Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации 2-3693/2017
Ухтинский городской суд Республики Коми
В составе судьи Корниенко М.В.,
При секретаре Маховской А.А.,
С участием прокурора Володиной В.А.,
С участием представителя администрации МОГО «Ухта», ответчиков,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухта 26 декабря 2017 года гражданское дело по иску администрации МОГО «Ухта» к Заварихиной О.П. о выкупе жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности за муниципальным образом, выселении Заварихиной О.П., Заварихина А.В., Заварихина Д.А., С.А.,
Установил:
Администрация МОГО «Ухта» обратилась в суд с иском к Заварихиной О.П. об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: .... путем выкупа, прекращении права собственности ответчика на жилое помещение, передаче жилого помещения в собственность муниципального образования и выселении ответчика Заварихиной О.П. и членов её семьи Заварихина А.В., Заварихина Д.А., С.А. из указанного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что Заварихина О.П. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ..... В жилом помещении кроме собственника зарегистрированы и проживают Заварихин А.В., Заварихин Д.А., С.А. Заключением межведомственной комиссии от <...> г. №.... многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации МОГО «Ухта» от <...> г. № .... «Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан, проживающих на территории МОГО «Ухта», из аварийного жилищного фонда на .... годы» указанный многоквартирный дом включен в программу переселения. В установленном порядке администрацией МОГО «Ухта» были направлены письма в адрес собственников о сносе жилого дома. Так как снос дома собственниками в установленный срок не осуществлен, администрацией МОГО «Ухта» принято постановление об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд. Постановление зарегистрировано в установленном порядке <...> г.. Письмом от <...> г. № .... ответчику направлено постановление об изъятии земельного участка и жилых помещений, позднее в адрес ответчика направлен проект соглашения о выкупе жилого помещения, от подписания которого Заварихина О.П. отказалась. Выкупная цена жилого помещения определена в размере .... рублей на основании отчета ИП Щеглов М.А. Поскольку соглашение о выкупе между сторонами не достигнуто, администрация МОГО «Ухта» обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности Белова Е.В. на требованиях настаивала, указывая, что порядок, установленный ст. 32 Жилищного кодекса РФ соблюден.
Ответчик Заварихина О.П. и её представитель по доверенности Гросс И.Л. исковые требования не признали. В обоснование возражений указали следующее, при удовлетворении настоящего иска будут существенно нарушены права собственника жилого помещения, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. В качестве компенсации для переселения и последующего оформления права собственности не были предложены квартиры для переселения.
Ответчик Заварихин А.В. исковые требования не признал.
Ответчик Заварихин Д.А. в настоящее судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении исковых требований администрации МОГО «Ухта» следует отказать, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе путем отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка (ст. 239 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
В силу части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч.7 ст.32).
Частью 8 данной статьи предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 настоящей статьи.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч.9 ст. 32 ЖК РФ).
Материалами дела установлено, на основании договора купли-продажи от <...> г. Заварихина О.П. является собственником квартиры общей площадью .... кв.м., в том числе жилой площадью-.... кв.м., расположенной по адресу: ..... Право собственности зарегистрировано в ЕГРП <...> г. за № .....
Согласно сведениям регистрационного учета в жилом помещении значатся зарегистрированными собственник Заварихина О.П., её супруг Заварихин А.В., дети Заварихин Д.А., .....р., С.А., .... г.р.
Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением руководителя МОГО «Ухта» от <...> г. № .... «О создании постоянно действующей межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории МОГО «Ухта» от <...> г. № .... многоквартирный жилой дом по адресу: .... признан аварийным и подлежащим сносу в связи с большим физическим износом и ухудшениями в процессе эксплуатации.
Постановлением администрации МОГО «Ухта» от <...> г. № .... «Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан, проживающих на территории МОГО «Ухта», из аварийного жилищного фонда на .... », указанный многоквартирный жилой дом включен в программу переселения.
Целью Программы является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, путем:
- предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде по договорам социального найма, в построенных многоквартирных домах, приобретенных у застройщиков и лиц, не являющихся застройщиками;
- предоставления жилых помещений в построенных многоквартирных домах, приобретенных у застройщиков и лиц, не являющихся застройщиками, путем заключения договоров мены с собственниками жилых помещений взамен изымаемых жилых помещений;
- выплаты выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд. Задачами Программы являются строительство жилья, приобретение жилых помещений у застройщиков и лиц, не являющихся застройщиками, и выплаты выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, для переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2012 г. и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также ликвидация освободившегося жилищного фонда и создание комфортных и безопасных условий для проживания граждан.
Многоквартирный жилой дом по адресу: .... включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на .... годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Коми от <...> г. № .....
Уведомлением от <...> г. № .... собственнику жилого помещения (квартиры № ....) Заварихиной О.П. предложено совместно с другими собственниками жилых помещений осуществить снос жилого дома за счет собственных средств в срок до <...> г.. Указанное уведомление собственником не получено, возвращено за истечением срока хранения.
Постановлением администрации МОГО «Ухта» от <...> г. № .... принято решение об изъятии земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..... В связи с изъятием для муниципальных нужд земельного участка изъять путем выкупа помещения (квартиры) у собственников согласно приложению к настоящему постановлению. Пунктом .... указанного постановления Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» поручено в течение пяти дней со дня принятия настоящего постановления направить его для государственной регистрации в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми; в течение пяти дней со дня государственной регистрации настоящего постановления письменно уведомить (под роспись или заказным письмом, уведомлением о вручении)собственников жилых помещений, указанных в приложении, о принятом решении об изъятии земельного участка и жилых помещений и дате государственной регистрации настоящего постановления; подготовить проекты соглашений с собственниками о выкупе изымаемых жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество; обеспечить финансирование бюджетного обязательства МОГО «Ухта» по выплате собственникам жилых помещений выкупной цены изымаемых жилых помещений в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в бюджете МОГО «Ухта» на .... год. Правовому управлению администрации МОГО «Ухта» поручено подготовить и направить в суд исковые заявления о выкупе жилых помещений к собственникам, с которыми не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях выкупа.
Постановление зарегистрировано в ЕГРП <...> г. № ...., в адрес собственника одного из жилых помещений МКД Заварихиной О.П. направлено до регистрации в Управлении Росреестра <...> г. и получено ею <...> г.. Затем собственнику направлен проект соглашения о выкупе жилого помещения. Согласно п..... соглашения выкупная цена определена .... рублей согласно отчету ИП Щеглов М.А. от <...> г. № .....
Ответчик Заварихина О.П. отказалась подписывать соглашение о выкупе жилого помещения, в связи с чем администрация МОГО «Ухта» обратилась в суд с настоящим иском.
Разъясняя порядок применения ст. 32 ЖК РФ, Пленум Верховного Суда РФ в п. п. 20, 22 Постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указал, что данное положение закона, принятое в развитие положений ч.3 ст. 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлено прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения, в связи с чем собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп по своему выбору.
В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, согласно которой, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Из анализа указанных правовых норм следует, что в случае включения дома в региональную адресную программу собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав.
<...> г. Заварихина О.П. обратилась с заявлением о предоставлении ей жилого помещения на вторичном рынке. В рассматриваемой ситуации после принятия решения о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу в рамках исполнения программы переселения ответчику не предлагалось жилое помещение взамен аварийного, то есть право выбора способа защиты жилищных прав было нарушено.
В соответствии с разъяснением, которое дано в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Из вышеизложенного следует, поскольку жилой дом по адресу: .... признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Заварихиной О.П., как собственнику жилого помещения в таком доме, должно быть предоставлено другое равнозначное жилое помещение на праве собственности, поскольку выкуп жилого помещения возможен лишь в случае отказа собственником непригодного для проживания жилого помещения от предоставления иного жилья.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения иска администрации МОГО «Ухта» об изъятии жилого помещения с уплатой собственнику выкупной цены, прекращении права собственности ответчика на жилое помещение, признании права собственности МОГО «Ухта» на указанное жилое помещение.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении требований администрации МОГО «Ухта» к Заварихиной О.П. об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: ...., путем возмещения выкупной цены за жилое помещение в размере .... рублей, прекращении права собственности Заварихиной О.П., признании права собственности МОГО «Ухта» на указанное жилое помещение, выселении Заварихиной О.П., Заварихина А.В., Заварихина Д.А., С.А. из указанного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, т.е. с 29 декабря 2017 года.
Судья- М.В.Корниенко