Решение по делу № 2а-357/2019 от 10.09.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Светлый        08 октября 2019 года

Светловский городской суд Калининградской области в составе

председательствующего судьи Авдеевой Т.Н.

при секретаре Кузьминой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «РемЖилФонд» об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя,

УСТАНОВИЛ:

      Общество с ограниченной ответственностью «РемЖилФонд» (далее - административный истец, ООО «РемЖилФонд») 10 сентября 2019 года обратилось в суд с названным иском, указав, что «12» августа 2019 года судебным приставом-исполнителем Злобиной J1.H. было возбуждено исполнительное производство -ИП на основании акта по делу об административном правонарушении (3) № от 26.04.2019г., выданный органом: ЦАФАП БДД ГИБДД У МВД России по Калининградской области (Код по ОКОГУ 1310500) по делу от 03.06.2019г. Постановление о возбуждении исполнительного производства - ИП было получено представителями организации ООО «РемЖилФонд» 30.08.2019г., о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 23834038016457. Лишив возможности ООО «РемЖилФонд» добровольно исполнить требования и произвести оплату в установленный законом срок, судебный пристав Злобина Л.Н. арестовала денежные средства на счетах ООО «РемЖилФонд», 26.08.2019г. взыскала денежные средства по исполнительному производству -ИП в размере 500 (пятьсот) рублей, 26 августа 2019 года вынесла Постановление о взыскании с Должника исполнительского сбора в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей, которое до настоящего времени ООО «РемЖилФонд» не получено, 02 сентября 2019 года взыскала денежные средства согласно инкассовому поручению.

      Административный истец указывает, что действия судебного пристава-исполнителя не соответствуют требованиям и нарушают права и законные интересы ООО «РемЖилФонд», противоречат положениям ст.80, 81, 121, п.1 ст.105, а также ч.11 12 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и просит суд признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП Светловского городского округа Злобиной JI.H. по наложению ареста на расчетный счет ООО «РемЖилФонд» и списанию денежных средств по исполнительному производству -ИП от 12.08.2019 года, а также исполнительному производству о взыскании с Должника исполнительского сбора в размере 10 000 ( десять тысяч) рублей и обязать ОСП Светловского городского округа вернуть на расчетный счет ООО «РемЖилФонд» денежную сумму в размере 10 500 рублей, установив срок добровольной оплаты для погашения имеющейся перед ГИБДД УМВД России по Калининградской области задолженности.

      В судебном заседании представитель административного истца ООО «РемЖилФонд» по доверенности Сальникова Е.А. доводы административного искового заявления поддержала в полном объеме по изложенным основаниям, требования уточнила, просила признать незаконным постановление от 23 августа 2019 года о взыскании исполнительского сбора. Дополнительно пояснила, что в настоящее время арест с расчетного счета снят, в связи с чем в данной части она требования не поддерживает. Поскольку административный штраф в размере 500 рублей списан с расчетного счета ООО «РемЖилФонд» в инкассовом порядке, необходимости в установлении срока для добровольного исполнения административного наказания нет. Также Сальникова Е.А. дополнила, что о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора стало известно 02 сентября 2019 года в момент инкассового списания денежных средств со счета, в связи с чем срок обжалования организацией не пропущен.

      В судебном заседании административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП СГО Злобина Л.Н. просила в административном иске отказать. Суду дополнительно пояснила, что о возбуждении исполнительного производства о взыскании административного штрафа уведомляли бухгалтера ООО «РемЖилФонд» по телефону 12 августа 2019 года, однако в связи с бездействием организации было принято решение о взыскании исполнительского сбора.

      В судебном заседании представитель ОСП СГО Соколова М.А. доводы Злобиной М.А. поддержала, просила в административном иске отказать. Решение о взыскании исполнительского сбора было принято судебным приставом с учетом срока устного уведомления ООО «РемЖилФонд» и спустя установленный срок для добровольного исполнения исполнительного документа.

      Допрошенная в судебном заседании ФИО11., главный бухгалтер ООО «РемЖилФонд» подтвердила суду, что в ходе устной беседы с и.о.начальника ОСП Иванчиной И.А. ей стало известно о возбуждении исполнительного производства по взысканию административных штрафов, однако, само постановление о возбуждении ИП было получено 30 августа 2019 года, к тому времени штраф был списан инкассово, а 02 сентября 2019 года был списан инкассовым поручением и исполнительский сбор. В настоящее время арест с расчетного счета организации снят.

       Выслушав пояснения явившихся сторон и их представителей, изучив имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к следующему.

      Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

      Судом установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.

      Постановлением судебного пристава-исполнителя от 12 августа 2019 года на основании Акта по делу об административном правонарушении от 26.04.2019 года, возбуждено исполнительное производство N -ИП в отношении ООО «РемЖилФонд» о взыскании административного штрафа в размере 500 рублей, предоставлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней.

      23 августа 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП СГО Злобиной Л.Н. вынесено постановление N о взыскании с ООО "РемЖилФонд" исполнительского сбора в размере 10 000 рублей в связи с неисполнением требования исполнительного документа в добровольном порядке.

      Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

      В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.

      В силу частей 1 и 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

     Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, регламентированы статьей 30 поименованного Закона, которой установлено что, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, и направляет копию этого постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 11 и 17 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

     Исходя из положений части 12 статьи 30 приведенного Федерального закона, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

      Таким образом, законодательство связывает начало течения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

      В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

      Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.

      Из системного анализа приведенных положений закона следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор может быть наложен за неисполнение требований исполнительного документа исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но в случаях, когда такое исполнение не произведено.

      В Методических рекомендациях о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 8 июля 2014 года N 0001/16, содержится указание о том, что в силу требований Федерального закона "Об исполнительном производстве" для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:

      - истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; - документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; - требования исполнительного документа должником не исполнены; - должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (пункт 2.1).

      Пунктом 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП N 682 от 10 декабря 2010 года, предусмотрено, что постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату.

      Аналогичные разъяснения даны в пункте 2.4.2 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Министерства Юстиции Российской Федерации от 8 июля 2014 года N 0001/16.

      Согласно пункту 2.4.1 указанных Методических рекомендаций уведомление должника о возбуждении в отношении его исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.

      Из указанного следует, что судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, при наличии сведений о вручении должнику постановления о возбуждении исполнительного производства.

      Между тем материалы настоящего административного дела не содержат доказательств получения административным истцом (ООО «РемЖилФонд») постановления о возбуждении исполнительного производства о взыскании административного штрафа в размере 500 рублей от 12.08.2019 года ранее даты вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

      Из материалов исполнительного производства следует, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства -Ип в адрес ООО "РемЖилФонд" от 12.08.2019 года была направлена заказной почтой с уведомление и согласно данным об отслеживании отправления (23834038016457) получено 30 августа 2019 года.

      Материалы исполнительного производства -ИП не содержат каких-либо достоверных сведений, свидетельствующих о том, что должнику ООО "РемЖилФонд" было вручено постановление о возбужденном в отношении него исполнительном производстве иным способом и в иную дату.

      Отсутствие у судебного пристава-исполнителя достоверных данных о том, что должником получено постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором указан срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, исключало возможность применения к должнику санкции в виде взыскания исполнительского сбора.

      Кроме того, согласно пункту 3.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора в мотивировочной части постановления о взыскании исполнительского сбора указываются дата получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения.

      В постановлении о взыскании исполнительского сбора от 23 августа 2019 года не указана дата получения ООО "РемЖилФонд" постановления о возбуждении исполнительного производства.

      При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у судебного пристава-исполнителя ОСП Светловского городского округа Злобиной Л.Н. отсутствовали основания для вынесения 23 августа 2019 года постановления о взыскании с должника ООО "РемЖилФонд" исполнительского сбора в размере 10 000 рублей, поскольку в материалы дела не представлено доказательств вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства -Ип от 12.08.2019 года, в котором указан срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, к моменту принятия решения о взыскании исполнительского сбора. В связи с указанным, постановление от 23 августа 2019 года о взыскании исполнительского сбора признается судом незаконным.

      Исходя из изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 226 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

       Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «РемЖилФонд» удовлетворить.

      Постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Светловского городского округа УФССП России по Калининградской области Злобиной Л.Н. от 23 августа 2019 года о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «РемЖилФонд» исполнительского сбора в размере 10000 рублей по исполнительному производству -ИП признать незаконными.

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

       Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2019 года.

       Судья Светловского городского суда подпись Т.Н. Авдеева

2а-357/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "РемЖилФонд"
Ответчики
СПИ ОСП Светловского ГО Злобина Л.Н.
Другие
Саликова Елена Аркадьевна
Суд
Светловский городской суд Калининградской области
Судья
Авдеева Т.Н.
Дело на сайте суда
svetlovsky.kln.sudrf.ru
01.04.2020Регистрация административного искового заявления
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее