Решение по делу № 33-2998/2018 от 09.07.2018

Судья Ерохова Л.А.

№ 33-2998/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 июля 2018 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Рочевой Е.С.

судей Мишеневой М.А., Никитиной А.В.

при секретаре Баталовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 14.05.2018 по иску Личман Н.А. к администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Личман Н.А. обратилась с иском к администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» по тем основаниям, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Закрепленное за истцом жилое помещение, расположенное по адресу: (...), признано непригодным для проживания. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. На основании изложенного, с учетом изменения исковых требований, истец просила обязать ответчика предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда на территории Медвежьегорского района на состав семьи из одного человека.

Определением судьи к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия.

Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» предоставить Личман Н.А., как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Медвежьегорского муниципального района Республики Карелия благоустроенное, применительно к условиям Медвежьегорского муниципального района Республики Карелия, специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи из одного человека, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление, в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с п. 14.2 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенных государственными полномочиями по принятию указанного решения, на основании списка. Органы местного самоуправления обязаны предоставлять жилые помещения только лицам, включенным в Список, и приобретать жилые помещения за счет поступивших субвенций, предоставляемых из бюджета Республики Карелия. Личман Н.А. состоит в Списке по Медвежьегорскому муниципальному району под № (...). Вместе с тем, в специализированном жилом фонде муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» отсутствуют свободные жилые помещения.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз.1). Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз.2).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (п. 3 ст. 8).

Согласно п. 7 ст. 8 Закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 этой же статьи закона, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 8).

В силу п. 9 ст. 8 Закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с ч.ч.1-3 ст. 3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 321-ЗРК), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.

Список лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, формируется и ведется органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия, в государственной информационной системе уполномоченного органа. Список ведется в разрезе муниципальных районов и городских округов. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, включаются в список по месту жительства. Перечень сведений, включаемых в список, устанавливается Правительством Республики Карелия.

В соответствии с Законом Республики Карелия от 21.10.2011 № 1537-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия» органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) принимают участие в формировании и ведении уполномоченным органом списка в порядке, установленном настоящим Законом. Уполномоченным органом по формированию и ведению списка является Министерство социальной защиты Республики Карелия (п.21 Положения о Министерстве социальной защиты Республики Карелия).

Согласно ст.4 Закона № 921-ЗРК органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу п.3 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РК от 16.04.2013 № 129-П, благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.

Из материалов дела следует, что Личман Н.А., (...) года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Отец истца (...) умер (...). Решением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия (...) мать истца (...) лишена родительских прав.

Постановлением администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» от (...)(...) Личман Н.А. определена в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Медвежьегорский детский дом; за истцом закреплена жилая площадь по адресу: (...).

Опекуном несовершеннолетней Личман Н.А. назначена (...) (постановление администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» от (...)(...)).

Постановлением администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» от (...)(...) установлен факт невозможности проживания Личман Н.А. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: (...).

Личман Н.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в раздел «Медвежьегорский муниципальный район» (приказ Минсоцтруда Республики Карелия от 07.10.2016 № 331-П). Однако до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от (...) недвижимого имущества в собственности Личман Н.А. не имеется. В настоящее время истец зарегистрирована по адресу: (...), фактически проживает по адресу: (...).

Разрешая спор, оценив доводы и возражения сторон, представленные доказательства и, руководствуясь положениями ст. 8 Федерального закона от 21.10.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Республики Карелия № 129-П от 16.06.2013, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Личман Н.А. относится к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, в связи с чем в силу вышеназванных положений закона она имеет право на предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения.

Вместе с тем, возлагая на администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» обязанность по предоставлению истцу благоустроенного, применительно к условиям Медвежьегорского муниципального района Республики Карелия специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, суд не учел, что в соответствии с приведенными выше требованиями действующего законодательства, истец, не имеющий возможности проживать в закрепленном за ним жилом помещении, подлежит обеспечению благоустроенным специализированным жилым помещением, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, на территории Медвежьегорского муниципального района Республики Карелия.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии свободных жилых помещений в жилом фонде муниципального района на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на представленных и исследованных судом доказательствах, нарушений норм материального и процессуального права судебной коллегией не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда по существу является правильным и обоснованным, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 14.05.2018 по настоящему делу по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Резолютивную часть решения суда изложить в следующей редакции:

Обязать администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» предоставить Личман Н.А. на территории Медвежьегорского муниципального района Республики Карелия благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи из одного человека, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Председательствующий

Судьи

33-2998/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Личман Н.А.
Ответчики
Администрация МО "Медвежьегорский муниципальный район"
Другие
Министерство социальной защиты РК
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Мишенева Марина Александровна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
10.07.2018Передача дела судье
24.07.2018Судебное заседание
31.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2018Передано в экспедицию
24.07.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее