УИД: 55RS0026-01-2023-000215-14
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Дьяченко Т.А.,
при секретаре судебного заседания Тихонове Д.С. помощнике судьи Зайцевой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 15 мая 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области к Воронову Д.В. о прекращении права собственности на оружие, передачи оружия для утилизации,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области обратилось в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к Воронову Д.В. с требованиями о прекращении права собственности на гражданское огнестрельное оружие № 12 № года выпуска и ИЖ-18ЕМ калибр 28 № У-05072; о передаче гражданского огнестрельного оружия № № года выпуска и № в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области для утилизации (уничтожения).
В обоснование заявленных требований указано что ОЛРР (по Омскому, Черлакскому и Таврическому районам) г. Омск Управления Росгвардии по Омской области проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере оборота гражданского оружия и патронов к нему, по результатам которой установлено, что 08.11.2018 Воронову Д.В. выдано разрешение РОХа № на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему (охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие № 1988 года выпуска), сроком действия до 08.11.2023. 08.11.2018 Воронову Д.В. выдано разрешение РОХа № на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему (охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие №), сроком действия до 08.11.2023. В соответствии с протоколами изъятия от 06.07.2021, составленного инспектором отделения контроля за оборотом оружия ЦЛРР Управления Росгвардии по Омской области, у Воронова Д.В. изъяты инспектором оружия, в связи с аннулированием разрешения на хранение и ношение оружия. Проверкой установлено, что вышеуказанное оружие передано на хранение в ОМВД России по Омскому району Омской области. Инспектором отделения ЛРР (по Омскому, Черлакскому и Таврическому районам) г. Омск Управления Росгварлии по Омской области 03.09.2022 Воронову Д.В. направлено уведомление о принятии дополнительных мер по передаче (отчуждению) изъятого оружия. Вместе с тем до настоящего времени Воронов Д.В. никаких мер, направленных для изъятия оружия с целью его дальнейшей передачи (отчуждения) не предпринято, в связи с чем, оружие в течение продолжительного времени находится на хранении в КХО ДЧ ОМРРоссии по Омскому району Омской области. Поскольку Воронов Д.В. в течении 2021 - истекшего периода 2023 года не устранил нарушения законодательства, послужившие причиной изъятия указанного оружия, то в силу положений гражданского законодательства Российской Федерации права собственности Воронова Д.В. на данное имущество должно быть прекращено. Принадлежащее Воронову Д.В. оружие никем не истребовано, оружие фактически является брошенным.
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российский Федерации по Омской области Харченко А.С. действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указал, что изъятые огнестрельные оружия, хранящееся в КХО ДЧ ОМВД России по Омскому району, подлежит обращению в собственность государства и последующему уничтожению.
Ответчик Воронов Д.В. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, причины неявки суду не сообщил, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.
На основании статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях.
В силу статьи 13 Закона об оружии право на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Рос Федерации, достигшие возраста 18 лет, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства
Статьей 22 Закона об оружии установлено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия.
В соответствии со статьей 28 Закона об оружии контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Исходя из системного толкования положения пункта 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 13, 22. 28 Закона об оружии гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, ограниченным в обороте, то есть может находиться во владении, пользовании и распоряжении лица только на основании специального разрешения выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия.
Из материалов дела следует, что 08 ноября 2018 года Воронову Д.В. выдано разрешение РОХа № 20406858 на приобретение одной единицы огнестрельного оружия ограниченного поражения (патронов), сроком действия до 08.11.2023.
08 ноября 2018 года Воронову Д.В. выдано разрешение РОХа № на приобретение одной единицы огнестрельного оружия ограниченного поражения (патронов), сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением о назначении административного наказания от 13.10.2020 Воронов Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 20.11 КоАП РФ - нарушение сроков постановки на учет в ФСВНГ по месту жительства огнестрельного оружия № № г.в.
Постановлением о назначении административного наказания от 15.06.2021 Воронов Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 4 ст.20.8 КоАП РФ -нарушение порядка хранения огнестрельного оружия (вне сейфа), без соблюдение условий обеспечивающих его сохранность и безопасность и исключающих к нему доступ посторонних лиц.
На основании протокола изъятия инспектора ЦЛРР (по Омскому, Черлакскому и Таврическому районам) г. Омска Управления Росгвардии по Омской области от 06.07.2021 у Воронова Д.В. изъято огнестрельные оружия № № года выпуска и ИЖ-18ЕМ калибр 28 № У-05072 в связи с аннулированием разрешения на хранение и ношение оружия.
В настоящее время вышеуказанные единицы оружия изъяты и помещены на хранение в ОМВД России по Омскому району.
03 сентября 2022 года Инспектором отделения ЛРР по Омскому, Черлакскому и Таврическому районам) г. Омска Управления Росгвардии по Омской области в адрес Воронова Д.В. направлено уведомление о принятии дополнительных мер по передаче (отчуждению) изъятого оружия.
До настоящего времени ответчиком никаких мер, направленных для изъятия оружия с целью его дальнейшей передачи (отчуждения) не предпринято, в связи с чем, оружие в течение продолжительного времени находится на хранении в КХО ДЧ ОМРРоссии по Омскому району Омской области.
Аннулирование разрешений выданного ответчику на хранение и ношение оружия лишает его права владеть, пользоваться и распоряжаться обозначенным оружием.
Доказательства наличия у ответчика, действующего в настоящее время разрешения на хранение и ношение указанного оружия отсутствуют.
Согласно подпункту 2 пункта 2 части 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится в частности отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 1, 2 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. Таким образом, законодательством предусмотрена определенная процедура принудительного прекращения права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности граждан, при этом, Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена альтернативная возможность распоряжения данным имуществом на основании решения суда в случае не отчуждения его в течение года с момента возникновения права собственности на такое имущество: обозначенное имущество подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом затрат на отчуждение имущества либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной суммы.
Согласно пунктам 12, 27 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 №226 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Закон о Росгвардии) войска национальной гвардии в целях выполнения возложенных на них задач осуществляют прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ; исполняют решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.
Согласно статье 25 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» Изъятые или сданные оружие и (или) патроны к нему, находящиеся на хранении в войсках национальной гвардии Российской Федерации либо органах внутренних дел, должны быть отчуждены их собственником в соответствии с гражданским законодательством либо получены собственником в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона в течение одного года со дня приема их на хранение.
В соответствии с часть 6 статьи 25 Федерального закона «Об оружии», обращенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственную собственность оружие и (или) патроны к нему уничтожаются войсками национальной гвардии Российской Федерации. Обращенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственную собственность, в том числе конфискованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, оружие и (или) патроны к нему уничтожаются войсками национальной гвардии Российской Федерации
Учитывая, что лицензия (разрешение) на приобретение, хранение и ношение гражданского оружия у ответчика отсутствует более одного года, начиная с 06.07.2021, а без лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия гражданское оружие не может быть в собственности ответчика, подлежат удовлетворению требования о прекращении права собственности на огнестрельного оружия ИЖ-27 калибр № № года выпуска и № и передачи Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области оружия для утилизации.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу закона в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области удовлетворить.
Прекратить право собственности Воронову Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №), на огнестрельное оружие № № года выпуска, на огнестрельное оружие №.
Разрешить Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области осуществить утилизацию огнестрельного оружия № № года выпуска и №
Взыскать с Воронову Д.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, в Омский областной суд путем подачи жалобы через Омский районный суд Омской области.
Судья Т.А. Дьяченко
Решение в окончательной форме изготовлено 22 мая 2023 года.