Решение по делу № 2а-1878/2021 от 28.06.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2021 года г. Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Яновой О.В., при секретаре Лунченко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0024-01-2021-002796-45 (2а-1878/2021) по административному исковому заявлению администрации города Усолье-Сибирское к судебному приставу-исполнителю Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области Шутихиной Нине Григорьевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области о снижении размер исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец администрация города Усолье-Сибирское обратилась в суд с уточненным административным иском администрации города Усолье-Сибирское к судебному приставу-исполнителю Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области Шутихиной Нине Григорьевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов Росси по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование требований указано, что решением Усольского городского суда от 20.05.2020 по делу № 2а-1088/2020 удовлетворены требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора о признании бездействий администрации города Усолье-Сибирское незаконными и обязании ликвидировать несанкционированные места размещения твердых коммунальных отходов в срок до 01.11.2020.

02.10.2020 судебным приставом-исполнителем Усольского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области Шутихиной Н.Г. по указанному решению суда было возбуждено исполнительное производство. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения постановления. Указанным же постановлением должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Определением Усольского городского суда от 16.11.2020 была предоставлена отсрочка исполнения решения Усольского городского суда от 20.05.2020 суда в срок до 31.05.2021.

10.06.2021 судебным приставом-исполнителем Усольского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области Шутихиной Н.Г. вынесено постановление о взыскании с администрации города Усолье-Сибирское исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (указанное постановление поступило в администрацию города Усолье-Сибирское 17.06.2021).

Администрацией города Усолье-Сибирское были совершены следующие действия по исполнению требований исполнительного документа.

29.06.2020 администрацией города Усолье-Сибирское была направлена заявка в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области на выделение в 2021 году субсидии на реализацию мероприятий по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) ТКО с несанкционированных мест размещения на сумму 11 764 033 руб.

23.07.2020 в администрацию города Усолье-Сибирское поступило уведомление от Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области о том, что заявка о предоставлении субсидии рассмотрена и принято решение о предоставлении субсидии в 2021 году.

После перечисления субсидии администрацией города Усолье-Сибирское были проведены мероприятия по заключению муниципального контракта на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

20.04.2021 между администрацией города Усолье-Сибирское и ООО «РТ-НЭО Иркутск» заключен муниципальный контракт № 43 на оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизацию (захоронению) твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест размещения отходов на сумму 11 764 033 руб.

Согласно п. 1.3. контракта срок оказания услуг: со дня заключения контракта по 30.09.2021 (включительно).

В настоящее время ООО «РТ-НЭО Иркутск» выполняет работы по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе свалок, которые указаны в решении Усольского городского суда от 20.05.2020 в рамках указанного муниципального контракта. В связи с большими объемами мусора и дождливой погодой ликвидировать несанкционированные свалки в срок до 31.05.2021 не представилось возможным.

17.06.2021 судебным приставом-исполнителем Усольского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области Шутихиной Н.Г. в адрес администрации города Усолье-Сибирское направлено требование об исполнении решения Усольского городского суда от 20.05.2020г. в срок до 24.06.2021.

18.06.2021 администрация города Усолье-Сибирское обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Усольского городского суда от 20.05.2020 в срок до 30.09.2021.

Администрация города Усолье-Сибирское осуществляет полномочия в пределах выделенных муниципальному органу на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании муниципальных контрактов, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков исполнения.

Считает, что необходимо рассматривать действия администрации города Усолье-Сибирское по исполнению судебного решения с даты заключения муниципального контракта на оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест размещения отходов.

Администрацией города Усолье-Сибирское путем заключения и исполнения муниципального контракта было обеспечено исполнение решения Усольского городского суда от 20.05.2020г. по делу № 2а-1088/2020, требований судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства № 145929/20/3 8034-ИП.

Администрацией города Усолье-Сибирское при должной осмотрительности приняты все возможные меры для добросовестного исполнения указанного решения суда. Полагаем, что в данном случае виновное противоправное бездействие администрации города Усолье-Сибирское по неисполнению решения суда отсутствует, что является необходимым условием для наступления ответственности и применения санкции в виде взыскания исполнительского сбора.

Просил: уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Усольского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области Шутихиной Н.Г. о взыскании исполнительного сбора от 10.06.2021 года в рамках исполнительного производства № 145929/20/38034-ИП, подлежащего взысканию с администрации города Усолье-Сибирское на одну четверть - 12 500 (двенадцать тысяч пятьсот) рублей.

Представитель административного истца Трунев Е.Н., действующий на основании доверенности № 01/12708 от 22.12.2020, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области Шутихиной Нине Григорьевне в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области, представитель заинтересованного лица Ангарской межрайонной природоохранной прокуратуры Иркутской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Исследовав материалы дела, обозрев материалы исполнительного производства № 14529/2/38052-ИП, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 229 от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федеральный закон № 229) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Одной из мер такого воздействия является взыскание исполнительского сбора.

Согласно частям 1, 2 статьи 112 Федерального закона № 229 исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона № 229).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона № 229).

В силу части 7 статьи 112 Федерального закона № 229 суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Таким образом, по смыслу закона, исполнительский сбор представляет собой штрафную санкцию, которая может быть снижена правоприменителем, исходя из характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Указанная санкция относится к мерам публично-правовой ответственности, применяющимся в связи с совершением должником правонарушения в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что данная мера должна отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения.

Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.

Данная мера - исполнительский сбор - является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П разъяснено, что размер исполнительского сбора, установленный пунктом 1 статьи 81 ФЗ «Об исполнительном производстве», представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения, и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Усольского городского суда Иркутской области от 20 мая 2020 года удовлетворены административные исковые требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское о признании бездействий незаконными и обязании ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на земельном участке. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Усолье-Сибирское», выразившееся в непринятии мер, направленных на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке между ул. Бережки г. Усолье-Сибирского и р. Ангара; на земельном участке в районе Маратовского переулка (около дома № 24) г. Усолье-Сибирское и от Маратовского переулка вдоль грунтовой дороги по ходу движения в сторону ул. Магистральной до пересечения с ул. Саянской г. Усолье-Сибирское вдоль ул. Крестьянина г. Усолье-Сибирское; на земельном участке по ходу движения от ул. Алексеевской по ул. Софийская (с правой стороны) между пересечениями ул. Маринская и ул. Надежды; на земельном участке по ходу движения с. ул. Алексеевской в сторону ул. Софийская г. Усолье-Сибирское (район ул. Глиняный карьер). Обязать администрацию муниципального образования «город Усолье-Сибирское» ликвидировать места несанкционированного в срок до 01.11.2020 размещения твердых коммунальных отходов: на земельном участке площадью 1843 кв. м., расположенных между ул. Бережки г. Усолье-Сибирского и р. Ангара; на земельном участке в районе Маратовского переулка (около дома № 24) г. Усолье-Сибирское и от Маратовского переулка вдоль грунтовой дороги по ходу движения в сторону ул. Магистральной до пересечения с ул. Саянской г. Усолье-Сибирское вдоль ул. Крестьянина г. Усолье-Сибирское, площадью 5847 кв.м.; на земельном участке по ходу движения от ул. Алексеевской по ул. Софийская (с правой стороны) между пересечениями ул. Маринская и ул. Надежды, площадью 7402 кв. м.; на земельном участке по ходу движения с ул. Алексеевской в сторону ул. Софийская г. Усолье-Сибирское (район ул. Глиняный карьер), площадью 4256 кв.м.

02.10.2020 года судебным приставом-исполнителем Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области Шутихиной Н.Г. на основании исполнительного документа – исполнительного листа № ФС 026499724 по делу № 2а- -1088/2020 возбуждено исполнительное производство № 145929/20/38034.

Определением Усольского городского суда от 16.11.2020 была предоставлена отсрочка исполнения решения суда в срок до 31.05.2021.

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения постановления. Указанным постановлением должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Определением Усольского городского суда от 02.07.2021 в предоставлении повторной отсрочки исполнения решения суда отказано.

Поскольку должником администрацией г. Усолье-Сибирское в установленный Федеральным законом срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены не были, 10.06.2021 судебным приставом-исполнителем Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области Шутихиной Н.Г. вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Администрацией г. Усолье-Сибирское предприняты следующие меры, направленные на фактическое исполнение требований исполнительного документа.

29.06.2020 администрацией города Усолье-Сибирское была направлена заявка в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области на выделение в 2021 году субсидии на реализацию мероприятий по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) ТКО с несанкционированных мест размещения на сумму 11 764 033 руб.

23.07.2020 в администрацию города Усолье-Сибирское поступило уведомление от Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области о том, что заявка о предоставлении субсидии рассмотрена и принято решение о предоставлении субсидии в 2021 году.

После перечисления субсидии администрацией города Усолье-Сибирское были проведены мероприятия по заключению муниципального контракта на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

20.04.2021 между администрацией города Усолье-Сибирское и ООО «РТ-НЭО Иркутск» заключен муниципальный контракт № 43 на оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизацию (захоронению) твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест размещения отходов на сумму 11 764 033 руб.

Согласно п. 1.3. контракта срок оказания услуг: со дня заключения контракта по 30.09.2021 (включительно).

В настоящее время ООО «РТ-НЭО Иркутск» выполняет работы по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе свалок, которые указаны в решении Усольского городского суда от 20.05.2020 в рамках указанного муниципального контракта.

Администрация является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с бюджетом города Усолье-Сибирское на текущий год, утвержденный решением Думы города Усолье-Сибирское и на плановые периоды.

Также суд учитывает, что исполнение решения суда было обусловлено сроком заключения муниципального контракта..

В обоснование уважительности причин несвоевременного исполнения решения суда в установленный законом срок и тяжелого финансового положения административным истцом представлены: копия муниципального контракта № 42 от 20.04.2021, копия локального ресурсного сметного расчета от 20.04.2021.

На основании изложенного, исходя из степени вины должника в неисполнении в установленный законом срок требований исполнительного документа, связанных с установлением объективных препятствий к исполнению решения суда, а также принимая во внимание конкретные обстоятельства дела и необходимость соблюдения баланса интересов должника и взыскателя, суд приходит к выводу, что требования администрации города Усолье-Сибирское об уменьшении размера исполнительского сбора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования администрации города Усолье-Сибирское к судебному приставу-исполнителю Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области Шутихиной Нине Григорьевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области о снижении размер исполнительского сбора удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя Усольского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области Шутихиной Нины Григорьевны о взыскании исполнительского сбора от 10 июня 2021 года, подлежащего взысканию с администрации города Усолье-Сибирское, по исполнительному производству № 145929/20/38052-ИП, на одну четверть на 12 500 рублей, то есть до 37 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Усольский городской суд.

Судья О.В. Янова

Мотивированный текст решения изготовлен 04.08.2021.

2а-1878/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Муниципального Образования г. Усолье-Сибирское
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области Шутихина Нина Григорьевна
Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области
Другие
Ангарский межрайонный природоохранный прокурор
Суд
Усольский городской суд Иркутской области
Судья
Янова О.В.
Дело на странице суда
usolsky.irk.sudrf.ru
28.06.2021Регистрация административного искового заявления
28.06.2021Передача материалов судье
28.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2021Подготовка дела (собеседование)
15.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2021Судебное заседание
27.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее