Решение по делу № 33-2813/2018 от 08.05.2018

Судья Колосова Н.Е. Дело № 33-2813/2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,

судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.,

при секретаре Поповой О.К.,

рассмотрела в судебном заседании 07 июня 2018 года дело по апелляционной жалобе ООО «Клён» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, по которому

    Общество с ограниченной ответственностью «Клён» обязано привести в соответствие с требованиями градостроительного законодательства и Свода Правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СНИП 35-01-2001 пандус административного здания, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, а именно: оборудовать двухсторонние поручни, нижнюю горизонтальную площадку, покрытие пандуса, завершающие части поручней, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

    В остальной части требований, а также в иске к обществу с ограниченной ответственностью «Геоинфоресурс», обществу с ограниченной ответственностью «Фелитц групп», обществу с ограниченной ответственностью «Вектор А», обществу с ограниченной ответственностью «Символ», МГ, КВ, КМ, ТМ, КЕ, Ф прокурору г. Сыктывкара отказано.

Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения представителя ООО «Клён» С, КТ, действующей от имени КМ, прокурора Ш, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

    Прокурор города Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Клён», ООО «Геоинфоресурс», ООО «Фелитц групп», ООО «Вектор А», ООО «Символ», МГ, КВ, КМ, ТМ, З, КЕ, Ф, являющимся собственниками помещений административного здания, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, о возложении обязанности привести в соответствие с требованиями градостроительного законодательства и сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СНиП 35-01-2001 входную лестницу и пандус административного здания, не позднее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. Заявленные требования мотивировал тем, что в указанном здании имеется кафе «Масляница», оказывающее услуги общественного питания, являющееся объектом социальной инфраструктуры.

В ходе судебного разбирательства прокурор г. Сыктывкара в уточненном исковом заявлении просил обязанность по приведению в соответствие с требованиями законодательства лестницы и пандуса здания возложить на ООО «Клён».

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Управление Роспотребнадзора по РК, ООО «Шенер», ООО «РК03», ПАО «Северный народный банк», ООО Масляница».

Определением суда от <Дата обезличена> в части требований к З производство по иску прекращено в связи со смертью.

Судом вынесено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе заявитель просит об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью, неправильным применением судом норм материального права и нарушением норм процессуального права, полагает необоснованным наложение обязанности по оборудованию пандуса только на одного собственника, указывает, что требования, на которых основывается прокурор, могут быть применены только вновь возводимым зданиям, либо к зданиям, подлежащим реконструкции.

Прокуратурой города Сыктывкара представлены возражения на апелляционную жалобу.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы в полном объеме, однако полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой города Сыктывкара проведена проверка доводов обращения инвалида – колясочника К о соблюдении требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов со стороны собственников административного здания, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, поскольку на первом этаже здания функционирует кафе «Масляница».

В ходе проверки помощником прокурора Т совместно с главным специалистом-экспертом инспекции Госстройнадзора по г. Сыктывкару МЕ проведена проверка блинной «Масляница» с целью определения доступности объектов социальной инфраструктуры.

Установлено, что вход в административное здание <Адрес обезличен> оборудован пандусом.

Из информационного письма МЕ от <Дата обезличена> следует, что фактически существующий пандус не соответствует требованиям СП 59.13330.2012: поручни имеются только с одной стороны, отсутствует нижняя горизонтальная площадка, разбито покрытие пандуса, отсутствуют завершающие части поручня. На открытой лестнице отсутствуют ограждения с поручнями.

Помещения в здании принадлежат на праве собственности: ООО «Клён», ООО «Геоинфоресурс», ООО «Фелитц групп», ООО «ВекторА», ООО «Символ», МГ, КВ, КМ, ТМ, З, КЕ, Ф

<Дата обезличена> ООО «Клён» (арендодатель) передал в аренду ООО «Шенер» во временное владение и пользование нежилое помещение, общей площадью 272,1 кв.м. на первом этаже здания по <Адрес обезличен> для размещения пункта общественного питания (л.д. 186- 193 том 2).

<Дата обезличена> между ООО «Клён» и «Северный народный банк» (ПАО заключен договор аренды нежилого помещения (л.д. 194-195 том 2), согласно которому ООО «Клён» (арендодатель) передал во временное владение и пользование арендатору нежилое помещение в здании по <Адрес обезличен>, площадью 87 кв.м., расположенное на 1 этаже, до 31 июля 2018 года, для использования в уставных целях банка.

Кроме того, при рассмотрении настоящего дела также установлено, что ООО «Клён» осуществляет деятельность по облуживанию здания на основании агентских договоров, заключенных с собственниками помещений.

По условиям агентских договоров ООО «Клён» обязуется совершать от своего имени, но за счет собственников необходимые юридические и фактические действия по надлежащему содержанию, обслуживанию и ремонту общего имущества, а также по обеспечению коммунальными услугами, за плату.

Аналогичные договоры заключены ООО «Клён» со всеми собственниками помещений здания, кроме КЕ, Ф, КВ, ООО «Геоинфоресурс» и КМ

Из информационного письма М от <Дата обезличена> (л.д. 102 том 3) следует, что в настоящее время фактически выполнены работы по установке дополнительных ограждений с поручнями открытой входной лестницы, ремонту покрытий лестницы и пандуса. Не выполнены требования по установке поручня со второй стороны пандуса, горизонтальная площадка в нижней части пандуса, установленный поручень пандуса не имеет завершающей горизонтальной части поручня, выступающей за наклонную часть пандуса.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля МЕ показала, что в настоящее время недостатки лестницы устранены, требованиям СП не соответствует только пандус.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что отсутствие надлежаще оборудованного пандуса препятствует беспрепятственному доступу для инвалидов, передвигающихся на инвалидных колясках, и других маломобильных групп в помещение кафе, ограничивает их жизнедеятельность и нарушает право на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса РФ).

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01 января 2013 года были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий (пункт 3.9), в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для таких людей подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (пункт 3.13), наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни (пункт 3.14).

С 01 января 2013 года введен в действие «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года N 605 (далее – Свод Правил 59.13330.2012).

Действующий Свод Правил 59.13330.2012 предъявляет аналогичные требования к помещениям и их элементам.

В соответствии с требованиями пункта 5, подпунктов 5.1.1, 5.1.2, 5.1.4, 5.1.9 Свода правил 59.13330.2012 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В соответствии с п. 5.2.15 СНиП 35-01-2001 вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м. (допускается от 0,85 до 0,92 м.), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м.

Завершающие горизонтальные части поручни должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м. (допускается от 0,27 м. до 0,33 м.) и иметь нетравмирующее завершение.

В соответствии с п. 5.2.13 СНиП 35-01-2001 пандусы в своей верхней и нижней частях должны иметь горизонтальные площадки размером 1,5 м. * 1,5 м.    

Согласно п. 4.1.11 СНиП 35-01-2001 покрытие пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов должно быть из твердых материалов, ровным, шероховатым, без зазоров, не создающим вибрацию при движении, а также предотвращающим скольжение, то есть сохраняющим крепкое сцепление подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла- коляски при сырости и снеге.

СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" предусматривает, что в случае невозможности оборудования пандуса должна быть установлена кнопка вызова, которая располагается на высоте от 0,85 до 1 метра до уровня земли и на расстоянии не менее 0,4 метров от выступающих частей (например, первой ступеньки лестницы).

Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, пришел к правильному выводу о том, что ответчиком ООО «Клён» не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа в помещение кафе «Масляница» по адресу: <Адрес обезличен>, относящегося к объекту социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

    Доводы апелляционной жалобы о том, что положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, что предусмотрено п. 3 ст. 26 Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», не могут служить основанием для отмены судебного решения.

В ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

    Несмотря на то, что данные требования, как указано в ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия «Свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

    Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержаться в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» включен в п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ранее действовал перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р, п. 76).

    Как следует из п. 1.2 СП 59.13330.2012 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

    В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

    Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

    Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции РФ.

    Довод апелляционной жалобы о том, что здание по проекту вообще не имеет пандуса и в деле не имеется доказательств того, что имеющееся сооружение является пандусом, на законность судебного решения не влияет.

    Пандусом является пологий подъем, дорожка для въезда, заменяющая лестницу, для передвижения инвалидных и детских колясок, перемещения грузов на тележках и т.д.

    Не имеет существенного правого значения наличие либо отсутствие в технической документации здания запроектированного пандуса либо наименование и технические характеристики имеющегося сооружения.

    Из общего смысла действующего законодательства следует, что на территории Российской Федерации необходимо создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе маломобильным группам населения. Создание беспрепятственного доступа маломобильных групп населении к инженерной, транспортной и социальной инфраструктурам, в том числе объектам торговли и другим объектам социального использования, является одним из приоритетных направлений Российского государства.

    Кроме того, ответчиками не представлено доказательств технической невозможности приспособления имеющегося пандуса для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения.

    Судом правильно указано, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений (статья 210 ГК РФ).

    Учитывая, что собственником нежилых помещений первого этажа ООО «Клён» заключены договоры аренды, в которых предусмотрено, что эти помещения предназначены под объекты социальной инфраструктуры, на собственнике нежилых помещений, а именно на ООО «Клён», лежит обязанность по приведению пандуса в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и нормами Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», так как передаваемое помещение должно соответствовать цели использования.

Вывод суда в указанной части является правильным.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что вышеуказанная обязанность по обеспечению доступности для маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры в полной мере относится и к другому собственнику помещения на первой этаже здания и имеющего социальное назначение и предполагающего посещение его людьми с ограниченными возможностями.

Из материалов дела следует, что помещение площадью 40,6 кв. метра на первой этаже здания по <Адрес обезличен>, обозначенное на поэтажном плане №№ 1,2,2а принадлежит на праве собственности Ф, которая на протяжении длительного времени сдает указанное помещение по договору аренды для размещения аптечного пункта.

Из представленного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК пакета документов следует, что Ф (в настоящее время после регистрации брака А) имеет статус индивидуального предпринимателя. <Дата обезличена> между ней и ООО «РК03» заключен долгосрочный договор аренды № 2 для размещения аптечного пункта, в соответствии с которым на арендатора возложена обязанность поддерживать помещение в надлежащем состоянии, производить за свой счет текущий (косметический) ремонт. То есть каких – либо условий, возлагающих обязанность на арендатора по надлежащему содержанию и оборудованию мест общего пользования или прилегающей территории договор не содержит.

В соответствии с дополнительным соглашением №1 к долгосрочному договору аренды № 2 от <Дата обезличена> стороны договорились о том, что помещение будет использоваться арендатором под розничную фармацевтическую торговлю, срок действия договора определен до <Дата обезличена>. Данное соглашение предусматривает право арендатора с письменного согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору другому лицу для использования в целях, указанных в п.1.5 Договора.

<Дата обезличена> в соответствии с договором перенайма № 5 ООО «РК03» передало ООО «Ригла» с согласия ИП А свои права и обязанности по долгосрочному договору аренды помещения № 2 от <Дата обезличена>. При этом права и обязанности по договору аренды полностью переданы новому арендатору.

При таких обстоятельствах, учитывая, что помещение, расположенное на первом этаже здания Коммунистическая, 4, сдается собственником помещения с целью извлечения прибыли в аренду для размещения объекта социальной инфраструктуры, без возложения на арендатора какой – либо обязанности по содержанию и ремонту мест общего пользования и прилегающей территории, обязанность по приведению пандуса административного здания в соответствие с требованиями градостроительного законодательства и Свода Правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СНИП 35-01-2001 следует возложить на собственника помещения – А

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> отменить в части требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Ф о возложении обязанности в соответствие с требованиями градостроительного законодательства и Свода Правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СНИП 35-01-2001 пандус административного здания, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, а именно: оборудовать двухсторонние поручни, нижнюю горизонтальную площадку, покрытие пандуса, завершающие части поручней, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Вынести в указанной части новое решение об удовлетворении исковых требований, изложив абзац первый резолютивной части решения в следующей редакции:

    Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Клён», Индивидуального предпринимателя А привести в соответствие с требованиями градостроительного законодательства и Свода Правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СНИП 35-01-2001 пандус административного здания, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, а именно: оборудовать двухсторонние поручни, нижнюю горизонтальную площадку, покрытие пандуса, завершающие части поручней, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Клён» - без удовлетворения.

Председательствующий     

Судьи     

28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее