К делу № 2-609/2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 апреля 2018 года г. Новокубанск
Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Симанчева Геннадия Федоровича, с участием: истца - Смирнова В. А.; представителя истца Смирнова В.А. – Бегляк С. В., предоставившего доверенность 23АА6910397 от 04 апреля 2017 года; представителя Министерства труда и социального развития Краснодарского края – Страховой Л. П., предоставившей доверенность № 204-2958/18-02.1-11 от 09 февраля 2018 года; представителя управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Новокубанский район – Братишкина Е. В., предоставившего доверенность № Д/129-35/16-02-01 от 08 июля 2016 года; при секретаре Заточной Т. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирнова В. А. к администрации муниципального образования Новокубанский район, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда
У С Т А Н О В И Л:
Смирнов В.А. обратился в Новокубанский районный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Новокубанский район, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору спецнайма по городу Новокубанску Краснодарского края, указав, что в несовершеннолетнем возрасте он остался без попечения родителей, мать была лишена родительских прав, отец был признан безвести пропавшим, в связи с чем над Смирновым В.А. устанавливалась опека. Решением Армавирского городского суда от 29.06.2017 года он признан лицом, оставшимся без попечения родителей в период несовершеннолетнего возраста.
В настоящее время он проживает в г. Новокубанске, имеет право собственности на 1/4 долю в квартире, что ниже учетной нормы для постановки на учет. Тем самым он имеет право на включение его в список лиц, нуждающихся в обеспечении жильем как лицо, относящееся к категории детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Федеральным законом о льготах детей-сирот. Данное право им не было реализовано. Соответствующие учреждения муниципальных образований, в частности, управление по вопросам семьи и детства города Армавира не выполнили своевременно по отношении к ему обязательства по определению его статуса сиротства, нарушив федеральный и краевой закон.
Свои требования истец основывает на нормах Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закона Краснодарского края № 1748 КЗ от 03.06.2009 года «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае».
01.03.2018 года от представителя ответчика Министерства труда и социального развития Краснодарского края, в лице заместителя министра Шабалиной Ю.А. поступили возражения на исковое заявление, в которых представитель просит отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, в материалах дела не имеется.
Истец Смирнов В.А. и его представитель по доверенности Бегляк С.В. в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований, просили их удовлетворить, дав объяснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Министерства труда и социального развития Краснодарского края Страхова Л.П. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, дав объяснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Новокубанский район в судебное заседание не явился, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица – управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Новокубанский район Братишкин Е.В. в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Выслушав стороны, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ) определены категории граждан, у которых возникает право на предоставление мер социальной поддержки, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (далее – Закон Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ) формирование списка, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области социальной поддержки, социального обслуживания населения, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики Краснодарского края.
Пунктом 9 статьи 7 указанного закона Краснодарского края установлен перечень документов предоставляемых гражданином для включения в список.
Действующее правовое регулирование содержит механизм реализации гражданами, указанной категории своего права на предоставление жилого помещения, а также содержит сведения об уполномоченных органах, осуществляющих функции, связанные с проведением мероприятий по признанию права на предоставление жилого помещения и отнесения гражданина к указанным выше категориям, у которых возникает право на предоставление мер социальной поддержке, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 8 ст. 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ, с 14 июля 2015 года лица, относившееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ними права на обеспечение их жилым помещением.
Указанные лица при подаче искового заявления о включении в список в соответствии с перечнем прилагаемых к заявлению документов согласно пункту 20 части 9 статьи 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ должны предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления вступившее в силу решение суда о признании за ними прав на обеспечение жилыми помещениями.
До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Уважительные причины несвоевременной постановки лиц указанной категории на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными, указаны в Обзоре практики рассмотрениями судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 20.11.2013 года.
К таким причинам относятся, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Смирновым В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не представлено документов, подтверждающих уважительные причины пропуска срока несвоевременной постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, невозможности его обращения до 2005 года.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений
В судебном заседании установлено, что согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, Смирнов В.А. является собственником ? доли жилого помещения, расположенного в г. Новокубанске, <адрес>.
Документов подтверждающих невозможность проживания Смирнова В.А. в вышеуказанном жилом помещении суду не представлено.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств дела и вышеуказанных норм закона, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований Смирнова В.А. отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Смирнова В. А. к администрации муниципального образования Новокубанский район, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда отказать.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда через Новокубанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 апреля 2018 года.
Судья Г.Ф. Симанчев