50RS0005-01-2020-003104-06
Дело № 2-2105/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2020 года Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Мишиной Т.Г., с участием прокурора Гинглинк Е.И., при секретаре судебного заседания Осиповой А.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитровской городской прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Дмитровтеплосервис» об обязании совершить действие,
при участии: представителя ответчика ООО «Дмитровтеплосервис» - Полозковой А.Е., представителя третьего лица ООО УК «МИКО» - Савельева Д.В.,
У С Т А Н О В И Л:
Дмитровский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Дмитровтеплосервис» о признании бездействия ООО «Дмитровеплосервис» по незаключению прямых договоров горячего водоснабжения и отопления (теплоснабжения) с собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> незаконным, обязании ООО «Дмитровтеплосервис» исполнить требования жилищного законодательства, предусмотренные положениями пункта 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: заключить прямые договора горячего водоснабжения и отопления (теплоснабжения) с собственниками помещений по адресу: <адрес>, в соответствии с принятым ими решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес> проводимого в форме очно-заочного голосования оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, с собственниками помещений с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с частью 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части реализации волеизъявления граждан-собственников помещений о переходе на прямые договора с ресурсоснабжающей организацией.
В судебном заседании, представитель истца помощник Дмитровского городского прокурора исковые требования поддержала, просила их удовлетворить поскольку выявленные в ходе проверки соблюдения Федерального законодательства нарушения Жилищного законодательства Российской Федерации существенно ущемляют права собственников жилья, проживающих в многоквартирном <адрес>, направленные на осуществление оплаты таких услуг сферы ЖКХ как отопление и горячее водоснабжение на прямую в РСО минуя посредника, которым в данном случае является управляющая организация.
Ответчик ООО «Дмитровтеплосервис» в лице представителя Полозковой А.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Третье лицо – ООО УК «МИКО» в лице представителя Савельева Д.В., требования Дмитровского городского прокурора поддержал, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ их компания осуществляет управление этим домом, выставляет жильцам счета за коммунальные услуги. Считает, что исковые требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Третье лицо – Главное управление <адрес> «Государственная жилищная инспекция <адрес>» в судебное заседание не явилось, извещалось о дне рассмотрения дела надлежащим образом, мнение по иску не выразило.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> по результатам проведения общего собрания, проводимого в форме очно - заочного голосования, было принято решение о заключении прямых договоров со всеми ресурсоснабжающими организациями с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается протоколом № общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ.
Государственной жилищной инспекцией <адрес> протокол № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений получен в установленном порядке и сроки.
В соответствии с пунктом 1 части I статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, с указанной в решении-протоколе даты становится ресурсоснабжающая организация и на нее в соответствии с требованиями п.67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № возлагается обязанность по предоставлению платежных документов потребителям.
Ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей централизованное горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение) к многоквартирному дому является ООО «Дмитровтеплосервис».
В силу части 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключается на неопределенный срок в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Часть 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно: 1) в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. По решению ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 настоящего Кодекса (пункт 1).
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ч.1 ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Из материалов дела усматривается, что управляющей организацией ООО УК «МИКО» во исполнение решения общего собрания собственников и вышеприведенных требований законодательства с ДД.ММ.ГГГГ в течение трёх календарных месяцев (п.1 ч.7 ст.157.2 ЖК РФ) принимались меры, направленные на реализацию решения общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ по передаче информации и необходимой документации (отчеты по лицевым счетам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и отчеты по данным приборов учета по многоквартирному жилому дому по адресу <адрес>, мкр. им. Владимира Махалина, <адрес>) для заключения прямых договоров с собственниками, что подтверждается следующими обращениями в адрес ООО «Дмитровтеплосервис», а именно: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющимися в материалах дела.
Начисления собственникам многоквартирного дома за тепловую энергию ООО УК «МИКО» с ДД.ММ.ГГГГ по Договору теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ были прекращены, поскольку выставление соответствующих платежных документов лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в данном конкретном случае является нарушением лицензионных требований, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ответственность за которое предусмотрено ст. 14.1.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 7.5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 2 статьи 154, в части 9.1 статьи 156 выделяет отдельно плату за коммунальные услуги, потребленные в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (коммунальные ресурсы).
Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме в силу вышеуказанного могут вносить отдельно плату за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации на основании прямых договоров и плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, управляющей организации. Таким образом выводы о том, что управляющая организация обязана заключить договор на поставку коммунального ресурса в отношении жилой части многоквартирного дома, мотивированные избранием способа управления – управляющей компанией, отсутствием у ресурсоснабжающей организации права начислять плату за коммунальные услуги и тем, что ресурсоснабжающие организации не являются исполнителями коммунальных услуг, не основаны на положениях Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил №, №. Соответственно вывод, что заключению прямых договоров с собственниками помещений в многоквартирном доме препятствует наличие индивидуального теплового пункта (ИТП), противоречит действующему законодательству.
В таком случае, как это предусмотрено в части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, несмотря на управление многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений предоставляются ресурсоснабжающими организациями в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договорами.
Следовательно, в соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации. Однако по решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца (пункт 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч.5 ст. 46 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Судом установлено, что решение от ДД.ММ.ГГГГ собственников помещений в многоквартирном доме в установленном законом порядке не оспорено, недействительным не признано.
Вывод ООО «Дмитровтеплосервис» о том, что заключению прямых договоров с собственниками помещений в многоквартирном доме препятствует наличие индивидуального теплового пункта (ИТП), противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Жилищный кодекс Российской Федерации, в частности пункт 1 части 1 статьи 157.2, не устанавливает исключений относительно перехода на прямые договоры, в связи с чем, переход на прямые договоры в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации по многоквартирным домам, в которых приготовление горячей воды осуществляется с использованием общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, возможен.
Эксплуатационная ответственность сторон по содержанию сетей и энергопринимающего оборудования определяется на основании актов разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности и не изменяется в связи с заключением ресурсоснабжающей организацией договоров с собственниками, содержащими положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при переходе собственников на прямые договоры в случае, предусмотренном статьей 157.2 Кодекса, вменяется предоставление ресурсоснабжающим организациям информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Суд учитывает также, что законодательство и подзаконные акты, регулирующие отношения по теплоснабжению, применяются в спорных отношениях в части, не противоречащей жилищному законодательству Российской Федерации и подзаконным нормативным правовым актам в сфере жилищных отношений, а подзаконные нормативные акты в случае противоречия Жилищному кодексу Российской Федерации применяются с учетом внесенных в Жилищный кодекс Российской Федерации дополнений и изменений.
Анализ положений статьи 156 (часть 9.1), статьи 161 (часть 12), статьи 157 (часть 1) свидетельствует о том, что переход собственников на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией не затрагивает отношения лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, с ресурсоснабжающей организацией, сложившиеся в рамках договоров по поставке в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 7.5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 2 статьи 154, в части 9.1 статьи 156 выделяет отдельно плату за коммунальные услуги, потребленные в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (коммунальные ресурсы).
Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме в силу вышеуказанного могут вносить отдельно плату за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации на основании прямых договоров и плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, управляющей организации. Таким образом выводы о том, что управляющая организация обязана заключить договор на поставку коммунального ресурса в отношении жилой части многоквартирного дома, мотивированные избранием способа управления – управляющей компанией, отсутствием у ресурсоснабжающей организации права начислять плату за коммунальные услуги и тем, что ресурсоснабжающие организации не являются исполнителями коммунальных услуг, не основаны на положениях Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил №, №. Соответственно вывод, что заключению прямых договоров с собственниками помещений в многоквартирном доме препятствует наличие индивидуального теплового пункта (ИТП), противоречит действующему законодательству.
В таком случае, как это предусмотрено в части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, несмотря на управление многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений предоставляются ресурсоснабжающими организациями в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договорами.
Следовательно, в соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации. Однако по решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца (пункт 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилищный кодекс Российской Федерации, в частности пункт 1 части 1 статьи 157.2, не устанавливает исключений относительно перехода на прямые договоры, в связи с чем, переход на прямые договоры в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации по многоквартирным домам, в которых приготовление горячей воды осуществляется с использованием общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, возможен.
Эксплуатационная ответственность сторон по содержанию сетей и энергопринимающего оборудования определяется на основании актов разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности и не изменяется в связи с заключением ресурсоснабжающей организацией договоров с собственниками, содержащими положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, исходя из возникших обстоятельств обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги для собственников и пользователей помещений в многоквартирном <адрес> мкр. имени Владимира Махалина <адрес> возникла у ресурсоснабжающей организации ООО «Дмитровтеплосервис» с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме-очно-заочного голосования, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому собственники решили: заключить договоры предоставления коммунальных услуг ГВС, ХВС, водоотведения и теплоснабжения каждым собственником с ресурсоснабжающей организацией, т.е. заключить прямые договоры между ресурсоснабжающей организацией и каждым собственником помещения осуществляющей централизованное горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение) на данной территории.
Суд признает бездействие ООО «Дмитровтеплосервис» по незаключению прямых договоров горячего водоснабжения и отопления (теплоснабжения) незаконным, считает необходимым обязать ответчика к заключению прямых договоров с собственниками и выполнению обязательств по прямым договорам горячего водоснабжения и отопления (теплоснабжения), которые должны быть заключены с собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, мкр. им. Владимира Махалина, <адрес>, обязать ответчика ООО «Дмитровтеплосервис» включая, но, не ограничиваясь производить напрямую собственникам помещений по адресу: <адрес>, мкр им. Владимира Махалина, <адрес>, начисление оплаты за коммунальные услуги - горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение), предоставляя собственникам платежные квитанции на оплату указанных коммунальных услуг.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Дмитровского городского прокурора удовлетворить.
Признать бездействие ООО «Дмитровтеплосервис» по незаключению прямых договоров горячего водоснабжения и отопления (теплоснабжения) с собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, мкр.им. Махалина, <адрес> незаконным.
Обязать ООО «Дмитровтеплосервис», в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, исполнить требования жилищного законодательства, предусмотренные положениями пункта 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: заключить прямые договора горячего водоснабжения и отопления (теплоснабжения) с собственниками помещений по адресу: <адрес>, мкр им. Владимира Махалина, <адрес>, в соответствии с принятым ими решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес>, мкр. имени Владимира Махалина, <адрес>, проводимого в форме очно-заочного голосования оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, с собственниками помещений с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с частью 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации,
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Дмитровский городской суд.
Судья
Дмитровского городского суда подпись Т.<адрес>