Дело №2-352/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2016 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Потякиной А.Н.
при секретаре Волобоевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаченко А.Б. и Исаченко Н.Л. к Администрации города Бийска о признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта,
У С Т А Н О В И Л:
Исаченко А.Б. и Исаченко Н.Л. обратились в суд с иском к Администрации города Бийска о признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта.
В обоснование исковых требований указывали, что они зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, и являются собственниками указанного жилого дома с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с паводком, произошедшим в мае- июне 2014 года, указанное жилое помещение пострадало и требует капитального ремонта.
ДД.ММ.ГГГГ они обратились в Администрацию города Бийска с заявлением о включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта, в чем им было отказано ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на отсутствие у них зарегистрированного права собственности на жилой дом на момент чрезвычайной ситуации.
Полагали, что отказ является незаконным, нарушающим их права, так как жилой дом № по ул.<адрес> был окончен строительством в <данные изъяты> года и стал пригодным для проживания, с <данные изъяты> года земельный участок по данному адресу принадлежал им на праве аренды, а в последующем на него было зарегистрировано право собственности. Данные обстоятельства дают право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта.
Просили признать за ними право на включение в список граждан на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого дома, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае- июне 2014 года, расположенного по адресу: <адрес>.
Истец Исаченко А.Б. и Исаченко Н.Л. в судебное заседание не явились, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истцов- адвокат Устинова Л.В., исковые требования Исаченко А.Б. и Исаченко Н.Л. поддержала в полном объеме, суду дала аналогичные пояснения.
Ответчик- представитель Администрации города Бийска по доверенности Безменова Е.В., исковые требования Исаченко А.Б. и Исаченко Н.Л. не признала, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с заявлением по вопросу предоставления социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения по адресу: <адрес>.
В соответствии с п.4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края от 17 июня 2015 года №234, право на получение социальной выплаты имеют граждане, являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты.
При рассмотрении документов истцов было установлено, что право собственности на жилой дом № по ул№ было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что не дает им права на получение социальной выплаты.
Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Третье лицо- представитель Главного управления строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, что суд считает возможным. В письменных возражениях просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме за необоснованностью.
Третье лицо- представитель Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите населения, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд не располагает данными о том, что неявка ответчика имеет место по уважительным причинам и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо- представитель Управления социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, что суд считает возможным.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истцов Устиновой Л.В., представителя ответчика Безменовой Е.В., суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что по состоянию на 30 мая 2014 года на территории г.Бийска сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Понятие чрезвычайной ситуации дано в ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которой, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
П.1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2015 № 447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее соответственно - мероприятия, трансферты).
Согласно подпункту «а» п.5 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
Жилой дом по адресу: <адрес>, в период весенне-летнего паводка 2014 года находился в зоне затопления и был включен в список жилых домов, попавших в зону подтопления.
Собственниками на праве общей совместной собственности жилого дома № по ул.<адрес> являются Исаченко А.Б. и Исаченко Н.Л. Данное право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора аренды земли № от ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись регистрации №.
ДД.ММ.ГГГГ право общей совместной собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, зарегистрировано за Исаченко А.Б. и Исаченко Н.Л. на основании договора купли- продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
На регистрационный учет в указанный жилой дом Исаченко Н.Л. встала ДД.ММ.ГГГГ, Исаченко А.Б.- ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенные обстоятельства подтверждаются разрешением на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, договором аренды земли № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права Серии № от ДД.ММ.ГГГГ, договором купли- продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права Серии №, домовой книгой.
Администрацией Алтайского края принято Постановление №234 от 17 июня 2015 года «Об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края», на основании которого утвержден Порядок осуществления социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края в мае – июне 2014 года.
Пунктом 4 указанного Порядка, действовавшим в редакции до ДД.ММ.ГГГГ, было предусмотрено, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
- являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
- не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Согласно указанному пункту Порядка, действующему в новой редакции на день разрешения спора в суде, право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям: соответствующие критериям, установленным подпунктом «а» пункта 5 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015 № 447; включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
В соответствии названным Порядком для получения социальной выплаты граждане должны подать в орган местного самоуправления по месту нахождения поврежденного жилого помещения заявление о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения по форме, установленной уполномоченным органом с приложением необходимых документов, предусмотренных указанным пунктом (подпункты «а» - «д» п.7 Порядка).
Органы местного самоуправления, в данном случае- Администрация города Бийска, принимают от граждан в день обращения заявление и документы, указанные в пунктах 7, 7.1 настоящего Порядка, рассматривают их в течение 10 дней с даты получения и принимают решение о включении или об отказе во включении гражданина в список граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения (п.8 Порядка).
Уполномоченный орган, которым является Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, формирует сводный список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, согласовывает его с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; готовит проект соглашения о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Алтайского края на финансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по реализации мероприятий на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (подпункты «а», «б» п. 13 Порядка).
По делу установлено, что заключением комиссии по результатам обследования поврежденного индивидуального дома по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ установлена необходимость проведения капитального ремонта указанного жилого дома (акт № от ДД.ММ.ГГГГ4 года).
ДД.ММ.ГГГГ Исаченко А.Б. и Исаченко Н.Л. обратились в Администрацию города Бийска с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения.
Согласно подпункту «а» п.9 Порядка основаниями для отказа в предоставлении социальной выплаты является несоответствие условиям предоставления социальной выплаты, установленным пунктом 4 настоящего Порядка.
В письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация города Бийска указала на отсутствие у Исаченко А.Б. и Исаченко Н.Л. права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома № по ул.<адрес>, так как на момент чрезвычайной ситуации (ДД.ММ.ГГГГ) они не являлись собственниками домовладения по адресу: <адрес>.
Обращаясь с иском в суд, истцы обосновывают свои требования тем, что в доме № по ул.<адрес>, который окончен строительством, они проживают с <данные изъяты> года, право собственности на него зарегистрировано в установленном порядке, что дает им право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта.
С данными доводами суд согласиться не может.
Так, согласно ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
До введения объекта капитального строительства (жилого дома) в эксплуатацию, такой объект не пригоден для постоянного проживания граждан (не отвечает установленным техническим нормам и правилам, иным требованиям законодательства и критериям, предъявляемым к жилому помещению, установленным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, утвердившим Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Приобретению статуса жилого помещения (дома) должно предшествовать оформление необходимой технической документации, а также отнесение в установленном порядке объекта строительства к жилищному фонду.
Согласно положениям ст.55 Градостроительного кодекса РФ, единственным документом, свидетельствующим об окончании строительства, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, в силу ст.219 Гражданского кодекса РФ, возникает с момента такой регистрации.
Как усматривается из материалов дела, разрешение на ввод дома по адресу: <адрес>, не выдавалось, право собственности истцов на спорное жилое помещение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора аренды земли № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на день объявления режима чрезвычайной ситуации (ДД.ММ.ГГГГ) спорное помещение не отвечало требованиям жилого и истцы собственниками жилого дома не являлись.
При таких обстоятельствах, когда Постановлением Администрации Алтайского края №234 от 17 июня 2015 года установлена совокупность определенных условий для включения в список граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, и установлено, что истцы на момент паводка не являлись собственниками жилого помещения, подлежащего капитальному ремонту, суд не находит оснований для признания за Исаченко А.Б. и Исаченко Н.Л. права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: <адрес>.
Наличие вступившего в законную силу решения Бийского городского суда Алтайского края от 29 августа 2014 года, которым установлен факт постоянного проживания Исаченко А.Б. и Исаченко Н.Л. на период паводка в спорном доме, также достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований истцов не является, так как указанный юридический факт устанавливался для получения единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утрату имущества первой необходимости, выплачиваемых гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. Кроме того, вопросы возникновения у истцов права собственности на жилое помещение предметом рассмотрения дела не являлись, а сам по себе факт проживания в доме не является основанием для возникновения у истцов права собственности на него.
При изложенных обстоятельствах исковые требования Исаченко А.Б. и Исаченко Н.Л. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░