Дело №2-1-859/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2022 года город Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Тульской С.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой С.В.,
с участием помощника Мценского межрайонного прокурора Титовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области в интересах инвалида Костиной А.В. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами,
установил:
Заместитель Мценского межрайонного прокурора Орловской области обратился в суд в интересах инвалида Костиной А.В. к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Мценская центральная больница» и Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами.
В обоснование заявленных требований указал, что Мценской межрайонной прокуратурой по обращению директора БСУ СО ОО «Детский дом-интернат для детей с умственно-физическими недостатками» Т.М.В., являющегося представителем инвалида Костиной А.В., Дата года рождения, проведена проверка по вопросу льготного обеспечения лекарственным препаратом Хлорпромазин.
В ходе проверки установлено, что Костина А.В. является инвалидом. Костина А.В. федеральным льготником и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов. Клинический диагноз Костиной А.В.: <информация скрыта>. Костина А.В. помещена под надзор в БСУ СО ОО «Детский дом-интернат для детей с умственно-физическими недостатками». Несмотря на наличие медицинских показаний, БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» и Департаментом здравоохранения Орловской области Костина А.В. лекарственным препаратом Хлорпромазин не обеспечена. Костина А.В. состоит на учете в БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» с диагнозом: <информация скрыта>, как нуждающаяся в лекарственном препарате Хлорпромазин, имеет статус инвалида, включена в федеральный регистр льготных категорий граждан на 2022 год. Согласно информации БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» годовая потребность в лекарственном препарате Хлорпромазин - 72 стандарта. На отсроченном обеспечении в аптечном пункте №2 находится 1 рецепт на лекарственный препарат от 19 апреля 2022 года. Между тем, в аптечном пункте в выдаче лекарственного препарата по рецепту врача отказано в виду его отсутствия. Невозможность регулярного приема препарата ставит под угрозу жизнь и здоровье Костиной А.В. Таким образом, БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» и Департаментом здравоохранения Орловской области допущены нарушения прав Костиной А.В. на обеспечение льготным лекарственным препаратом.
В связи с отказом БСУ СО ОО «Детский дом-интернат для детей с умственно-физическими недостатками» и Мценской межрайонной прокуратуры от иска в части требований к БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» о возложении обязанности производить своевременную выписку рецептов на лекарственный препарат Хлорпромазин на основании ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в данной части прекращено отдельным определением суда.
По указанным основаниям, с учетом уточнения исковых требований, Мценская межрайонная прокуратура, действующая в интересах Костиной А.В., просит обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Костину А.В. лекарственным препаратом Хлорпромазин в соответствии с имеющейся потребностью вплоть до отмены препарата лечащим врачом.
В судебном заседании старший помощник Мценского межрайонного прокурора Титова А.И. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.
Истец Костина А.В., представитель БСУ СО Орловской области «Детский дом-интернат для детей с умственно-физическими недостатками», являющийся законным представителем инвалида Костиной А.В., в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39, частью 41 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. №929н/1345н (Зарегистрировано в Минюсте России 11.05.2021 N 63365) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), который регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, включающего, в том числе, социальные услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами.
В соответствии с данным Порядком осуществляется предоставление набора социальных услуг гражданам, указанным в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (подпункт 1 пункта 1).
За предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (пункт 12).
При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №48, ст. 6724) (пункт 14).
В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (пункт 19).
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1, пункту 2 статьи 4.1. Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 года №399 утверждено Положение о Департаменте здравоохранения Орловской области, согласно пунктам 5.4, 5.7 которого к полномочиям Департамента здравоохранения Орловской области относятся: организация обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организация льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой; разработка и реализация государственных программ в сфере здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В соответствии с Приложением №1 к распоряжению Правительства РФ от 12.10.2019 N2406-р, «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» лекарственный препарат МНН Хлорпромазин включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
Как следует из материалов дела, Костина А.В., Дата года рождения, является <информация скрыта>, инвалидность повторно установлена Дата, что подтверждается справкой, выданной ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Орловской области» МСЭ-2014 №.
Из материалов дела усматривается, что Мценской межрайонной прокуратурой по обращению директора БСУ СО ОО «Детский дом-интернат для детей с умственно-физическими недостатками» Т.М.В., являющегося представителем инвалида Костиной А.В., Дата года рождения, проведена проверка по вопросу льготного обеспечения лекарственным препаратом.
Проверкой установлено, что Костина А.В. является инвалидом. Костина А.В. федеральным льготником и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов. Клинический диагноз Костиной А.В.: <информация скрыта>. Костина А.В. помещена под надзор в БСУ СО ОО «Детский дом-интернат для детей с умственно-физическими недостатками».
Согласно информации БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» Костина А.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в льготном лекарственном препарате МНН Хлорпромазин, торговое наименование Аминазин, с диагнозом: <информация скырта>. Является федеральной льготницей, имеет <информация скрыта>. Месячная потребность в лекарственном препарате Хлорпромазин 50 мг №10 – 6 стандартов, годовая потребность - 72 стандарта. Костина А.В. включена в регистр льготных категорий граждан для обеспечения льготными лекарственными препаратами на 2022 год. Препаратом Хлорпромазин Костина А.В. обеспечена не в полном объеме, что связано с лимитированным финансированием.
Из материалов дела следует, что 19 апреля 2022 года Костиной А.В. был выписан рецепт на лекарственный препарат МНН Хлорпромазин, торговое наименование Аминазин. Данный рецепт находятся на отсроченном обеспечении.
Согласно информации Департамента здравоохранения Орловской области от 18 мая 2022 года Костина А.В. сохранила право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг за счет средств федерального бюджета на 2022 год. Согласно данным Единой региональной информационной системы Орловской области у пациентки Костиной А.В. в 2022 году находится рецепт на отсроченном обеспечении на лекарственный препарат Хлорпромазин.
В настоящее время Костина А.В. лекарственным препаратом МНН Хлорпромазин не обеспечена.
Между тем, не предоставление Костиной А.В. рекомендованного лекарственного препарата влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получения медицинской помощи бесплатно, что не допустимо.
При этом право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
По смыслу приведенных выше норм права лица, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, должны обеспечиваться необходимыми лекарственными препаратами в объеме не менее, чем это назначено по решению врачебных комиссий медицинских организаций.
Процедура получения инвалидами бесплатно лекарственных средств не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.
Принимая во внимание, что Костина А.В. относится к категории лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, включая лекарственное обеспечение по бесплатным рецептам за счет средств федерального бюджета, то есть является федеральным льготникам, а также учитывая, что по жизненным показаниям ему был назначен лекарственный препарат Хлорпромазин, исковые требования Мценской межрайонной прокуратуры являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд считает необходимым возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Костину А.В. данным лекарственным препаратом в соответствии с имеющейся потребностью вплоть до отмены препаратов лечащим врачом.
В силу положений ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Исходя из фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о нуждаемости Костиной А.В. в лекарственном препарате Хлорпромазин обязанность по обеспечению которыми возложена на ответчика, учитывая, что данный препарат необходим ей для применения по жизненным показаниям, суд приходит к выводу о наличии оснований для обращения решения к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление заместителя Мценского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Костину А.В. лекарственным препаратом МНН Хлорпромазин в соответствии с имеющейся потребностью вплоть до отмены препарата лечащим врачом.
Решение подлежит к немедленному исполнению и может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2022 года.
Председательствующий Тульская С.Г.