Решение по делу № 2-1424/2018 от 11.01.2018

Дело №2-1424/2018

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

16 июля 2018 года      г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о наложении обязанности совершить определенные действия (оборудовать средствами фото- и видеофиксации железнодорожные переезды на участках перегона 557 км – Канзыба на территории Курагинского района Красноярского края: на 5 км 6 ПК железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой Абакан – Кошурниково – Красноярск; на 1 км 5 ПК железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой Минусинск - Артемовск),

УСТАНОВИЛ:

Абаканский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском (с учетом уточнений от 18.06.2018 года) к ОАО «РЖД» о наложении обязанности оборудовать в соответствии с ГОСТ Р 57145-2016 работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами фото- и видеофиксации железнодорожные переезды на участках перегона 557 км – Канзыба на территории Курагинского района Красноярского края, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в ходе которой установлено, что на балансе Кошурниковской дистанции пути - структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» находятся 26 железнодорожных переездов, два из которых расположены на участках перегона 557 км – Канзыба на территории Курагинского района Красноярского края, а именно: на 5 км 6 ПК железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой Абакан – Кошурниково – Красноярск; на 1 км 5 ПК железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой Минусинск - Артемовск. Однако, несмотря на то, что через данные переезды перемещаются значительное количество автомобилей в сутки, эти переезды в нарушение законодательства о железнодорожном транспорте и законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения автомобильного транспорта через железнодорожные пути не оборудованы работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото - и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения. При этом, невыполнение ответчиком требований законодательства об оборудовании железнодорожных переездов специальными техническими средствами фиксации нарушает права неопределенного круга лиц, препятствует предупреждению дорожно-транспортных происшествий, снижению тяжести их последствий, а также случаев травмирования граждан.

В судебном заседании помощник Красноярского транспортного прокурора Васильева Е.Н., действующая по поручению Абаканского транспортного прокурора, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» - Шикуткина А.А. (полномочия проверены) возражала против удовлетворения требований указывая на то, что ГОСТ Р 57145-2016, на который ссылается прокурор не подлежит обязательному применению на железнодорожном транспорте, поскольку из его текста следует, что он был разработан для применения на автомобильных дорогах. Кроме того, указанным документом предусмотрено, что места установки стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации должны быть отражены в проектной документации по организации дорожного движения и согласованы в установленном порядке. Согласно п. 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» органы ГИБДД в обязательном порядке согласовывают проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения. При этом, в силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ организация дорожного движения, как одно из требований по обеспечению безопасности дорожного движения, относится к полномочиям органов местного самоуправления и является расходными обязательствами муниципальных образований. Реализация данного полномочия осуществляется путем реализации программно-целевого подхода к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, как одного из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, закрепленных в статье 10 Федерального закона № 196-ФЗ. Таким образом, определение мест расстановки технических средств автоматической фотовидеофиксации, как составной части деятельности по организации дорожного движения, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом № 196- ФЗ в рамках обеспечения безопасности дорожного движения, не может осуществляться произвольно, минуя предусмотренный указанным законом административный порядок, и не относится ни к компетенции органов прокуратуры, ни суда, ни ОАО «РЖД». Учитывая изложенное, поскольку законом не определена необходимость в технических средствах автоматической фотовидеофиксации, не утвержден проект определяющий места их установки, на ОАО «РЖД» не может быть возложена обязанность по оборудованию железнодорожных переездов техническими средствами автоматической фотовидеофиксации.

Представители третьих лиц КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю», ГУ МВД России по Красноярскому краю в зал суда не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, при этом в ранее представленных пояснениях по иску полагали заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представители третьих лиц Муниципального образования Курагинский район, Министерства транспорта Красноярского края в зал суда также не явились, о дате времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили.

При таких обстоятельствах, суд расценивает неявку представителей третьих лиц в зал суда как отказ от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в связи с чем, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ рассматривает настоящее дело в их отсутствие.

Заслушав доводы представителей истца и ответчика, исследовав содержащиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч.2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

Статьей 2 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" установлено, что единый хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество "Российские железные дороги", создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.

Единый хозяйствующий субъект осуществляет следующие виды деятельности: эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, в том числе в пригородном сообщении; оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги; строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; ремонт железнодорожного подвижного состава; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области железнодорожного транспорта; содержание объектов социальной сферы, находящихся в собственности единого хозяйствующего субъекта; иные предусмотренные уставом единого хозяйствующего субъекта виды деятельности (статья 6).

Согласно ст.2 Федерального закона №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.

Проведение работ по текущему содержанию пути определены соответствующей Инструкцией, утвержденной МПС РФ 01.07.2000 № ЦП-774, пунктом 3.6.6 которой предусмотрено, что железнодорожные переезды должны содержаться в соответствии с требованиями «Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов» МПС России.

Требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту железнодорожных переездов, участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов и на подходах к ним регламентированы «Условиями эксплуатации железнодорожных переездов», утверждёнными приказом Минтранса России от 31.07.2015 № 237, согласно п. 80 которых работы по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257- ФЗ.

В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

В соответствии с п. 79 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, владельцы инфраструктуры или владельцы железнодорожных путей необщего пользования оборудуют железнодорожные переезды техническими средствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержат участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожного переезда, в соответствии с требованиями настоящих Условий и технических регламентов, действующих в сфере дорожного хозяйства.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.10.2016 № 1368-ст с 01.06.2017 введён в действие Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57145-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- киносъёмки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением», которым установлены правила применения специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, предназначенных для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения на железнодорожных переездах.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Абаканской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в ходе которой установлено, что на балансе Кошурниковской дистанции пути - структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» находятся 26 железнодорожных переездов, два из которых расположены на участках перегона 557 км – Канзыба на территории Курагинского района Красноярского края, а именно: на 5 км 6 ПК железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой Абакан – Кошурниково – Красноярск; на 1 км 5 ПК железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой Минусинск - Артемовск.

В соответствии с карточками формы ПУ-66, на железнодорожных переездах 4 категории ПЧ-10 Кошурниковской дистанции пути через вышеуказанные железнодорожные переезды ежедневно проходит значительное количестве автомобильного и железнодорожного транспорта, в частности на 5 км 6 ПК железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой Абакан – Кошурниково – Красноярск в сутки проходит 1 поезд, 1 610 автомобилей; на 1 км 5 ПК железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой Минусинск – Артемовск – 1 поезд, 192 автомобиля.

В ходе проведенной проверки транспортным прокурором также установлено, что в нарушение действующего законодательства вышеуказанные переезды не оборудованы работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения.

По итогам проведенной проверки Абаканским транспортным прокурором в адрес начальника Кошурниковской дистанции пути внесено представление от 30.05.2017 года об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

По состоянию на дату рассмотрения дела, вышеуказанные нарушения ОАО «РЖД» не устранены, что стороной ответчика не оспаривалось.

Одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность. Железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.

Обязанность владельцев железнодорожных путей оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений ПДД РФ прямо предусмотрена ч.2 ст.21 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Положениями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 57145-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- киносъёмки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением» также предусмотрено, что технические средства автоматической фотовидеофиксации рекомендуется применять на железнодорожных переездах.

Таким образом, отсутствие на спорных железнодорожных переездах вышеуказанных технических средств нарушает действующее законодательство и, создавая угрозу безопасности движения, может повлечь тяжкие последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга.

Поскольку действующее законодательство обязанность по оборудованию железнодорожных переездов работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото - и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения возлагает именно на владельцев железнодорожных путей, ответчик, как владелец спорных железнодорожных путей, обязан устранить выявленные прокурором нарушения.

При этом отсутствие в Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» норм, возлагающих на владельцев железнодорожных путем обязанность по оснащению железнодорожных переездов указанными техническими средствами, вопреки доводам ответчика, не освобождает ОАО «РЖД» от исполнения императивных предписаний ч.2 ст.21 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».

Утверждение ответчика о технически неисполнимом характере требований истца суд не может принять как обоснованное, так как невозможность исполнения решения суда, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не подтверждена какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами, неоспоримые доводы в пользу данного утверждения ответчиком не приведены.

При таких обстоятельствах, требования прокурора к ОАО «РЖД» о наложении обязанности оборудовать средствами фото- и видеофиксации спорные железнодорожные переезды на участках перегона 557 км – Канзыба на территории Курагинского района Красноярского края, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

По смыслу части 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

С учетом конкретных обстоятельств дела, суд полагает возможным установить для ОАО «РЖД» срок 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения возложенных на него обязанностей, принимая во внимание разумность его пределов.

Кроме того, в силу ст. 103 ГПК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета госпошлину в соответствии с положениями ст.333.19 НК РФ в сумме 6 000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в срок не позднее 18 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу оборудовать в соответствии с ГОСТ Р 57145-2016 работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, железнодорожные переезды на участках перегона 557 км – Канзыба на территории Курагинского района Красноярского края: на 5 км 6 ПК железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой Абакан – Кошурниково – Красноярск; на 1 км 5 ПК железнодорожного пути при пересечении с автомобильной дорогой Минусинск – Артемовск.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.

Решение изготовлено в полном объеме 20 июля 2018 года.

Судья И.Г. Медведев

2-1424/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Абаканская транспортная прокуратура
Ответчики
ОАО "РЖД"
Другие
Муниципальное образование Курагинский район Красноярского края
УПРАВЛЕНИЕ ГИБДД МВД РОССИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
Министерство транспорта по Красноярскому краю
КГКУ "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
geldor.krk.sudrf.ru
11.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.01.2018Передача материалов судье
12.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.03.2018Предварительное судебное заседание
06.03.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.05.2018Предварительное судебное заседание
16.05.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.06.2018Предварительное судебное заседание
26.06.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.07.2018Предварительное судебное заседание
16.07.2018Судебное заседание
20.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.05.2020Передача материалов судье
12.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.05.2020Предварительное судебное заседание
12.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.05.2020Предварительное судебное заседание
12.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.05.2020Предварительное судебное заседание
12.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.05.2020Предварительное судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2020Дело оформлено
12.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее