Решение по делу № 7-507/2020 от 27.04.2020

УИД 16RS0045-01-2020-000502-43

Судья: Гимранов А.В. Дело №5-50/2020

Дело №7-507/2020

Р Е Ш Е Н И Е

13 мая 2020 года г.Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Маликов Р.А., при секретаре судебного заседания Багавиевой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу законного представителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №112» Авиастроительного района г.Казани (МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани) Архиповой Светланы Владимировны на постановление судьи Авиастроительного районного суда г.Казани Республики Татарстан от 11 марта 2020 года, вынесенное в отношении МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения законного представителя юридического лица Архиповой С.В., судья

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Авиастроительного районного суда г.Казани Республики Татарстан от 11 марта 2020 года МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере семидесяти пяти тысяч рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, законный представитель юридического лица Архипова С.В. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании законный представитель юридического лица Архипова С.В. полностью поддержала доводы жалобы.

В силу положений ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Жалоба подлежит частичному удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу положений п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ч.1 ст.91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Как следует из содержания ч.4 ст.91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года №966.

В соответствии с п.15 названного Положения при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, за исключением случая, предусмотренного п.16 настоящего Положения, в заявлении о переоформлении лицензии указывается этот адрес.

Из материалов дела усматривается, что 07 февраля 2020 года, примерно в 16.00 часов, в ходе проведенной проверки выявлено, что МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани с 01 сентября 2019 года осуществляет образовательную деятельность по адресам, не указанным в приложении к лицензии №7929 от 03 марта 2016 года.

Как следует из представленных материалов дела, фактические обстоятельства произошедшего события правонарушения полностью подтверждаются протоколом по делу об административном правонарушении №002441 от 07 февраля 2020 года, составленным в отношении МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, и содержащим сведения об обстоятельствах совершенного правонарушения (л.д.6-8); приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан №5359/19-Д от 30 декабря 2019 года, которым было принято решение о проведении плановой выездной проверки МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.11-18); актом проверки №А 5359/19-Д от 07 февраля 2020 года, где подробно и детально изложены выявленные нарушения требований действующего законодательства (л.д.19-27); копией лицензии на осуществление образовательной деятельности №7959 от 03 марта 2016 года, которой разрешено МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани осуществление образовательной деятельности по адресам: <адрес> (л.д.35-36); копией устава МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани (л.д.40-46); копией предписания №П 5359/20-Д-ЛК от 07 февраля 2020 года, вынесенного Департаментом надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан в адрес МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани (л.д.28-33); объяснением директора МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани Архиповой С.В. (л.д.9), и другими материалами дела, достоверность и допустимость которых как доказательств, сомнений не вызывает.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда в соответствии с требованиями ст.ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, все имеющиеся по делу доказательства судьей районного суда были приняты во внимание и оценены надлежащим образом в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, юридически значимые обстоятельства определены верно, оснований для переоценки установленных обстоятельств и выводов судьи нижестоящей инстанции, не имеется.

Доводы жалобы законного представителя о невиновности и незаконном привлечении МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ в связи с тем, что в данном случае отсутствует вина юридического лица, при рассмотрении дела судьей нижестоящей инстанции не приняты во внимание все обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка имеющимся доказательствам и представленным доводам, являются необоснованными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и неверной трактовке фактических обстоятельств произошедшего события. Изложенные доводы полностью противоречат обстоятельствам, установленным в ходе производства по делу, и опровергаются вышеприведенными доказательствами, которые в совокупности свидетельствуют о том, что МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани, будучи юридическим лицом, допущено осуществление образовательной деятельности по адресам, не указанным в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Из представленных материалов дела видно, что факт правонарушения был выявлен уполномоченными должностными лицами административного органа в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани (л.д.11-18, 19-27).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, могут быть должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, допустившие противоправные действия (бездействие), образующие объективную сторону состава указанного административного правонарушения.

В силу положений ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализ представленных материалов дела в совокупности позволяет сделать вывод о том, что МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани, не приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований федерального законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, поскольку материалами дела установлено осуществление названным образовательным учреждением деятельности по адресам, не указанным в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности, поэтому его противоправные действия образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

Как видно из материалов дела, в ходе производства по делу об административном правонарушении все процессуальные действия должностными лицами административного органа совершались с соблюдением требований действующих нормативных актов и в рамках полномочий, установленных законом.

Протокол об административном правонарушении в отношении МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований КоАП РФ. (л.д.6-8).

Должностным лицом, а также судьей районного суда были созданы необходимые условия для реализации названным юридическим лицом права на защиту и непосредственное участие законного представителя юридического лица при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела в суде.

Доказательства, положенные в основу виновности вышеназванного юридического лица в совершении данного административного правонарушения, получены в установленном законом порядке. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не содержится и с жалобой не представлено.

Поскольку в ходе рассмотрения настоящей жалобы сведений о какой-либо заинтересованности должностных лиц административного органа в исходе настоящего дела, их небеспристрастности к названному юридическому лицу или допущенных злоупотреблениях по делу не установлено, оснований ставить под сомнение достоверность фактических данных, указанных должностными лицами в составленных ими процессуальных документах, не имеется.

Таким образом, документальным сведениям, имеющимся в материалах дела, судьей нижестоящей инстанции дана надлежащая и правильная правовая оценка, им верно установлены фактические обстоятельства произошедшего события правонарушения.

Правильность вывода судьи районного суда о виновности привлекаемого юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, сомнений не вызывает, так как он основан на совокупности собранных доказательств, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Принцип презумпции невиновности юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судьей нижестоящей инстанции не был нарушен.

Таким образом, всеми материалами дела в совокупности полностью подтверждается факт совершения МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, и виновность данного юридического лица в этом.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

При вышеизложенных обстоятельствах судья районного суда пришел к обоснованному и правильному выводу о наличии в действиях МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Вместе с тем, назначая МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани наказание в виде административного штрафа в размере семидесяти пяти тысяч рублей, судьей нижестоящей инстанции не в полной мере учтены требования, установленные ст.ст.3.1, 4.1, 24.1 КоАП РФ.

Административное наказание в соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ представляет собой установленную государством меру административной ответственности за совершение противоправного деяния и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Содержанием целей административных наказаний является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц.

При назначении административного наказания судья должен исходить из действительной необходимости применения к виновному лицу той или иной меры ответственности, установленной санкцией статьи, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.

При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.

Санкция ч.1 ст.19.20 КоАП РФ предусматривает и административное наказание в виде предупреждения.

В материалах дела отсутствуют данные о том, что МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани ранее привлекалось к административной ответственности, то есть оно не является злостным правонарушителем, по делу не установлены какие-либо обстоятельства, отягчающие его ответственность.

Таким образом, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, считаю возможным назначить в отношении МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани административное наказание в виде предупреждения, предусмотренное санкцией ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление судьи Авиастроительного районного суда г.Казани Республики Татарстан от 11 марта 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани подлежит изменению путем назначения названному юридическому лицу административного наказания в виде предупреждения.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Авиастроительного районного суда г.Казани Республики Татарстан от 11 марта 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани изменить в части назначенного наказания, по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района г.Казани назначить административное наказание в виде предупреждения.

В остальной части постановление судьи – оставить без изменения, жалобу законного представителя юридического лица Архиповой С.В. – удовлетворить частично.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, оно может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12-30.14 КоАП РФ.

РЎСѓРґСЊСЏ:

7-507/2020

Категория:
Административные
Другие
МБОУ ".№.
Архипова С.В.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Маликов Р. А.
Статьи

19.20

Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
27.04.2020Материалы переданы в производство судье
27.04.2020Судебное заседание
14.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
13.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее