дело № 2а-1736/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области ДД.ММ.ГГГГ
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Богатковой З.Г.,
с участием представителя административного истца адвоката Мосалевой по ордеру № представившей удостоверения № №
при секретаре судебного заседания Мосенз А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кривоспиченко ФИО5 к администрации Шатурского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
установил:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к ответчику о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, ссылаясь на следующее
Она является собственником земельного участка с кадастровым №№ общей площадью № кв.м. с разрешенным использованием под ИЖС, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г.
В июне она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность в порядке перераспределения земельного участка площадью №м.. Протоколом комиссии по предоставлению земельных участков № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано. Причиной отказа послужило то, что испрашиваемый земельный участок нарушает красную линию застройки. Считает, данный отказ необоснованным и противоречащим закону по следующим основаниям. В оспариваемом документе не указаны нормы права, запрещающие предоставление земельного участка по красным линиям застройки. Красными линиями запрещается или ограничивается лишь застройка земельного участка. Однако в своем заявлении она не указывала о намерении возводить на данном участке каких-либо строений. Просит признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственность незаконным.
Административный истец Кривоспиченко Е.А. и её представитель адвокат Мосалева О.Н. в судебном заседании поддержали заявленное требование, дав пояснения аналогичные тем, что изложены в иске. Просили требование удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Шатурского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, оценив их в совокупности и по правилам ст. 59 КАС РФ суд находит требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № «К-П» ФИО1 земельный участок с кадастровым №№ общей площадью №.м. с разрешенным использованием под ИЖС, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 31).
На указанном земельном участке имеется строение - жилой дом общей площадью 70,5 кв.м., право собственности на который, зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 39).
В силу п.2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В ДД.ММ.ГГГГ г. она обратилась в администрацию Шатурского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 200 кв.м. в собственность к уже существующему в порядке перераспределения (л.д. 28).
Статья 39.14 ЗК РФ определяет порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Предоставление земельного участка осуществляется в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.
В соответствии с п. 8, 9 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого, размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Согласно п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Решением Комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку данный участок нарушает красную линию застройки (л.д. 6).
Суд не может согласиться с данным решением, поскольку оно не отвечает требованиям ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, в которой четко определен перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. Кроме того, в решение не указаны нормы права, запрещающие предоставление земельного участка по красным линиям застройки.
Тогда как пункт 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ определяет понятие красных линий - как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. В принятом решении нет ссылок ни на один из перечисленных объектов, которые могут быть затронуты в результате данного перераспределения испрашиваемого участка.
Таким образом, на основании указанных норм суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования о признании не законным отказ в предоставлении земельного участка в собственность.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Кривоспиченко ФИО6 к администрации Шатурского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность удовлетворить.
признать незаконным отказ администрации Шатурского муниципального района Московской области в предоставлении Кривоспиченко ФИО7 земельного участка в собственность площадью №.м., расположенного по адресу: <адрес> грива, северо-восточной границе земельного участка с кадастровым №№
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Федеральный судья З.Г. Богаткова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Федеральный судья З.Г. Богаткова