Судья Огнивенко О.Б. Дело № 33а-5124/2021
УИД: 22RS0065-02-2021-001378-51
№ 2а-2054/2021 (1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2021 года г.Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В.,
судей Скляр А.А., Кайгородовой О.Ю.,
при секретаре Нечай А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Управления имущественных отношений Алтайского края на решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 15 апреля 2021 года по административному делу по административному иску <данные изъяты> к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Скляр А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Селиванова Ю.В. относится к категории граждан, имеющих трех и более детей, состоит на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
3 ноября 2021 года Селиванова Ю.В. обратилась в Управление имущественных отношений Алтайского края (далее -Алтайкрайимущество) с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка общей площадью 2000 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: <адрес>, согласно приложенной схеме для ведения личного подсобного хозяйства.
Решением Алтайкрайимущества от 4 декабря 2020 года №48/13451 Селивановой Ю.В. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления участка в собственность без проведения торгов со ссылками на подпункт 7, подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункт 9 части 11 статьи 7 Закона Алтайского края 9 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (далее – Закон № 98-ЗС).
Селиванова Ю.В. 3 марта 2021 года обратилась в суд с административным иском к Алтайкрайимуществу, с учетом уточнения, о признании незаконным названного решения, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка общей площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, согласно схемы, для ведения личного подсобного хозяйства, взыскании судебных расходов по нотариальному оформлению доверенности представителя в сумме 2200 руб., по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В обоснование требований указала на то, что оспариваемое решение не основано на законе, поскольку не содержит указания на нарушение конкретных требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а также на способ определения расстояния указанных в данной статье объектов до подлежащего возведению жилого дома, учитывая отсутствие проекта возведения.
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула от 15 апреля 2021 года административный иск удовлетворен частично, решение от 4 декабря 2020 года №48/13451 об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, общей площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (согласно схемы), для ведения личного подсобного хозяйства, признано незаконным, на Управление имущественных отношений Алтайского края возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Селивановой Ю.Б. от 3 ноября 2020 года о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов указанного земельного участка, с Управления имущественных отношений Алтайского края в пользу Селивановой Ю.В. взысканы расходы, понесенные в связи с нотариальным действием – оформлением доверенности в размере 2200 руб., а также в связи с уплатой государственной пошлины в сумме 300 руб.
В апелляционной жалобе Алтайкрайимущество просит отменить решение суда с принятием нового об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что по информации, представленной Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж4, в третьей, пятой, шестой подзонах приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации г.Барнаула (Михайловка), участок частично засажен деревьями, с юго-восточной стороны между границей образуемого участка и установленной красной линией остается территория, которую невозможно использовать в соответствии с видами разрешенного использования, установленными в зоне Ж-4 путем образования и вовлечения в оборот самостоятельного земельного участка, что препятствует рациональному использованию земель. Представленная суду доверенность представителя не ограничена ведением конкретного административного дела, в связи с чем такие расходы не подлежат возмещению.
В судебном заседании представитель административного ответчика – Тараненко О.Ю. поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель административного истца Галандина Д.С. полагала решение суда законным и обоснованным.
Селиванова Ю.В., извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явилась, об отложении разбирательства не ходатайствовала, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение апелляционной жалобы в ее отсутствие.
Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, оспорено решение, принятое 4 декабря 2020 года, а потому районный суд пришел к верному выводу о предъявлении административного иска в пределах установленного срока (иск подан 3 марта 2021 года).
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 – 11 настоящего Кодекса.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 1 Закона Алтайского края от 23 декабря 2014 года № 102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края» и пункта 1.1 указа Губернатора Алтайского края от 3 ноября 2016 года N 131 «Об утверждении Положения об управлении имущественных отношений Алтайского края» органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Алтайского края, в том числе по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по участию в проведении государственной политики на территории Алтайского края в указанной сфере является Управление имущественных отношений Алтайского края.
Согласно части 3.3 статьи 3 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (в редакции, действовавшей до 13 ноября 2020 года) (далее - Закон № 98-ЗС) граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края.
Предоставление земельного участка в случае, указанном в части 3.3 настоящей статьи, осуществляется без учета очередности в порядке, предусмотренном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (часть 3.4 статьи 3 Закона № 98-ЗС).
В силу пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в числе прочего, прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из оспариваемого решения, основанием отказа послужили представленные Алтайкраймуществу Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула сведения о том, что образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж4, в третьей, пятой, шестой подзонах приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации г.Барнаула (Михайловка); участок частично засажен деревьями. Кроме того, указано, что на большей части земельного участка расположен овраг глубиной 6 м; с юго-восточной стороны между установленной красной линией и образуемым земельным участком остается территория, которую невозможно использовать в соответствии с видами разрешенного использования, установленными в данной зоне.
Разрешая административный спор по существу, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к выводам о том, что приведенные в решении в качестве отказа основания пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не конкретизированы и не свидетельствуют о том, что образование земельного участка приведет к невозможности размещения объектов недвижимости или нарушению требований закона; расположение земельного участка в третьей, пятой, шестой подзонах приаэродромной территории не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов указанного земельного участка.
В данном случае судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что расположение земельного участка в третьей, пятой, шестой подзонах приаэродромной территории, наличие на участке оврага и деревьев не препятствует предоставлению земельного участка в собственность.
Пунктом 61 Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных Решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года № 447, предусмотрен вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленным в градостроительных регламентах применительно к территориальной зоне Ж-4 - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).
Ссылка в оспариваем решении на то, на земельном участке находится овраг глубиной 6 м, не находит объективного подтверждения по материалам, на основании которых принято оспариваемое решение.
Какие-либо расчеты, заключения уполномоченных органов относительно невозможности использования земельного участка ввиду расположенного на нем оврага для ведения личного подсобного хозяйства в материалах дела отсутствуют.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Федерального закона № 7-ФЗ зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения.
Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения (пункт 2 той же статьи).
Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года № 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 названных Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
В соответствии с частями 1, 11, 12 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий.
По смыслу данных норм ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда, отнесена правилами землепользования и застройки к соответствующей территориальной зоне.
Между тем из материалов дела не следует, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, относятся к рекреационной зоне либо к зоне особо охраняемых территорий, или входят в состав городских лесов, иных зон с особыми условиями использования территории. Отсутствует указание на это и в оспариваемом решении.
В силу частей 2, 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий. На приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:
1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
2) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;
3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;
4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;
5) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;
6) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;
7) седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.
Запрет на использование земельного участка, распложенного в третьей, пятой и шестой подзонах приаэродромной территории, для ведения личного подсобного хозяйства, отсутствует, а потому суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности решения в данной части.
Однако при оценке законности оспариваемого решения в части отказа в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность в связи с невозможностью его использования в соответствии с видом разрешенного использования судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
При этом возможность рационального пользования земельного участка следует определять, исходя из цели предоставления - для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с частью 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Как предусмотрено пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
Кроме того, красные линии утверждаются в составе документации по планировке территории и являются действующими и обязательными для всех субъектов хозяйственной деятельности (статьи 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из ответа Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от 16 ноября 2020 года, испрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4).
Вместе с тем, из представленной в материалы дела топосъемки земельного участка усматривается, что с юго-восточной стороны между границей образуемого земельного участка и установленной красной линией остается территория, площадь которой менее минимального размера предоставляемых земельных участков, следовательно, ее невозможно использовать с видами разрешенного использования, установленными в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4) путем образования и вовлечения в оборот самостоятельного земельного участка, что, безусловно, препятствует рациональному использованию земель и является нарушением пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не может быть использована эта площадь и в качестве территории общего пользования, поскольку находится за пределами красных линий, обозначающих границы территорий общего пользования.
Дополнительно судебная коллегия отмечает, что в судебное заседание Алтайского краевого суда сторона административного истца представила уточненную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале ***, согласно которой размещение границ испрашиваемого земельного участка возможно путем включения этой спорной территории. Таким образом, имеется реальная возможность рационального определения границ предоставляемого земельного участка, путем исключения территорий и площадей, которые не могут быть использованы по целевому назначению, останутся незанятыми.
В свою очередь, Селиванова Ю.В не лишена возможности повторно обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставлении в собственность без торгов спорного земельного участка с предоставлением откорректированной схемы расположения земельного участка с учетом красных линий.
Поскольку представленная в Алтайкрайимущество схема расположения земельного участка в нарушение пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не отвечает требованиям к образованию земельных участков, то правовых оснований для признания отказа от 4 декабря 2020 года №48/13451 незаконным у суда первой инстанции не имелось.
Вопреки доводам стороны административного истца отказ Алтайкрайимущества в данной части является мотивированным, ссылки на пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации в ответе имеются.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении требований, а также, с учетом положений статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказе в возмещении судебных расходов.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 15 апреля 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Селивановой Ю. В. отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: