№2а-1/2020г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Яковлевка 20 февраля 2020 г.
Яковлевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Нестеровой Т.А.
при секретаре ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес> – ФИО2,
представителя административных ответчиков: администрации Яковлевского муниципального района <адрес>, муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» - ФИО3,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Яковлевского муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
установил:
<адрес> обратился с вышеуказанным административным иском в Яковлевский районный суд, в котором просит признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в не обеспечении образовательного учреждения Покровский филиал МБОУ СОШ <адрес> беспрерывной подачей холодной воды, работы системы водоотведения, а также в необеспечении функционирования туалетных комнат в образовательном учреждении и просит обязать администрацию Яковлевского муниципального района в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» <адрес> на осуществление ремонтных работ по обеспечению беспрерывной подачи холодной воды, работы системы водоотведения в здании Покровского филиала МБОУ СОШ <адрес>, и возложить обязанность на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» <адрес> в срок не позднее 3 месяцев после финансирования администрацией Яковлевского муниципального района произвести ремонтные работы по обеспечению беспрерывной подачи холодной воды, работы системы водоотведения в здании Покровского филиала МБОУ СОШ <адрес>, обеспечить функционирование туалетных комнат в здании образовательного учреждения.
В обоснование доводов заявления административный истец указал, что прокуратурой <адрес> в соответствии с поручением прокуратуры края проведена проверка соблюдения санитарного- эпидемиологического законодательства при функционировании санитарных комнат в Покровском филиале МБОУ СОШ <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения закона.
В здании Покровского филиала МБОУ СОШ <адрес>, Яковлевский муниципальный район) в нарушение п.п. 8.1, 8.2 СанПиНа 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 не обеспечена непрерывная подача водоснабжения, канализация не функционирует.
Имеющийся септик не соединен к сетям водоотведения Покровского филиала МБОУ СОШ <адрес>
В результате отсутствия водоснабжения и водоотведения в школе не функционируют туалетные комнаты в связи с этим дети, учащиеся Покровского филиала, вынуждены пользоваться уличным туалетом, который не отапливается в холодный период времени.
По данному факту прокурором района главе Яковлевского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление.
В порядке контроля за фактическим устранением нарушений по представлению от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в Покровском филиале проведена повторная проверка, в ходе которой установлено, что ранее выявленные нарушения законодательства до настоящего времени не устранены.
Выявленные нарушения законодательства нарушают права несовершеннолетних учащихся Покровского филиала МБОУ СОШ <адрес>.
В порядке ст. 46 КАС РФ прокурором поданы уточнения исковых требований, в которых он просит признать незаконным бездействие ответчиков в части не обеспечения работы канализации в помещении пищеблока образовательного учреждения Покровского филиала МБОУ СОШ <адрес>; возложить обязанность на администрацию Яковлевского муниципального района в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» <адрес> на осуществление ремонтных работ по подключению сетей водоотведения в помещении пищеблока Покровского филиала МБОУ СОШ <адрес> к имеющемуся септику, и возложить обязанность на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» <адрес> в срок не позднее 3 месяцев после финансирования администрацией Яковлевского муниципального района произвести ремонтные работы по указанному подключению.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что был произведен выход на место и установлено, что подача воды в пищеблок Покровского филиала МБОУ СОШ <адрес> установлена, однако в нарушение п. 8.1 и 8.4 СанПиНа в помещении пищеблока не надлежащее функционирование водоотведения. Водосток не подключен к септику, а выходит в кювет. Соответственно исковое требование в полном объеме не исполнено.
Представитель административных ответчиков – ФИО3 в судебном заседании показал, что в части соблюдения требований СанПиНа заявленные требования прокуратуры признает. В части требований о возложении обязанности на администрацию наладить канализацию с пищеблока не согласен. Считает, что требования п. 8.1 и 8. 2 СанПиНа не нарушены, так как Покровский филиал оборудован канализацией и водостоком, туалетные комнаты и система канализации действуют, водоснабжение пищеблока организовано, по водостоку отходы уходят за периметр здания и происходит слив на дренажный кювет. Соединение данных труб с септиком технически невозможно. Кроме того считает, что сроки исполнения требований не реальные, поскольку необходимо пройти согласование проекта.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в частности, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в целях решений вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Статьей 9.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена обязанность юридических лиц в соответствии с осуществляемыми ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с требованиями п. 8.1 и п. 8.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, здания общеобразовательных организаций должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения.
Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательной организации, дошкольного образования и интерната при общеобразовательной организации, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты общеобразовательных организациях.
В зданиях общеобразовательных организаций система канализации столовой должна быть отдельной от остальной и иметь самостоятельный выпуск в наружную систему канализации.
Судом установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» является бюджетным учреждением, созданным для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования в сфере образования.
Учредителем Учреждения и собственником имущества МБОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» является администрация Яковлевского муниципального района. Имущество МБОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» является муниципальной собственностью и принадлежит образовательному учреждению на праве оперативного управления.
В результате прокурорской проверки Покровского филиала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, водоотведение в помещении пищеблока Покровского филиала МБОУ СОШ <адрес> к имеющемуся септику не подключено.
Согласно ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность за качество образования своих выпускников, а также здоровье и жизнь обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Из приведенных норм и установленных обстоятельств дела следует, что имеются основания к возложению обязанности на администрацию района как собственника имущества бюджетного учреждения по обеспечению финансирования расходов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» на обеспечение работы канализации пищеблока образовательного учреждения Покровского филиала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» в соответствие с требованиями санитарного законодательства, а также к возложению обязанности на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» провести ремонтные работы по подключению сетей водоотведения в помещении пищеблока к септику.
Документы, подтверждающие исполнение административными ответчиками требований по подключению сетей водоотведения в помещении пищеблока к септику в здании Покровского филиала МБОУ СОШ <адрес>, суду не представлены.
Данные факты свидетельствуют о допущенном административными ответчиками бездействии при организации учебного процесса в филиале МБОУ «СОШ <адрес>».
При этом доводы представителя административных ответчиков о том, что водоотведение обеспечено, так как водосток из пищеблока осуществляется в кювет, не принимаются.
Кроме того не могут быть приняты ссылки на отсутствие технической возможности подключения водоотведения из пищеблока к септику, так как они не являются основанием для не выполнения требований санитарного законодательства.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым административный иск прокурора удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Яковлевского муниципального района <адрес>, муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» <адрес>, выразившееся в не обеспечении работы канализации в помещении пищеблока образовательного учреждения Покровского филиала муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Яковлевского муниципального района <адрес> устранить допущенные нарушения путем финансирования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <адрес> на осуществление ремонтных работ по подключению сетей водоотведения в помещении пищеблока Покровского филиала муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, к имеющемуся септику в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» в срок не позднее трех месяцев после финансирования администрацией Яковлевского муниципального района <адрес> произвести ремонтные работы по подключению сетей водоотведения в помещении пищеблока Покровского филиала муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, к имеющемуся септику.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.А. Нестерова