Дело №2-2253/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 ноября 2019 года город Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Дзюба В.Г.
при секретаре судебного заседания Эрзихановой С.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джурко С.И. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительству Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, ГУП г. Севастополя "АО "Севастопольский винодельческий завод" о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Джурко С.И. обратилась в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительству Севастополя, третьи лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании права на оформление права собственности на земельный участок, ссылаясь на то, что в 1993 году профсоюзным комитетом ГП «Садовод» Джурко С.И. дано согласие о предоставлении для проживания без установленного срока пустующего нежилого здания диспетчерской с помещениями для отдыха, расположенного на территории старого гаража в с<адрес>. Решением Верхнесадовского сельского совета города Севастополя № 27/740 от 3.08.2010 Джурко С.И. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу и установлению границ земельного участка <адрес> сроком по 3.08.2011. Решением Верхнесадовского сельского совета города Севастополя № 8/176 от 27.10.2011 Джурко С.И. дано согласие на продление срока действия решения от 3.08.2010. В 2014 году Джурко С.И. представлен проект землеустройства, подготовленный ЧП «Гранит-С», однако процедура оформления земельного участка не была завершена. 5.07.2019 Джурко С.И. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения сформированного в 2012 году и внесенного в публичную кадастровую карту Украины земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), кадастровый №, расположенному <адрес> 18.07.2019 заявителю отказано в предоставлении услуги ввиду отсутствия документов на строения, возведенные на участке. Полагая отказ необоснованным и ссылаясь на невозможность оформления права собственности, Джурко С.И. просила суд признать за ней право на завершение оформления в собственность земельного участка площадью 0,1 га, расположенного по адресу: г. <адрес> В ходе рассмотрения дела, Джурко С.И. уточнила исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила суд признать право собственности на земельный участок площадью 0,1 га для индивидуального жилищного строительства, расположенный <адрес>
Определением Нахимовского районного суда города Севастополя от 26.09.2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ГУП г. Севастополя "АО "Севастопольский винодельческий завод".
Истец Джурко С.И. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена судом надлежащим образом, что подтверждается подписью в справочном листе дела. Согласно представленному в материалы дела письменному заявлению, Джурко С.И. просила суд рассматривать дело в ее отсутствие. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, извещен судом надлежащим образом (л.д. 117), доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик Правительство Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, извещен судом надлежащим образом (л.д. 118), доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика Правительства Севастополя в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ. Согласно представленному в материалы дела отзыву, указало на то, что основания для удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют, поскольку истцом не был соблюден порядок обращения с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность бесплатно, а отказ ДИЗО г. Севастополя в утверждении схемы расположения земельного участка был обоснован ввиду нахождения на земельном участке строения (л.д. 94-95).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, извещался судом о дате и времени судебного разбирательства (л.д. 116). Доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – ГУП г. Севастополя "АО "Севастопольский винодельческий завод" в судебное заседание своего представителя не направил, извещался судом о дате и времени судебного разбирательства (л.д. 120). Согласно представленному в материалы дела письменному заявлению, просило суд рассматривать дело в отсутствие представителя третьего лица (л.д. 113). При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица ГУП г. Севастополя "АО "Севастопольский винодельческий завод" в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ. Согласно письму ГУП г. Севастополя "АО "Севастопольский винодельческий завод" разрешение заявленных истцом требований третье лицо оставило на усмотрение суда, указав, что земельный участок и находящийся на нем гараж в собственность предприятия не передавались (л.д. 113).
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 20.07.2010 Джурко С.И. обратилась в Верхнесадовский сельский совет с заявлением об утверждении материала выбора земельного участка ориентировочной площадью 0,1 га расположенного <адрес> (л.д. 123). Кроме того, заявителем было подготовлено градостроительное обоснование размещения объекта градостроительства: жилого дома <адрес> (л.д. 133-146).
Решением Верхнесадовского сельского совета Нахимовского района города Севастополя № 27/740 от 03.08.2010 Джурко С.И. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, расположенного <адрес>ю 0,1 га для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек. Указанным решением Джурко С.И. установлен срок до 03.08.2011 представления в Верхнесадовский сельский совет проекта землеустройства по отводу указанного земельного участка (л.д. 79).
Решением Верхнесадовского сельского совета Нахимовского района города Севастополя № 8/176 от 27.10.2011 Джурко С.И. дано согласие на продление срока решения № 27/740 от 03.08.2010 (л.д. 14).
Судом установлено, что в рамках исполнения данного решения ЧП «Гранит-С» по поручению Джурко С.И. был подготовлен проект землеустройства земельного участка, расположенного <адрес> и передан в Главное управление земельных ресурсов города Севастополя, 06.01.2012 земельному участку присвоен кадастровый №, о чем свидетельствует оттиск штампа (л.д. 115). Данное обстоятельство также подтверждается представленным истцом извлечением из публичной кадастровой карты Украины, где отображен земельный участок с кадастровым № (л.д.151).
13.11.2013 Джурко С.И. обратилась в Верхнесадовский сельский совет с заявлением о передаче земельного участка в собственность, предоставив проект землеустройства земельного участка, расположенного <адрес> (л.д. 167).
В соответствии с пунктами 9, 10, 11 Порядка разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.05.2004 N 677, проект отвода земельного участка исполнитель согласовывает с землевладельцем или землепользователем, органом земельных ресурсов, природоохранным органом, санитарно-эпидемиологической службой, органом градостроительства и архитектуры и охраны культурного наследия. Согласованный проект отвода земельного участка подлежит государственной экспертизе, которая проводится органом земельных ресурсов в соответствии с законодательством. После получения положительного заключения государственной экспертизы проект отвода земельного участка рассматривается сельским, поселковым, городским советом, районной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрацией, утверждается ими или в установленном порядке подается в другие органы, в полномочия которых входит предоставление в пользование или передача в собственность земельных участков.
Однако решение о передаче земельного участка либо об отказе в передаче в собственность уполномоченным органом не принято.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Таким образом, к спорным правоотношениям подлежит применению законодательство Украины, действующее на момент их возникновения на территории города Севастополя и Республики Крым.
В соответствии со статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом. Соблюдение данного порядка является неотъемлемой частью реализации права гражданина на получение бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности.
Согласно статье 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Статьей 23 Закона от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с частями 1, 7 статьи 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года№46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2023 года.
Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 30 сентября 2014 года. №332, урегулированы отношения, возникающие в связи с предоставлением бесплатно в собственность и оформлением гражданами Российской Федерации, зарегистрированными в г. Севастополе, права собственности на земельные участки, при наличии у заинтересованных лиц принятых до 21 марта 2014 г. и действующих решений органов местного самоуправления г. Севастополя о разрешении на разработку документации по землеустройству.
05.07.2019 Джурко С.И. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка <адрес> площадью 1 000 кв.м. (л.д. 64-73).
Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя 18.07.2019 отказано Джурко С.И. в утверждении схемы расположения земельного участка по указанному адресу ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на строение, находящееся на земельном участке (л.д. 74).
Кроме того, 04.10.2016 Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя заявителю было отказано в предоставлении земельного спорного участка в собственность без проведения торгов бесплатно, поскольку границы испрашиваемого земельного участка не установлены (л.д. 149).
При обращении в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке <адрес> площадью 1 000 кв.м., 20.08.2019 заявителю отказано со ссылкой на отсутствие документов устанавливающих или подтверждающих ранее возникшее право на указанный земельный участок (л.д. 150).
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац первый).
В соответствии с ч. 6 ст. 12 Закона № 46-ЗС основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Как следует из уведомления Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 03.09.2019 записи об объекте недвижимости – земельном участке <адрес> площадью 1 000 кв.м. в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д. 77).
С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание, что Джурко С.И. в отношении спорного земельного участка были проведены работы по отводу по изготовлению проекта землеустройства об отводе земельного участка, расположенного по улице <адрес> и фактически выполнила ряд геодезических работ связанных с изготовлением кадастрового плана земельного участка, Джурко С.И. на законных основаниях владеет и пользуется спорным земельным участком в соответствии с его целевым назначением, вследствие чего у органа местного самоуправления или исполнительной власти на момент его обращения имелись основания для передачи ей в собственность бесплатно занимаемого земельного участка, в настоящее время у истца отсутствует возможность оформления прав на земельный участок в административном порядке, ввиду наличия строений на нем, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Доказательств изъятия спорного земельного участка из оборота или ограничения земельного участка в обороте, его резервирования для государственных или муниципальных нужд, а также сведений о лицах, которые бы оспаривали право истца на указанный земельный участок, либо иным образом претендовали на него в ходе рассмотрения дела не установлено, требований об освобождении спорного земельного участка заявлено не было.
Иных оснований, ограничивающих право истца на бесплатное получение в собственность спорного земельного участка, судом не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины, понесенные истцом при предъявлении настоящего иска, с ответчика не взыскиваются и подлежат отнесению на самого истца.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования Джурко С.И. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительству Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, ГУП г. Севастополя "АО "Севастопольский винодельческий завод" о признании права собственности на земельный участок - удовлетворить.
Признать за Джурко С.И. право собственности на земельный участок, площадью 0,1 га, для индивидуального жилищного строительства, расположенный <адрес>
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение изготовлено 29 ноября 2019г.
Судья В.Г. Дзюба