Дело № 2-371/2024
УИД 68RS0№-77
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 сентября 2024 года р.п. Инжавино
Тамбовской области
Инжавинский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Пустоваловой А.Н.,
при секретаре Федюкиной С.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Инжавинского района Тамбовской области Бровкиной Ж.А., представителя ответчика МБОУ «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» Буковской Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инжавинского района Тамбовской области, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по установке замков безопасности на оконных блоках объекта образования,
у с т а н о в и л:
прокурор Инжавинского района Тамбовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Инжавинская СОШ») о возложении обязанности по установке замков безопасности на 14 оконных блоках объекта образования, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Инжавинского района Тамбовской области во исполнение приказа Генеральной прокуратуры РФ проведена проверка по вопросу исполнения законодательства о безопасности объектов с массовым пребыванием людей, в том числе, об их антитеррористической защищенности и своевременности актуализации паспортов безопасности, по результатам которой в деятельности МБОУ «Инжавинская СОШ» выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии замков безопасности на вышеуказанном объекте образования. Данные нарушения повышают риск неправомерного проникновения на объект, а также не обеспечивают безопасность пребывания несовершеннолетних в данном образовательном учреждении.
Протокольным определением суда от 24.07.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Инжавинского муниципального округа Тамбовской области.
В судебном заседании помощник прокурора Инжавинского района Тамбовской области Бровкина Ж.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика МБОУ «Инжавинская СОШ» Буковская Л.Н. заявленные прокурором требования признала в полном объеме.
В судебное заседание третье лицо администрация Инжавинского муниципального округа Тамбовской области, извещенное о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом по правилам статьи 113 ГПК РФ, в том числе публично, посредством размещения сведений на официальном сайте Инжавинского районного суда Тамбовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не направило представителя, глава Инжавинского округа просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования прокурора признал в полном объеме.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пункту «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования. Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации (п.2, 15 ч. 3 ст. 28).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч.7 ст.28).
Согласно положениям п. п. 8, 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
2 декабря 1999 года межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве принят действующий на территории Российской Федерации ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».
В п. 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
Пунктом 5.1.8 ГОСТ 23166-99 установлено, что изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
В силу ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в п. 7.1.10 СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», утвержденных и введенных в действие приказом Минстроя России от 17.08.2016 № 572/пр, согласно которым оконные блоки в зданиях образовательных организаций для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися.
Протоколом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 29.01.2021 № 136-П принят ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия». Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19.05.2021 № 398-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 23166-2021 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2021 года.
Согласно п. 1 ГОСТ 23166-2021 настоящий стандарт распространяется на оконные и балконные блоки различного функционального назначения, балконное остекление и устанавливает общие требования к их изготовлению и применению. Настоящий стандарт является основополагающим для комплекса стандартов на конкретные виды и конструкции изделий независимо от материала их изготовления и используемых комплектующих деталей.
Оконные и балконные блоки, балконное остекление должны быть безопасными при эксплуатации и обслуживании и соответствовать общим требованиям, предъявляемым к безопасности зданий согласно Федеральному закону от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Федеральному закону от 22.07.2008 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункт 6.1.1 ГОСТ 23166-2021).
В соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ 23166-2021 для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо соблюдать следующие требования: применять откидно-поворотный способ открывания, предусматривающий вначале откидывание створки при повороте ручки и последующий перевод створки в распашное положение с помощью ручки через возврат створки в начальное (закрытое) положение, что затруднительно сделать ребенку младшего школьного возраста; применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении; детские замки безопасности следует выбирать с учетом рекомендаций производителей замков в зависимости от конструкции оконного блока и самого замка с обязательным выполнением функции блокировки распашного открывания; детский замок безопасности должен предусматривать запирание как на ключ (т.е. иметь механизм запирания), так и с помощью специального ключа (ручки) без применения замочного механизма.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что МБОУ «Инжавинская СОШ» является самостоятельным юридическим лицом, основным видом деятельности которого является – образование среднее общее. В ходе проведенной прокуратурой Инжавинского района Тамбовской области проверки установлен факт не оборудования 14 оконных блоков 2 этажа МБОУ «Инжавинская СОШ» по <адрес> замками безопасности, что в свою очередь создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся, а также неправомерного проникновения в образовательное учреждение и свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей ответственными исполнителями.
В ответ на требование прокурора Инжавинского района об устранении выявленных нарушений МБОУ «Инжавинская СОШ» направлен ответ, из которого следует, что в настоящее время оконные блоки корпуса №1 частично оборудованы замками, большая часть не оборудована (первый этаж – 18 окон, второй этаж – 14 окон). Администрация школы примет все меры по устранению данного нарушения (л.д.9).
Доказательства, опровергающие указанные обстоятельства, в ходе рассмотрения дела судом не установлены, ответчиком в материалы дела не представлены.
В судебном заседании 04.09.2024 года представитель ответчика МБОУ «Инжавинская СОШ» Буковская Л.Н., признавая исковые требования прокурора, в том числе в части срока для устранения нарушений, пояснила, что в настоящее время замки безопасности закуплены в необходимом объеме, в ближайшее время планируется их установка.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В данном случае суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и вынести решение об удовлетворении исковых требований.
Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчиков совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, исковые требования прокурора Инжавинского района Тамбовской области подлежат удовлетворению с возложением на МБОУ «Инжавинская СОШ» обязанности по установке замков безопасности в срок до 01.12.2024.
С учетом вышеизложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Инжавинского района Тамбовской области удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» (ИНН №, ОГРН № обязанность по установке замков безопасности на 14 оконных блоках второго этажа объекта образования, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> р.<адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Инжавинский районный суд Тамбовской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Пустовалова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 сентября 2024 года.
Председательствующий А.Н. Пустовалова