Решение по делу № 3-167/2011 от 31.10.2011

копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 ноября 2011 года Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего Войты И.В.

при секретаре Алехиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Новикова А.Э. и его представителя Новиковой М.В., прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Назаркина В.П.,

гражданское дело по заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Новикова А.Э. об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Таймырскому двухмандатному избирательному округу № 23 от 26 октября 2011 года № 7-1 «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Таймырскому двухмандатному избирательному округу № 23 Новикову А.Э.», Итогового протокола заседания рабочей группы при Окружной избирательной комиссии по приёму и проверке избирательных документов, представленных кандидатами, избирательными объединениями для участия в выборах, проводимых на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района от 23 октября 2011 года и Ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Таймырскому двухмандатному избирательному округу № 23,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 30 августа 2011 года № Ч-6139П на 04 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва.

Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Таймырскому двухмандатному избирательному округу № 23 (далее по тексту – Окружная избирательная комиссия) от 26 октября 2011 года № 7-1 Новикову А.Э. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Таймырскому двухмандатному избирательному округу № 23.

Считая названное решение незаконным, нарушающим избирательные права заявителя, Новиков А.Э. обратился в суд с заявлением об отмене решения, Итогового протокола заседания рабочей группы по приему и проверке избирательных документов от 23 октября 2011 года и Ведомости проверки подписных листов, а также возложении обязанности на Окружную избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края по указанному избирательному округу.

Требования мотивированы тем, что основанием для отказа в регистрации послужило выявление десяти и более процентов недействительных подписей от общего количества отобранных для проверки.

Согласно пункту 3.1 Итогового протокола и подпункту 2 Ведомости проверки подписных листов, шесть подписей в подписных листах №№ 49, 52, 52, 55, 57, 58 подписи №№ 208, 222, 223, 235, 243, 245 признаны недействительными на том основании, что избирателями указаны сведения, не соответствующие действительности.

В трёх случаях сведения указаны в полном объёме в соответствии с данными паспортов избирателей <данные изъяты>, как это предусмотрено пунктом 6 статьи 25 Уставного закона Красноярского края от 21.04.2011 г. № 12-5778 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» (далее по тексту – Уставной закон).

Согласно пункту 3.2 Итогового протокола и подпункту 12 Ведомости проверки в подписном листе № 59 сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, не соответствуют действительности, в связи с чем, пять подписей содержащиеся в этом подписном листе, признаны недействительности.

Согласно подпункту 3.3 Итогового протокола и подпункту 11 Ведомости проверки в подписном листе № 60 в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, имеются исправления, не оговоренные специально, в связи с чем, четыре подписи, содержащиеся в этом подписном листе, признаны недействительными.

Заявитель утверждает, что в указанных подписных листах сведения о лице, осуществляющем сбор подписей, соответствуют действительности, а исправления специально не оговоренные, отсутствуют. Оснований для признания этих подписей недействительными не имелось.

В судебном заседании Новиков А.Э. и его представитель Новикова М.В. поддержали заявленные требования полностью, по тем же основаниям, признав обоснованным исключение избирательной комиссией из числа действительных подписи избирателей <данные изъяты>.

Представитель Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Таймырскому двухмандатному избирательному округу № 23 в судебное заседание не явился. На заявление Новикова А.Э. председатель Окружной избирательной комиссии представил суду письменные возражения, из которых следует, что оспариваемое решение является законным, поскольку избирательной комиссией было выявлено более 10 процентов недействительных подписей, от общего количества подписей отобранных для проверки.

Не соответствующие действительности сведения об избирателях установлены на основании сведений об избирателях, представленных Отделением Управления Федеральной миграционной службы России по Красноярскому краю в Таймырском (Долгано-Ненецком) муниципальном районе от 21 октября 2011 года № 2263.

В подписном листе № 59 сборщиком подписи указана дата выдачи паспорта, с учетом имевшего места исправления этой даты, 16 октября 2011 года. В других подписных листах этот же сборщик подписей указал дату выдачи паспорта 05.11.2010 года.

В подписном листе № 60, в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей, имеются исправления, не оговоренные специально

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе (пункт 3 статьи 38 Федерального закона).

Нормативным правовым актом, регулирующим выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края, является Уставной закон Красноярского края от 21.04.2011 г. № 12-5778 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края».

Согласно пункту 2 статьи 25 Уставного закона, если в поддержку выдвижения кандидата, собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по двухмандатному избирательному округу, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории этого избирательного округа, поделенного на два.

В силу пункта 6 статьи 26 Уставного закона проверке подлежит 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата, краевого списка кандидатов количества подписей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией.

Недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (пункт 10 статьи 26 Уставного закона).

Недействительными считаются:

- подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;

- все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно (подпункты «б» и «ж» пункта 11 статьи 26 Уставного закона).

Аналогичные положения закреплены в подпунктах «в» и «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что 17 октября 2011 года Новиков А.Э. представил в Окружную избирательную комиссию документы на регистрацию, в том числе 61 подписной лист с 259 подписями избирателей.

Количество избирателей по Таймырскому двухмандатному избирательному округу № 23 составляет 25 266 человека. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата составляет 253 подписи, то есть, 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории этого избирательного округа, поделенного на два.

Таким образом, необходимое количество подписей избирателей, подлежащих проверке, составляет 51 подписи.

18 октября 2011 года, в результате процедуры случайной выборки подписных листов, избирательной комиссией отобрано для проверки 51 подпись избирателей, что составило 20 процентов избирателей от необходимого количества. В процессе случайной выборки для проверки были отобраны подписные листы с 49-го по 61-й, с номерами подписей с 208-й по 259-ю.

При ходе проверки указанных подписных листов, Рабочая группа по приему и проверке избирательных документов, созданная Окружной избирательной комиссией, установила:

- 6 избирателей указали в подписных листах сведения, не соответствующие действительности (номера подписных листов 49, 52, 52, 55, 57, 58, подписи №№ 208, 222, 223, 235, 243, 245), что послужило основанием признать подписи недействительными на основании подпункта «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона и подпункта «б» пункта 11 статьи 26 Уставного закона;

- в подписном листе № 59 сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, не соответствуют действительности, что послужило основанием признать все пять подписей в подписном листе недействительными на основании подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпунктом «ж» пункта 11 статьи 26 Уставного закона;

- в подписном листе № 60 сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, имеются исправления, не оговоренные специально, что послужило поводом для признания всех четырёх подписей в подписном листе недействительными на основании подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпунктом «ж» пункта 11 статьи 26 Уставного закона.

Таким образом, Рабочей группой установлено 15 недействительных подписей, что составляет более 10% от общего числа подписей, отобранных для проверки.

На основании указанных данных Окружной избирательной комиссией принято решение об отказе Новикову А.Э. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва.

Результаты проверки подписных листов объективно подтверждаются: Ведомостью проверки подписных листов и Итоговым протоколом проверки подписных листов кандидата Новикова А.Э. от 23 октября 2011 года; справкой начальника Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Красноярскому краю в Таймырском (Долгано-Ненецком) муниципальном районе от 21 октября 2011 года № 2263 о проверке сведений об избирателях (далее по тексту – ОУФМС России).

Из исследованных в судебном заседании подписных листов с 49-го по 61-й установлено, что в строке № 208 адрес места жительства избирателя <данные изъяты> указан: Красноярский край, <адрес>. По данным ОУФМС России местом жительства <данные изъяты>. является г. <адрес>.

В строке № 222 имя избирателя <данные изъяты> указано «Просковья». По данным ОУФМС России имя <данные изъяты> «Прасковья».

В строке № 235 адрес места жительства избирателя <данные изъяты> указан: Таймырский автономный округ, <адрес>. По данным ОУФМС России местом жительства <данные изъяты> является г. <адрес>.

В строке № 243 адрес места жительства избирателя <данные изъяты> указан: Красноярский край, г. <адрес>. По данным ОУФМС России местом жительства <данные изъяты>. является г. <адрес>. Из представленной суду копии паспорта <данные изъяты> видно, что она зарегистрирована по адресу: Красноярский край, <адрес>.

В строке № 245 адрес места жительства избирателя <данные изъяты> указан: Красноярский край, г. <адрес>. По данным ОУФМС России местом жительства <данные изъяты>. является г. <адрес>.

Данные сведения об избирателях не соответствуют действительности, что является основанием для признания их недействительными на основании подпункта «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона и подпункта «б» пункта 11 статьи 26 Уставного закона.

Указанные обстоятельства по существу не оспаривались заявителем и его представителем в судебном заседании.

Вместе с тем, в строке № 223 сведения о фамилии, имени и отчестве избирателя <данные изъяты> указаны в соответствии с данными ОУФМС России и паспорта. В связи с чем, данная подпись подлежит исключению из общего числа подписей, признанных недействительными.

С данным обстоятельством согласился председатель Окружной избирательной комиссии в письменных возражениях.

В подписном листе № 59 сведения о лице, осуществляющем сбор подписей, не соответствуют действительности.

Так, в графе «дата выдачи паспорта сборщика подписей» имеется исправление числа месяца, специально оговоренное. Сборщиком подписей оговорено: «исправлено 05.11.2010», следующая строка «верно 16.10.2011».

Указанная оговорка не позволяет однозначно понимать смысл оговоренного текста и может свидетельствовать, что датой выдачи паспорта является как 05.11.2010 года, так и 16.10.2011 года.

Таким образом, данные нарушения являются основанием для признания недействительными всех пяти подписей избирателей, находящихся в этом подписном листе, на основании подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпункта «ж» пункта 11 статьи 26 Уставного закона.

В судебном заседании установлено также, что в подписном листе № 60 в графе «адрес места жительства лица, осуществляющего сбор подписей, имеются исправления номера квартиры 234, специально не оговоренные.

Утверждения заявителя и его представителя об отсутствии исправления в номере квартиры сборщика подписей, суд находит неубедительными. Исправления в цифрах номера квартиры 234 лица, осуществляющего сбор подписей, видны при визуальном осмотре подписного листа № 60, из которого очевидно следует наличие исправления, специально не оговоренного.

Согласно подпункту «ж» пункта 4 статьи 27 Уставного закона, основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Принимая во внимание, что 14 подписей являются недействительными, количество этих подписей составляет более 10% от общего числа подписей, отобранных для проверки, суд считает законным решение Окружной избирательной комиссии от 26 октября 2011 года об отказе Новикову А.Э. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Таймырскому двухмандатному избирательному округу № 23, а также Итоговый протокол заседания рабочей группы и Ведомость проверки подписных листов от 23 октября 2011 года.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 260.1, 261 ГПК РФ, Красноярский краевой суд

Р Е Ш И Л:

    

В удовлетворения заявления кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Новикова А.Э. об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Таймырскому двухмандатному избирательному округу № 23 от 26 октября 2011 года № 7-1 «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Таймырскому двухмандатному избирательному округу № 23 Новикову А.Э.», Итогового протокола заседания рабочей группы при Окружной избирательной комиссии по приёму и проверке избирательных документов, представленных кандидатами, избирательными объединениями для участия в выборах, проводимых на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района от 23 октября 2011 года и Ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Таймырскому двухмандатному избирательному округу № 23, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня изготовления решения в окончательном виде.

Председательствующий: И.В. Войта

Копия верна.

Решение вступило в законную силу 09.11.2011 года.

3-167/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Новиков Андрей Эдуардович
Другие
ОИК № 23 по Таймырскому двухмандатному округу
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Войта Игорь Васильевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
31.10.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2011Передача материалов судье
31.10.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2011Судебное заседание
03.11.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2011Дело оформлено
29.12.2011Дело передано в архив
02.11.2011
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее