Дело №88-7658/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 11 мая 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Маркеловой Н.А.,
судей Бабкиной С.А., Протозановой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-1050/2020 по иску прокурора Сургутского района к администрации Сургутского района, муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне
по кассационной жалобе администрации Сургутского района на решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Маркеловой Н.А., объяснения представителей администрации Сургутского района Леоненко Е.В. и Хабибуллина Р.Н., действующих на основании доверенностей, поддержавших доводы жалобы, объяснения прокурора Ботева В.Ю. о законности судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Сургутского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Сургутского района, муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1» (далее по тексту - МАОУ «Белоярская СОШ №1») о возложении обязанности в срок до 01 сентября 2021 года устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне путем приведения укрытия, расположенного по адресу: <данные изъяты> в соответствие с требованиями порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года №575.
Решением Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03 сентября 2020 года исковые требования прокурора Сургутского района удовлетворены частично, на администрацию Сургутского района возложена обязанность в срок до 01 сентября 2021 года устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне путем приведения защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в соответствие с требованиями Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года №575. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12 января 2021 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 01 апреля 2021 года, заявитель просит об отмене решения суда первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Считает, что судом не учтено, что укрытие расположено в пристрое к школе и передано МАОУ «Белоярская СОШ №1» в оперативное управление, соответственно учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения укрытием и несет затраты по содержанию здания. Указывает, что судом не было рассмотрено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица Департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района, поскольку данное лицо осуществляет функции и полномочия учредителя и распорядителя бюджетных средств по отношению к учреждению. Полагает, что судами не принято во внимание решение об изменении типа защитного сооружения с противорадиационного укрытия на укрытие. Указывает, что защитное сооружение обследовано не было, экспертиза, несмотря на заявленное ходатайство, не проводилась. Обращает внимание, что в судебных актах не указано, какие конкретные действия должна выполнить администрация Сургутского района в отношении укрытия.
На кассационную жалобу от прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры поступили возражения об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Судебная коллегия установила, что представители МАОУ «Белоярская СОШ №1», прокуратуры Сургутского района надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на нее, заслушав посредством организации видеоконференц-связи представителей ответчика, прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Согласно п.21 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст.ст.1, 2 и 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих в результате военных конфликтов или в результате этих конфликтов, а также в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является обеспечение населения средствами индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и других объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309 «О порядке создания укрытий и других объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно п.14 данного Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15 декабря 2002 года утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны №583.
В п.п.1.2, 2.1 и 2.2 указанных Правил определено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учете сооружений гражданской обороны.
Согласно п.3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны соблюдаться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Аналогичные требований содержатся и в п.2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года №575.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Сургутского района проведена проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне при эксплуатации находящегося в муниципальной собственности и переданного в оперативное управление МАОУ «Белоярская СОШ №1» защитного сооружения гражданской обороны (инвентарный номер 402-85) – противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
В ходе проверки выявлены нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, установлено, что убежище ограниченно готово к приему укрываемых, а именно: сооружение ежегодно подтапливается техническими и грунтовыми водами, имеются повреждения строительных конструкций, нарушена гидроизоляция, отсутствует фильтр ячейкового типа ФЯРБ, предназначенный для установки в воздухозаборную шахту на системы приточной вентиляции П1 и П8.
31 июля 2019 года в адрес главы Сургутского района прокуратурой Сургутского района вынесено представление об устранении нарушений закона. Между тем, меры по устранению допущенных нарушений ответчиком не приняты.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к выводу о том, что спорное защитное сооружение гражданской обороны находится в непригодном состоянии для его использования по прямому назначению, в связи с чем возложил на администрацию Сургутского района обязанность по осуществлению мер, направленных на восстановление данного объекта. В удовлетворении требований к МАОУ «Белоярская СОШ №1» отказано, поскольку организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является обязанностью администрации Сургутского района.
Проверяя законность решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, суд правомерно оставил его без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит изложенные выводы основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о том, что тип спорного защитного сооружения в данный момент изменен на укрытие, отмены судебных постановлений не влечет, поскольку, как верно указал суд апелляционной инстанции, в материалы дела не представлена выписка из реестра ЗС ГО (защитное сооружение гражданской обороны) и паспорт ЗС ГО инвентарный номер 402-85, свидетельствующие об изменении типа ЗС ГО на укрытие. Само по себе проведение ответчиком мероприятий по изменению типа ЗС ГО может быть учтено на стадии исполнения судебного акта.
Факт несоблюдения требований законодательства в области гражданской обороны в отношении спорного противорадиационного укрытия достоверно подтвержден результатами проверки: актом осмотра от 29 июня 2020 года и письмом ОНД и ПР по Сургутскому району УНДиПР ГУ МЧС России по ХМАО-Югре от 20 августа 2020 года №2920-4-21-16, которые стороной ответчика не опровергнуты.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию заявителя жалобы, выраженную в судах нижестоящих инстанций, тщательно исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, между тем, в силу ч.3 ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции правом оценки доказательств и установления обстоятельств, не наделен.
Нарушений норм материального права или норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, либо защита охраняемых законом публичных интересов, судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для пересмотра в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Сургутского района – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи