него уголовного преследования по нереабилитирующим основаниямявляется правомерным.
Доводы Тюрюкова Д.А. о том, что вынесенное в отношении него постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности не является уголовным преследованием, основаны на неверном понимании закона.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Руководителя Управления-Главного судебного пристава Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области РФ Смирнова М.В., изложенное в уведомлении от (дата обезличена) (номер обезличен) об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Требования истца о признании незаконным приказаУправления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области РФ от (дата обезличена) (номер обезличен)-к о его увольнении также не подлежат удовлетворению.
Приказом УФССП России по Орловской области от (дата обезличена) (номер обезличен)-к Тюрюков Д.А. освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области и уволен с федеральной государственной гражданской службы (дата обезличена) в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Заявляя требование о признании указанного приказа незаконным Тюрюков Д.А. пояснил, что он желает трудиться в органах принудительного исполнения, а приказ незаконен в связи с незаконным уведомлением об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Процедура увольнения Тюрюкова Д.А. в связи с сокращением штата не оспаривается.
Рассматривая требование истцаоб обязании руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области направить в Федеральную службу судебных приставов РФ его документы, суд приходит к следующему.
(дата обезличена) в ходе проведения заседания оперативного штаба Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области были рассмотрены документы федеральных государственных гражданским служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, в том числе и на Тюрюкова Д.А. на соответствие требованиям, установленным Федеральным законом от 01.10.2019 №328-ФЗ.
По результатам их рассмотрения было вынесено решение, которое принималось комиссионно на заседании оперативного штаба Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, что в связи с прекращением в отношении кандидата на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации Тюрюкова Д.А. уголовного преследования вследствие истечения срока давности он не сможет проходить службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации в силу пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 01.10.2019 №328-ФЗ.
Указанное решение отражено в уведомленииот (дата обезличена) (номер обезличен) об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Поскольку указанное уведомление, по мнению суда, является законным, оснований возложения на ответчика обязанности направлять документы Тюрюкова Д.А.Федеральную службу судебных приставов РФ не имеется.
По указанным основаниям требования Тюрюкова Д.А. об обязании директора Федеральной службы судебных приставов РФ принять решение о его приеме на службу в органы принудительного исполнения и издать соответствующий приказ о назначении его на должность ведущего судебного пристава-исполнителя Северного районного отделения судебных приставов г. Орла Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области с (дата обезличена), и об обязании руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области заключить служебный контракт с 01.06.2020 удовлетворению не подлежат.
Соответственно и требования о взысканиив пользу истца заработной платыза дни вынужденного прогула и компенсацию морального вреда удовлетворению не подлежат
При таких обстоятельствах, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Тюрюкова Дениса Анатольевича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, Федеральной службе судебных приставов о защите нарушенных трудовых прав оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Заводской районный суд г. Орла.
Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2023 года.
Судья З.А. Соловьева