Дело № 2-1931/2024 УИД 22RS0067-01-2024-005163-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2024 года г. Барнаул
председательствующего судьи Гладышевой Э.А.,
при секретаре Демьяновской К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потребительского газово-эксплуатационного кооператива «Надежда» к Янчесовой Алфие Григорьевне, Галеутдиновой Марине Григорьевне, Чирковскому Владимиру Николаевичу, Пильф Ирине Анатольевне, Котевой Галине Васильевне, Шипулииной Елене Витальевне, Астраханцевой Ольге Дмитриевне, Саламенниковой Снежанне Евгеньевне, Кофановой Вере Ивановне, Лесняк Ларисе Валерьевне о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Потребительский газово-эксплуатационный кооператив «Надежда» обратился в суд с иском к ответчикам Янчесовой А.Г., Галеутдиновой М.Г., Чирковскому В.Н., Пильф И.А., Котевой Г.В., Шипулиной Е.В., Астраханцевой О.Д., Саламенниковой С.Е., Кофановой В.И., Лесняк Л.В. о взыскании неосновательного обогащения в размере по 96000 руб. с каждого из ответчиков.
В обоснование исковых требований указывает на следующие доводы и обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован потребительский газо-эксплуатационный кооператив «НАДЕЖДА» (далее по тексту ПГЭК). Председателем правления по протоколу общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ избрана ФИО6 (этим же протоколом принято решение о создании ПГЭК), которая первоначально по протоколу собрания №-А от ДД.ММ.ГГГГ выступала как ответственный застройщиков и заказчик строительства газопровода (в периметре улиц: Володарского, Бульвар 9 января, <адрес>, пер. Нефтяной) до объединения местных жителей в ПГЭК, также протоколом утвержден устав кооператива, согласно которому граждане - члены кооператива, а также граждане (не члены кооператива), использующие газопровод, обязаны нести расходы за использование газопровода и на его содержание.
Согласно п.1.4, п.1.5, п. 5.1.7 Устава, ПГЭК является некоммерческой организацией, созданной на принципах самофинансирования, с целью удовлетворения потребностей членов ПГЭК, не членов кооператива в газификации жилых домов, усадебных построек, строений, сооружений, иных объектов капитального строительства. При этом источниками формирования имущества являются средства ПГЭК: вступительные взносы членов кооператива; паевые (долевые) взносы членов ПГЭК, оплаты технологического присоединения к газопроводу низкого давления собственников, не являющихся членами ПГЭК, с учетом инфляции и эксплуатационной организации и т.д. (п. 3.2. Устава). Указанные положения Устава свидетельствуют, что кооператив создан для удовлетворения интересов неограниченного круга лиц, которые вступят в члены кооператива с соблюдением требований Устава о внесении паевых взносов, либо лиц, которые впоследствии исключатся из членов кооператива, но сохранят возможность использования его имущества при условии несения ими обязанности по внесению взносов на содержание газопровода, а также лиц, не являющихся членами ПГЭК, но эксплуатирующие газовую сеть по прямому назначению (п.5.1.7. Устава).
Кроме того, данным Протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден размер взноса 96000 руб., как условие допуска для члена кооператива к использованию газопровода. Указанный взнос был определен с учетом всех затрат, понесенных за период строительства газопровода, оформленных Протоколом № от 01.11.2015г. о расходах, итоговой стоимости газопровода.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ПГЭК на объект недвижимости: распределительный газопровод для снабжения жилых домов в границах улиц Володарского, б-ра 9 Января, <адрес> <адрес>) протяженностью 5908 м.
ДД.ММ.ГГГГ между ПГЭК и ООО ИФК «РусьЭнерго» (далее по тексту ИФК) заключен договор аренды имущества, согласно п.1.1, п 1.2 которого ПГЭК обязуется предоставить во временное владение и пользование ООО «ИФК «РусьЭнерго» газопровод для транспортировки природного газа потребителям (далее по тексту - договор аренды газопровода). Необходимость включения указанного договора аренды была вызвана отсутствием у ПГЭК лицензии на эксплуатацию газопровода, т.к. в соответствии с п. 5 Приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты «Сеть газораспределения», «Сеть газопотребления», должны иметь лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, с правом выполнения работ по транспортированию опасных веществ. Согласно указанного договора ПГЭК имеет статус «Арендодатель», ИФК имеет статус «Арендатор».
Пунктом 5.1.2, договора закреплено, что Арендатор действия по выдаче технических условий по подключению к сети газораспределения, а также внесению изменений в технические условия в части установления дополнительного оборудования, изменения объема потребляемого газа выполняет с письменного разрешения Арендодателя (согласие кооператива). Пункт 5.3.1 договора аренды закрепляет именно право кооператива выдать согласие на подключение к газораспределительной сети. Пунктом 4.1 договора наложен запрет для ООО «ИФК «РусьЭнерго» по предоставлению газопровода в безвозмездное пользование.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ПГЭК от ИФК поступило письмо исх.960/1 «О направлении информации» с приложением образца уведомления. Согласно письму ИФК до ПГЭК доводится, что с 18.10.2021г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее по тексту Правила №). Руководствуясь указанными Правилами подключения, ИФК извещает, что ПГЭК выступает основным абонентом для объектов капитального строительства, подключающихся от газопровода, и ПГЭК не вправе препятствовать подключению к газопроводу. ПГЭК пытался в досудебном порядке урегулировать сложившиеся разногласия с ИФК.
По позиции ПГЭК на лиц, желающих подключиться к газопроводу, распространяется, прежде всего, действие законодательства о потребительской кооперации (Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 N 3085-1) и положения Устава ПГЭК.
Так при подключении к газопроводу ПГЭК необходимо учитывать особенности организационно-правовой формы юридического лица, а именно, что ПГЭК - это потребительский кооператив, представляющий собой добровольное объединение граждан (и/или юридических лиц) в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей в газоснабжении, и интересы отдельных лиц, желающих бесплатно использовать газопровод, не могут быть противопоставлены группе лиц свыше 200 чел., которые изначально за счет личных средств понесли затраты на его строительство, а в текущем периоде несут затраты на его содержание. ПГЭК в ИФК был направлен проект трехстороннего соглашения. Трехстороннее соглашение в своем содержании учитывало права и интересы заявителя как собственника домовладения, права и интересы ИФК, как исполнителя заявки, права и интересы ПГЭК, как собственника газопровода, было обосновано нормами ГК РФ и законодательством о потребительской кооперации с соблюдением интересов всех членов кооператива. От ИФК в ПГЭК поступил отказ от исполнения трехстороннего соглашения, как нарушающего, по позиции ИФК, требования антимонопольного законодательства. Жители, не являющиеся членами кооператива, в нарушение законодательства о кооперации, положений Устава, как следствие, в отсутствие заключенного договора на право пользования и технического обслуживания газопровода, устанавливающего существенные условия допуска граждан (не являющихся членами кооператива) к пользованию газопроводом, а именно внесения обязательного единовременного взноса, ежемесячного взноса, и как следствие, в отсутствие согласия кооператива на подключение к газораспределительной сети - заключают договоры с ИФК на технологическое присоединение к газопроводу ПГЭК. По поступившим заявкам жителей на технологическое присоединение ИФК до заключения договора технологическом присоединении определенного объекта капитального строительства к газопроводу ПГЭК стало направлять в адрес ПГЭК запросы (уведомления). Согласно запросам - ИФК с указанием конкретного адреса подключения объекта капитального строительства (но в отсутствии сведении о собственнике объекта) уведомляет ПГЭК об изменении действующего законодательства, принятии новых Правил подключения и ставит в известность, что отсутствие согласия ПГЭК не является препятствием к проведению мероприятий по догазификации объекта заявителя. Распространение ИФК сведений о возможности бесплатной догазификации, но без разъяснения лицам нюансов о необходимости соблюдению прав ПГЭК, членов кооператива, лиц, не являющихся членами ПГЭК, но несущими бремя содержания газопровода и т.п. явилось следствием того, что граждане, выступающие ответчиками по настоящему иску, заинтересованные в догазификации своих объектов капитального строительства в отсутствие заключенного договора на право пользования и технического обслуживания газопровода стали фактически в одностороннем порядке присоединяться к газопроводу «Распределительный газопровод для снабжения жилых домов в границах улиц Володарского, б-ра 9 января, <адрес>, <адрес>) протяженностью 5908 м».
В период 2023 г. в адрес ПГЭК от ИФК поступил запрос о выдаче согласия для подключения объекта капитального строительства по адресам: <адрес>.
Действуя подобным образом, а именно присоединяясь к газопроводу без согласования условий присоединения с ПГЭК, последующего пользования указанным имуществом, не неся фактически никаких затрат по содержанию газопровода, ответчики нарушают нормы Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», положения п. 5.1.3 Устава, и как следствие, нарушают права всех лиц, которые пользуясь газопроводом, добросовестно несут бремя по его содержанию.
Актами ПГЭК официально были зафиксированы факты подключения домовладений по вышеуказанным адресам. Собственники домовладений по указанным адресам права пользования газопроводом не имеют, членами кооператива не являются, в ПГЭК не обращались, взносов не вносили, в строительстве газопровода не участвовали, договор с кооперативом на пользование газопроводом не заключали; право пользования газопроводом для указанных лиц (ответчиков) ПГЭК не согласовывало.
Требование кооператива о возмещении расходов на строительство обусловлено Уставом и решением общего собрания кооператива, которые никем не оспорены и в установленном порядке не отменены. ПГЭК оспаривает факт правомерности совершенного технологического присоединения объектов капитального строительства к газопроводу ПГЭК в отсутствии компенсации расходов на строительство как несоблюдение ответчиками порядка получения согласия на технологическое присоединение к газопроводу.
ДД.ММ.ГГГГ протоколом расширенного собрания уполномоченных ПГЭК принято решение обратиться за судебной защитой и взыскать сумму неосновательного обогащения с каждого лица, подключившегося к газопроводу в нарушение процедуры по согласованию своих действий с ПГЭК, так как меры досудебного урегулирования были все применены при направлении писем ответчикам при обращении в ИФК. На дату подачи иска установлен вступительный взнос в ПГЭК в размере 96 000 руб. В связи с невнесением указанной суммы, но получив право использования газопровода, каждый из ответчиков обогатился на 96 000 руб.
С учетом характера спорных правоотношений к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено ООО «Газпром газораспределение Барнаул».
В судебном заседании представители истца Сидорова Н.Г., Гюнтер Г.А. на заявленных требованиях настаивали по тем же доводам, изложенным в иске и дополнительных письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела.
Ответчики Галеутдинова М.Г., Янчесова А.Г., Соломенникова С.Е., Лесняк Л.В., представитель ответчика Астраханцевой О.Д. – Астраханцева Е.В. возражали против заявленных требований в полном объеме.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
С учетом мнения участников процесса, в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ПГЭК «Надежда» является собственником распределительного газопровода для газоснабжения жилых домов в границах <адрес>, б-ра 9-го Января, <адрес>, общей протяженностью 5908 м, с кадастровым номером 22:63:000000:2015.
Строительство газопровода осуществлялось за счет средств граждан - членов ПГЭК.
На основании договора аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ ПГЭК «Надежда» передал ООО «ИФК «РусьЭнерго» за плату во временное владение и пользование распределительный газопровод для газоснабжения жилых домов в границах <адрес>, пер. Нефтяного <адрес>, для транспортировки природного газа потребителям.
Ответчики, собственники жилых домов по адресам: <адрес>, в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв. постановлением Правительства РФ №1547 от 13.09.2021) обратились в ООО «ИФК «РусьЭнерго» с заявкой по программе газификации.
Согласно ответа ООО «ИФК «РусьЭнерго» договоры о подключении за плату заключены ООО «ИФК «Русь - Энерго» с Галеутдиновой М.Г. ДД.ММ.ГГГГ; с Астраханцевой О.Д. – ДД.ММ.ГГГГ, с Кофановой В.И. – ДД.ММ.ГГГГ, договоры в рамках догазификации (без взимания платы) заключены с Янчесовой А.Г. Чирковским В.Н., Пильв И.А., Коптевой Г.В., Шипулиной Е.В., Соломенниковой С.Е. и Лесняк Л.В.
Согласно п.2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 договоров с ответчиками ООО «ИФК «РусьЭнерго» обязуется обеспечить разработку проектной документации сети газораспределения до точки (точек) подключения на границе земельного участка заявителя и получить на нее положительное заключение экспертизы. Направить заявителю в течение 5 рабочих дней после окончания разработки проектной документации сети газораспределения информацию о расположении точки (точек) подключения сети газораспределения в случае, если точка подключения не определена в технических условиях; осуществить строительство (реконструкцию) сети газораспределения за границами земельного участка заявителя до точки (точек) подключения.
ООО «ИФК «РусьЭнерго» в соответствии с п. 48 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, направило в адрес ПГЭК «Надежда» запрос на выдачу согласия, указав, что мероприятия, предусмотренные п.48 Правил подключения, носят уведомительный характер и не влияют на порядок и сроки такого подключения.
На основании договоров о подключении (технологическом присоединении), заключенных между каждым из ответчиков, ООО «ИФК «РусьЭнерго» и Единым оператором газификации, жилые дома ответчиков были подключены к сети газораспределения, принадлежащего истцу.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Обращаясь в суд с иском по правилам статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец исходит из того, что, подключив принадлежащий жилой дом к действующему газопроводу, каждый из ответчиков сберег денежные средства при возведении объекта в части, подлежащей отнесению на собственника газифицируемого объекта недвижимости, в связи с чем на стороне ответчика возникло неосновательное сбережение денежных средств за счет истца.
Расчет неосновательного обогащения (96000 руб.), произведен истцом исходя из фактических расходов на строительство газопровода с учетом удорожания за счет инфляционных процессов.
Суд, разрешая заявленные требования, принимает во внимание следующее.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса, независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных правовых норм следует, что по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а также размер неосновательного обогащения, на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014), в целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения.
В предмет доказывания по настоящему делу входят факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для такого приобретения или сбережения; размер неосновательного обогащения.
Возражая относительно заявленных требований, ответчики указали на то, что газификация их жилых домов осуществлялась в рамках программы догазификации, объявленной Президентом Российской Федерации, в связи с чем на их стороне отсутствует неосновательное обогащение.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
В статье 6 указанного Федерального закона определено, что единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности (статья 4 Закона о газоснабжении).
Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» регулирующий правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, утверждение правил технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям относит к полномочиям Правительства Российской Федерации (п. 2 ст. 8).
В пункте 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации 2 мая 2021 г. N Пр-753, Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, публичным акционерным обществом «Газпром» и иными газораспределительными организациями поручено обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения проведение газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определить критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).
Реализуя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 13 сентября 2021 г. N 1547 утвердило Правила, которые определяют порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения (п. 1).
Согласно пункту 2 Правил от 13 сентября 2021 г. N 1547, догазификация - осуществление подключения (технологического присоединения), в том числе фактического присоединения к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, без взимания платы с физических лиц при условии, что в населенном пункте, в котором располагаются домовладения физических лиц, проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа. Подключение (технологическое присоединение) представляет собой совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, осуществления предпринимательской (профессиональной) деятельности (п. 2 Правил). Заявитель - юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, намеренные осуществить или осуществляющие строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения. Исполнитель - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов, газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов. Основной абонент - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.
Согласно пункту 119 Правил от 13 сентября 2021 г. N 1547, в целях подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации заявитель направляет на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявку о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по типовой форме согласно приложению N7 (далее - заявка о догазификации).
Основанием для направления уведомления о невозможности заключения договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по типовой форме согласно приложению N 8 (далее - договор в рамках догазификации) является отсутствие газораспределительных сетей в границах населенного пункта, в котором располагается домовладение заявителя. В иных случаях отказ в заключении договора в рамках догазификации не допускается (п. 120 Правил от 13 сентября 2021 г. N 1547).
Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках данного раздела определяется программой газификации, содержащей мероприятия по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем (п. 121 Правил от 13 сентября 2021 г. N 1547).
Согласно пункту 124 Правил от 13 сентября 2021 г. N 1547 в случае если для подключения заявителя требуется осуществление мероприятий, указанных в пункте 121 данных Правил, исполнитель направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган публичной власти федеральной территории), уполномоченный утверждать программу газификации, предложения по включению указанных мероприятий в программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций с указанием сроков их осуществления (за исключением указания срока для осуществления мероприятий по строительству и (или) реконструкции газотранспортных систем, в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газотранспортных систем). Одновременно исполнитель направляет заявителю уведомление о направлении указанных предложений в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган публичной власти федеральной территории), уполномоченный утверждать программу газификации.
Для определения подлежащего включению в программу газификации срока осуществления мероприятий по строительству и (или) реконструкции газотранспортных систем (в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газотранспортных систем) исполнитель направляет предложения по включению указанных мероприятий в программу газификации организациям - собственникам систем газоснабжения.
Организация - собственник систем газоснабжения в течение 7 рабочих дней с даты получения от исполнителя предложения, указанного в абзаце втором данного пункта, направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган публичной власти федеральной территории), в полномочия которого входит утверждение программы газификации, предложение по сроку осуществления мероприятий по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган публичной власти федеральной территории), в полномочия которого входит утверждение программы газификации, обязан включить указанные в абзацах первом и втором данного пункта предложения исполнителя и организации - собственника систем газоснабжения в программу газификации.
После включения необходимых для подключения заявителя мероприятий в программу газификации исполнитель в соответствии с Правилами направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении. При этом срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) определяется в соответствии с п. 123 указанных Правил.
Согласно п. 3 Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, разработку программ газификации осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2016 г. № 903 «О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций» Правительством Алтайского края утверждена региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Алтайского края. Сроки реализации региональной программы – 2022-2031 г.г. с учетом ежегодного планирования мероприятий по газификации.
Финансирование программы осуществляется за счет средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований в рамках государственной программы Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами», специальной надбавки к тарифу на услуги по транспортировке природного газа, внебюджетных источников.
Объемы финансирования региональной программы газификации по всем источникам носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов на соответствующий год. Ресурсное обеспечение региональной программы подлежит корректировке по мере изменения макроэкономических параметров (индикаторы состояния экономики, состояние краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников финансирования) и в соответствии с результатами исполнения по итогам каждого года. При определении источников и объемов финансирования учитывается условие финансирования строительства межпоселковых и внутрипоселковых распределительных газопроводов высокого и среднего давления за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, в том числе средств ПАО «Газпром». Проектирование и строительство газопроводов внутреннего газоснабжения жилых помещений осуществляются за счет средств населения.
Согласно п. 3(1) Правил № реализацию программ газификации осуществляет единый оператор газификации (региональный оператор газификации) совместно с газораспределительными организациями.
Любой заявитель, который соответствует критериям догазификации, установленным Правилами №, имеет право на подключение домовладения к сети газораспределения в рамках догазификации.
Ответчики, являясь физическими лицами и осуществляя правомочия собственников объектов недвижимости, расположенных на территории г. Барнаула, изъявили желание участвовать в программе социальной догазификации и подали заявки с необходимым пакетом документов.
Таким образом, ответчики, согласно Правилам №, имеют статус Заявителя, который имеет на праве собственности индивидуальный жилой дом в границах газифицированного населенного пункта и намеревается использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, а значит стоимость технологического присоединения до границ его земельного участка, как и затраты на строительство газопровода на любое расстояние, равны нулю.
Исполнителем по подключению домовладения ответчика к сети газораспределения является газораспределительная организация - ООО «ИФК «РусьЭнерго». Между ответчиками и ООО «ИФК «РусьЭнерго» заключены договоры о подключении в рамках догазификации.
Пунктом 30 Правил 1547 установлено, что именно Исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам», а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.
Пунктом 41 Правил 1547 закреплено, что именно исполнитель определяет технические условия, которые согласно пп д. п. 42 Правил 1547 прилагаются к договору о подключении и содержат информацию о точке подключения.
Таким образом, сам Заявитель не участвует в процессе организации подключения по программе догазификации, не определяет способ подключения, в том числе, не определяет газопровод, через который будет осуществляться поставка газа к домовладению.
При этом, в соответствии с п. 48 Правил от 13 сентября 2021 г. № 1547, в случае, если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.
Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.
Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.
В соответствии с ч. 3 ст. 27 Закона о газоснабжении юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
Кроме того, пунктом 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1370 предусмотрено, что поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на её соответствующих участках. Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям).
Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации.
Таким образом, газопровод Основного абонента относится к имуществу, в отношении которого действует специальный правовой режим, обусловленный его функциональным назначением, в связи с чем, правомочия собственника указанного имущества ограничены в законодательном порядке.
Кроме того, согласно п. 62 Правил Заявитель несет имущественную и эксплуатационную ответственность в границах собственного земельного участка, Исполнитель несет имущественную и эксплуатационную ответственность до границ земельного участка Заявителя, кроме случая, указанного в пункте 90 настоящих Правил.
В соответствии с абз. 1-2 п.1 ст.23.2 Закона о газоснабжении, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение, подлежат государственному регулированию.
В составе расходов газораспределительной организации для расчета размера платы за технологическое присоединение и (или) размера стандартизированных тарифных ставок не учитываются затраты на компенсацию затрат правообладателей газопроводов-источников (основных абонентов) по строительству и эксплуатации газопроводов-источников (пункт 8 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных Приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ №).
Технологическая специфика газоснабжения обусловлена значительной удаленностью мест добычи природного газа от конечных потребителей. Транспортировка газа от места добычи газа до конечного потребителя осуществляется через систему последовательно присоединенных газопроводов и сооружений, принадлежащих разным собственникам, каждый из которых понес затраты на строительство объекта газоснабжения и продолжает нести расходы на поддержание его работоспособного и безопасного состояния.
При обычном правовом регулировании сферы газоснабжения, подключение каждого нового потребителя могло бы повлечь претензии от всех собственников системы газоснабжения о компенсации своих затрат к каждому из новых потребителей.
С учетом указанных обстоятельств, для организаций, входящих в федеральную систему газоснабжения, действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, установленные Законом о газоснабжении, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях для расчетов между сторонами за оказанные услуги применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно ст. 4, 6, 23 Закона о газоснабжении и п. 4, 12 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям подлежат государственному регулированию.
Принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории Российской Федерации определены Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 15 декабря 2009 г. № 411-э/7.
В соответствии с п. 4 указанных Методических указаний Федеральной службой по тарифам утверждаются тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для организаций, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети.
Расчет розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется из региональной составляющей розничной цены на газ, которая определяется исходя из установленных ФСТ России тарифов на услуги по транспортировке газа (пункты 10, 11,15 данных Методических указаний).
В соответствии с пунктами 8, 31 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с указанными Правилами.
Условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами.
С учетом приведенных выше положений, истец входит в систему газоснабжения в силу принадлежности ему на праве собственности газопровода.
Кроме того, исходя из закрепленных в ст. 5 Закона о газоснабжении принципов единых правовых основ формирования рынка и ценовой политики для всех собственников газораспределительных систем, выручка Истца от использования объектов газоснабжения должна определяться исходя из регулируемого тарифа. Иное означало бы возможность получить плату за пользование газораспределительными сетями и компенсировать затраты на их содержание и эксплуатацию в обход действующего законодательства. Данное право может быть реализовано путем обращения в уполномоченный орган для установления тарифа по транспортировке газа по его объекту, оказания услуг по транспортировке и получения за это платы по утвержденному тарифу, либо путем передачи газопровода в аренду профессиональному участнику. Истец воспользовался своим правом и на основании договора аренды в 2017 г. передал свой объект газораспределения газораспределительной организации - ООО «ИФК «РусьЭнерго» на возмездной основе.
Таким образом, в силу ст. 210, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник самостоятельно несет расходы при создании имущества и бремя содержания. В рассматриваемом случае истец самостоятельно распоряжается получаемыми от сдачи в аренду доходами, не распределяя их лицам, домовладения которых подключены к сети газораспределения.
Таким образом, действующее законодательство прямо не устанавливает, на каких условиях основной абонент должен предоставить лицу, имеющему намерение газифицировать принадлежащий ему объект, согласие на подключение к принадлежащим основному абоненту сетям газоснабжения, какие-либо тарифы (плата) за выдачу основным абонентом согласия на подключение к принадлежащим ему сетям газоснабжения в настоящее время не утверждены, правовое регулирование сферы газоснабжения не предусматривает какой-либо порядок компенсации затрат владельцам газораспределительных сетей, газопроводов и иного, связанного с ними газораспределительного оборудования, по созданию этих сетей, газопроводов, а также по их использованию при дальнейшей транспортировке газа, помимо включения в регулируемые государством в лице уполномоченных органов тарифы на транспортировку газа, также не исключено заключение договоров аренды, что в рассматриваемом случае реализовано собственником.
Также действующее законодательство в сфере газоснабжения не обязывает физических лиц за свой счет осуществлять строительство газораспределительных сетей, ПГЭК по желанию и собственной воле выступило заказчиком строительства газопровода в бытовых целях, для газоснабжения жилых домов.
При этом, Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ не связывает безусловное право граждан получить возможность подключения своего дома к источнику газоснабжения с какой-либо обязанностью по компенсации затрат на строительство газопровода его собственнику.
Получение собственником газораспределительной сети платы за пользование газораспределительной сетью вне устанавливаемого государственного регулирования тарифов будет означать получение таким собственником доходов от использования газораспределительной сети в обход требований действующего законодательства, что является недопустимым.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что у истца отсутствуют правовые основания для взыскания неосновательного обогащения с ответчиков.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Потребительского газово-эксплуатационного кооператива «Надежда» оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Э.А. Гладышева
Мотивированное решение суда
составлено ДД.ММ.ГГГГ