УИД 03RS0003-01-2022-006255-14
Дело №12-622/2022
РЕШЕНИЕ
город Уфа ул.Матросова д.1 21 сентября 2022 года
Судья Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Совина О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ИП Жаворонкова А.С. Ахметьянова Г.Р. на постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Уфе Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан - главного государственного инспектора г.Уфы по пожарному надзору Акчурина А.А. от 26.05.2022 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Уфе Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан - главного государственного инспектора г.Уфы по пожарному надзору Акчурина А.А. от 26.05.2022 года № ИП Жаворонков А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На указанное постановление защитником ИП Жаворонкова А.С. Ахметьяновым Г.Р. принесена жалоба, в которой он просит постановление № от 26.05.2022 отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник ИП Жаворонкова А.С. Ахметьянов Г.Р. доводы жалобы поддержал.
Инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР - государственный инспектор г. Уфы Юсупов Р.Ж. представил материалы дела об административном правонарушении, пояснил, что срок проведения проверки в отношении ИП Жаворонкова А.С. соблюден.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ИП Жаворонков А.С. и главный государственный инспектор г.Уфы по пожарному надзору Акчурин А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
С учетом изложенного препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие не имеется.
Выслушав объяснения защитника, показания свидетеля, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в период с 24.01.2022 по 16.03.2022 по результатам плановой выездной проверки в отношении объекта защиты – помещений общественного питания (музыкальный ресторан Мюзик Холл), используемых ИП Жаворонковым А.С. на основании права общедолевой собственности, расположенного по адресу <адрес>, отнесенном к категории высокого риска, выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
№ п/п |
Вид нарушения требований пожарной безопасности, с указанием конкретного места выявленного нарушения требований пожарной безопасности |
Структурная единица нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного документа по пожарной безопасности, которым установлено нарушенное требование пожарной безопасности |
1 |
2 |
3 |
Не проведена проверка огнезащитного покрытия металлических конструкций перекрытия антресоли. Согласно пункту 5.2 представленного проекта проведения огнезащитных работ на объекте «Перепланировка, внешнее оформление фасада, входных групп помещения, расположенного по адресу: <адрес>», состояние поверхности огнезащитного покрытия периодически контролируется организацией, которая эксплуатирует объект, периодичность осмотров составляет не менее 1 раза в год. Между тем, в ходе проведения проверки контролируемое лицо не представило документы, подтверждающие проведение осмотров конструкций перекрытия антресоли, и сведения завода-изготовителя о периодичности проверки состояния огнезащитного покрытия. |
п. 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 (далее – Правила противопожарного режима) п. 5.4.2, п. 5.4.3 СП 2.13130.2020 |
|
На внешней стороне двери помещения складского назначения, расположенного в лестничной клетке, ведущей к выходу на улицу со стороны насосной, отсутствует обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». |
п. 12. Правил противопожарного режима |
|
В помещении электрощитовой, расположенной со стороны лестничной клетки (выход из производственной части), допущено хранение вещей и материалов. |
п.п. «б» п. 16 Правил противопожарного режима |
|
Не определена категория помещения электрощитовой, расположенной со стороны лестничной клетки (выход с производственной части), по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Соответствующий расчет не представлен. |
п. 12 Правил противопожарного режима |
|
Не представлены документы раскрывающие показатели пожарной опасности поверхностных слоев конструкций стен (отделок и облицовок) в зальном помещении «Караоке» с последующим подтверждением соответствия этих показателей пожарной опасности установленным требованиям. |
ст. 134, таб. 29 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123) пункт 25 Правил противопожарного режима |
|
Не представлены документы раскрывающие показатели пожарной опасности поверхностных слоев конструкций стен и потолка (отделок и облицовок) на путях эвакуации (согласно проекту 2014.182/1-ПТ помещению присвоен № - №), возле эвакуационного выхода №, с последующим подтверждением соответствия этих показателей пожарной опасности установленным требованиям. |
ст. 134, таб. 28 Закона № 123 пункт 25 Правил противопожарного режима |
|
Помещение «Клуб 27» (согласно проекту 2014.182/1-ПТ помещению присвоен № - №), фактически используемое для хранения различного рода инвентаря, мебели, вещей и горючих материалов, то есть эксплуатируемое в качестве помещения складского назначения класса Ф5.2, не отделено от смежных помещений иного класса функциональной пожарной опасности противопожарными преградами и соответствующей противопожарной дверью. |
ч. 1 ст. 88 Закона № 123 |
|
В помещении теплового узла, расположенного возле «Вайн холл», допущено размещение мастерской и хранения различного рода предметов. |
п.п. «б» п. 16 Правил противопожарного режима |
|
Стены, ограждающие помещение венткамеры класса Ф5.1, возведены не до перекрытий, вследствие чего не обеспечивается нераспространение пожара в смежные помещения иных классов функциональной пожарной опасности. |
ч. 1 ст. 88 Закона № 123 |
|
Помещение складского назначения класса Ф5.2 не отделено от смежных помещений иного класса функциональной пожарной опасности противопожарными преградами и соответствующей противопожарной дверью. |
ч. 1 ст. 88 Закона № 123 |
|
Ограждающие конструкции служебных помещений, расположенных на антресоли, а также служебных помещений предназначенных для функционирования объекта, в том числе гардеробной персонала, выполнены из материала с неизвестным классом пожарной опасности. В соответствии с табл. 22 Закона №, класс пожарной опасности для ограждающих конструкций (стен и перегородок) должен быть не ниже К0. Согласно раздела 1.8 СТУ, согласованные письмом УНДиПР ГУ МЧС России по РБ от 13.08.2020 №, степень огнестойкости здания II, класс конструктивной пожарной опасности здания С0. |
табл. 22 Закона № 123 раздел 1.8 СТУ, согласованные письмом УНДиПР ГУ МЧС России по РБ от 13.08.2020 № |
|
Из помещений большого зала караоке, малого зала караоке, кальянной, зала «<адрес>» выполнено по одному эвакуационному выходу. Из данных помещений, расположенных в подвальном этаже и с возможным пребыванием более 15 чел. в каждом из помещений, должно быть не менее 2-х эвакуационных выходов. |
п. 4.2.7, п. 4.2.11 СП 1.13130.2020 |
|
К лестничной клетке, расположенной в осях Д-Е/5-6, примыкает помещение кладовой на отметке +2,400, при этом дверь кладовой при открывании сужает ширину лестничного марша. |
п. 4.4.2 СП 1.13130.2020 |
|
В эвакуационных лестничных клетках, расположенных в осях В-Г/5-7, В-Г/8-10, Д-Ж/11-12, Д-Ж/3-4, открытой лестнице из антресоли основного обеденного зала, технологической лестничной клетке, расположенной в осях Д-Е/5-6, допущена установка инженерного оборудования (технологические трубопроводы, радиаторы отопления, элементы интерьера) выступающие из плоскости стены на высоте менее 2,2 м. На выступающих частях инженерного оборудования, отсутствуют резиновые накладки. |
п.п. «а» п. 4.4.1, п. 4.4.9 СП 1.13130.2020 раздел 2 СТУ, согласованные письмом УНДиПР ГУ МЧС России по РБ от 13.08.2020 № |
|
В эвакуационных лестничных клетках, расположенных в осях В-Г/5-7, В-Г/8-10, Д-Ж/11-12, Д-Ж/3-4, открытой лестнице из антресоли основного обеденного зала, технологической лестничной клетке, расположенной в осях Д-Е/5-6, допущена установка ступеней с различной высотой и шириной проступи в пределах марша. |
п. 4.3.6 СП 1.13130.2020 |
|
Дверь вентиляционной камеры, при открывании в коридор, ведущий из малого обеденного зала в лестничную клетку, сужает нормативную ширину коридора. |
п. 4.4.2 СП 1.13130.2020 |
|
Ширина переходной площадки в лестничной клетке в осях Д-Ж/3-4 составляет менее ширины марша лестницы (фактически 0,99 м). |
п. 4.4.2 СП 1.13130.2020 |
|
Ширина выхода непосредственно наружу из лестничной клетки в осях Д-Ж/3-4 составляет менее чем 1,2 м (фактически 1,09) |
п. 4.2.19 СП 1.13130.2020 |
|
Ширина выхода непосредственно наружу из лестничной клетки в осях Д-Ж/11-12 составляет менее чем 1,2 м (фактически 1,11) |
п. 4.2.19 СП 1.13130.2020 |
|
На путях эвакуации в коридоре на первом этаже в административной части установлено инженерное оборудование (радиаторы отопления) выступающие из плоскости стены на высоте менее 2,2 м. На выступающих частях инженерного оборудования, отсутствуют резиновые накладки. |
п.п. «а» п. 4.4.1, п. 4.4.9 СП 1.13130.2020 раздел 2 СТУ, согласованные письмом УНДиПР ГУ МЧС России по РБ от 13.08.2020 № |
|
На путях эвакуации из зала «<адрес>» в основной обеденный зал, а также служебный проход из зала «<адрес>» в сервисную зону бара имеются перепады высоты менее 45 см в котором установлены ступени с числом менее 3-х (фактически 2). |
п. 4.3.5 СП 1.13130.2020 |
|
В проходе из коридора производственной части в сервисную зону бара установлено инженерное оборудование (воздуховоды вентиляции) уменьшающие высоту прохода до 1,91 м. На выступающих частях инженерного оборудования, отсутствуют резиновые накладки. |
раздел 2 СТУ, согласованные письмом УНДиПР ГУ МЧС России по РБ от 13.08.2020 № |
|
Заужена ширина коридора, являющегося эвакуационным путем, производственной зоны за счет установки производственного оборудования до 0,7 м. |
п. 4.3.3 СП 1.13130.2020 |
|
Эвакуационные выходы в малом обеденном зале расположены не рассредоточено. |
п. 4.2.6 СП 1.13130.2020 |
|
Расстояние от наиболее удаленной точки зала «<адрес>» до выхода на лестничную клетку превышает нормативное значение на 6 м. |
раздел 2 СТУ, согласованные письмом УНДиПР ГУ МЧС России по РБ от 13.08.2020 № |
|
Экспериментальным способом при помощи инструментального контроля установлено, что при имитации срабатывания системы пожарной сигнализации от ручного пожарного извещателя, установленного в служебном помещении «Wine-hall», сигнал на прибор приемно-контрольный поступил, звуковая и световая сигнализация прибора сработала. Аппаратура СПС сформировала команду на включение СОУЭ. Произведена трансляция текста через речевые оповещатели. Уровень постоянного шума вместе с сигналом СОУЭ на расстоянии 3 м от оповещателя в служебном помещении «Wine-hall», составил 79 дБА. Световые оповещатели «Выход» постоянно во включенном состоянии. Система общеобменной вентиляции отключилась. СКУД не разблокировала замки на двери выхода из кондитерского цеха. Клапаны дымоприемных устройств системы вытяжной ПДВ, расположенных в зоне № открылись, вентиляторы системы включились. |
п. 26 Правил противопожарного режима п. 5 ч. 1 ст. 84 Закона № |
|
Экспериментальным способом при помощи инструментального контроля установлено, что при имитации срабатывания системы пожарной сигнализации от ручного пожарного извещателя, установленного в помещении зала «Wine-hall», сигнал на прибор приемно-контрольный поступил, звуковая и световая сигнализация прибора сработала. Аппаратура СПС сформировала команду на включение СОУЭ. Произведена трансляция текста через речевые оповещатели. Уровень постоянного шума вместе с сигналом СОУЭ на расстоянии 3 м от оповещателя в служебном помещении «Wine-hall», составил 83 дБА. Световые оповещатели «Выход» постоянно во включенном состоянии. Система общеобменной вентиляции отключилась. СКУД не разблокировала замки на двери выхода из помещения «Menu». Клапаны дымоприемных устройств системы вытяжной ПДВ, расположенных в зоне № открылись, вентиляторы системы включились. |
п. 26 Правил противопожарного режима п. 5 ч. 1 ст. 84 Закона № |
|
При построении систем противопожарной защиты использованы кабельные линии, состоящие из кабельных изделий типа исполнения FRLS и крепежных элементов с неизвестным типом исполнения, которые не отвечают требованиям по сохранению работоспособности кабельных линий систем противопожарной защиты в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону. |
- часть 2 статьи 82, часть 2 статьи 103 Закона №; - пункт 6.4 СП 6.13130.2021; - Таблица 2 ГОСТ 31565-2012. |
По факту выявленных нарушений в отношении ИП Жаворонкова А.С. 11.05.2022 года составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением от 26.05.2022 года № ИП Жаворонков А.С. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10000 рублей (двадцать тысяч рублей).
В силу положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, 11.05.2022 года государственным инспектором г. Уфы по пожарному надзору Абзаловым В.Р. в отношении ИП Жаворонкова А.С. с участием его защитника ФИО7, действующего по доверенности от 25.04.2022 года, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года №, Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 1.13130.2020, СТУ, согласованные письмом УНДиПР ГУ МЧС России по РБ от 13.08.2020 года №, ГОСТ 31565-2012 (л.д. 128 - 132).
Защитник ФИО7 с протоколом ознакомлен, о чем имеется его подпись в соответствующей графе протокола. В графе протокола о получении его копии указана дата «11.05.2022», имеется подпись защитника. Сведений о направлении копии протокола об административном правонарушении в адрес Жаворонкова А.С. в судебном деле и административном производстве отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Уфе управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Башкортостан не имеется, данных о получении его ИП Жаворонковым А.С. указанные административные материалы не содержат.
В судебном заседании свидетель - инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР - государственный инспектор г. Уфы Юсупов Р.Ж. отрицал наличие документов, подтверждающих направлениие ИП Жаворонкову А.С. уведомления о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении, а также копии протокола об административном правонарушении.
Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении ИП Жаворонкова А.С. составлен с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые являются существенными, нарушающими право на защиту лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Постановление должностным лицом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Уфе Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан вынесено 26.05.2022 года в отсутствие ИП Жаворонкова А.С.
О времени и месте рассмотрения дела 26.05.2022 года извещен защитник ФИО7, о чем он расписался в соответствующей графе протокола об административном правонарушении. Сведений об извещении ИП Жаворонкова А.С. о времени и месте вынесения постановления должностным лицом ОНДиПР по г.Уфе Управления ОНДиПР ГУ МЧС России по Республике Башкортостан Акчуриным А.А., материалы дела не содержат.
Неоднократные запросы суда о предоставлении доказательств надлежащего извещения ИП Жаворонкова А.С., административным органом оставлены без исполнения.
Таким образом, о дате и времени составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении ИП Жаворонков А.С. не был извещен надлежащим образом.
Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела административным органом не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Установив, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о том, что постановление должностного лица подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту, объективность рассмотрения дела, а также законность вынесенного должностным лицом постановления, и при этом возможность устранения нарушения, допущенного при составлении протокола об административном правонарушении, утрачена.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
Жалобу защитника Ахметьянова Г.Р. удовлетворить.
Постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Уфе Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан - главного государственного инспектора г.Уфы по пожарному надзору Акчурина А.А. от 26.05.2022 года №, которым индивидуальный предприниматель Жаворонков Алексей Сергеевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о назначении наказания.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Совина О.А.