<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 апреля 2012 года г. Петропавловск-Камчатский
35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Дедова Р.В., при секретаре Бобряковой В.А., в открытом судебном заседании, в расположении военного суда, рассмотрев дело по заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Калокуцкого Д.Е. об оспаривании действий начальника отдела ФГУ "<данные изъяты>", связанных с исключением заявителя из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Калокуцкий проходит военную службу в войсковой части №.
17 октября 2011 года заявитель заключил контракт о прохождении военной службы до 16 октября 2016 года.
10 марта 2012 года заявитель получил письмо от начальника ФГУ "<данные изъяты> из которого усматривалось, что Калокуцкий не включен в базу учёта военнослужащих, нуждающихся в получении служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы из специализированного фонда МО РФ, поскольку заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года.
При этом в указанном документе заявителю было предложено для включения в указанные списки подать документы, согласно приложенному перечню.
Полагая, что его права и законные интересы нарушены заявитель обратился в суд и просил признать вышеуказанные действия должностного лица неправомерными и возложить на него обязанность восстановить Калокуцкого в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы с 22 декабря 1999 года.
Исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из исследованного в судебном заседании послужного списка заявителя, последний проходит военную службу с 1991 года, в том числе на офицерских должностях с 30 ноября 1995 года.
Порядок предоставления военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений определяется Инструкцией (Приложением № 2) к Приказу МО РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года (в редакции Приказа МО РФ № 509 от 15 апреля 2011 года).
В пункте 1 данной Инструкции указано, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
При этом согласно ст. 25 ранее действующего Приказа МО РФ № 80 от 15 февраля 2000 года военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечиваются служебными жилыми помещениями, признаются нуждающимися в получении служебных жилых помещений по основаниям, определенным указанным Федеральным законом.
Военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма, признаются нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, определенным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и указанным Федеральным законом. Для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи указанных военнослужащих применяются учетные нормы площади жилого помещения, установленные по месту их жительства органами местного самоуправления.
Согласно ст. 26 Приказа МО РФ № 80 от 15 февраля 2000 года учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений.
Помимо этого п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
При этом согласно ст. 23 указанного нормативного акта военнослужащие общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона, то есть за счет средств федерального бюджета.
Из анализа совокупности указанных выше правовых норм видно, что заявитель, заключивший первый контракт до 1 января 1998 года, имеет право на получение жилого помещения на общих основаниях, однако это не лишает его права на обеспечение служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы, поскольку Калокуцким заключен контракт о прохождении военной службы до 16 октября 2016 года, а, следовательно, последний должен быть обеспечен жилым помещением по месту прохождения военной службы.
При этом вопрос об обеспеченности жилым помещением по договору социального найма решается самим военнослужащим при увольнении его с военной службы и избранием им своего местожительства.
Помимо этого, из исследованной в судебном заседании поквартирной карточки, справки № № от 27 марта 2012 года усматривается, что заявитель проживает в однокомнатной квартире жилой площадью <данные изъяты> кв. м на состав семьи <данные изъяты> человека.
Решением Городской Думы Петропавловск - Камчатского городского округа от 17 мая 2006 года № № определена учетная норма, согласно которой нуждающимися в получении жилых помещений, признаются граждане, имеющие на одного человека - 13,0 квадратных метра и менее общей площади или 7,5 квадратных метра и менее жилой площади.
Кроме того, из исследованного в суде ответа начальника ФГУ "<данные изъяты>" № № от 5 марта 2012 года видно, что единственным основанием не включения заявителя в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы является факт заключения им первого контракта до 1 января 1998 года, что с учетом вышеприведенных норм права, не может быть судом признано правомерным.
То есть, по мнению суда, государство, в лице командира войсковой части №, не может заключить с военнослужащим контракт на прохождение военной службы, и в тоже время отказать ему, в лице начальника ФГУ "<данные изъяты>", в предоставлении служебного жилого помещения именно по месту прохождения военной службы.
Помимо этого, служебное жилое помещение по окончанию военной службы и после получения жилого помещения по избранному местожительству, подлежит обязательной сдачи в установленном порядке.
Кроме того, суд также считает, что включение заявителя в указанные списки только после предоставления им документов, указанных в ответе начальника ФГУ "<данные изъяты>" № № от 5 марта 2012 года безусловно нарушает права заявителя в очередности получения служебного жилого помещения, поскольку из исследованного в суде списка нуждающихся в улучшении жилищных условий войсковой части № по состоянию на 3 марта 2011 года усматривается, что заявитель признан таковым 22 декабря 1999 года.
Помимо этого должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям должностных лиц, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость издаваемых нормативных актов с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть, в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано, в противном случае отсутствие правовой определенности сделает бессмысленным само понятие правового регулирования, издание законов, в том числе и по порядку обеспечения военнослужащих жилыми помещениями по месту прохождения военной службы.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление Калокуцкого Д.Е. об оспаривании действий начальника отдела ФГУ "<данные изъяты>", связанных с исключением заявителя из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы – удовлетворить.
Признать действия начальника отдела ФГУ "<данные изъяты>", связанные с исключением заявителя из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы – неправомерными.
Обязать начальника отдела ФГУ "<данные изъяты>" восстановить Калокуцкого Д.Е. в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы с 22 декабря 1999 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Председательствующий по делу
Р.В.Дедов