1 инстанция – судья Прохорчук О.В.
2 инстанция – судьи Козуб Е.В.(докл.), Устинов О.И., Радовиль В.Л.
№ 44г-11/2017
Постановление
Президиума Севастопольского городского суда
г. Севастополь 29 марта 2017 года
Президиум Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Золотых В.В.,
членов президиума Колбиной Т.П., Володиной Л.В., Бабича В.В.
рассмотрев гражданское дело по иску Шапталы С.Н. к УМВД России по г. Севастополю, третье лицо УМВД России по Тамбовской области об обязании совершить определенные действия,
переданное в суд кассационной инстанции на основании определения судьи Севастопольского городского суда Колбиной Т.П. от 16 марта 2017 года, вынесенного по кассационной жалобе представителя Управления Министерства внутренних дел России по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 15 июня 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06 октября 2016 года,
Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Колбиной Т.П.,
установил:
Шаптала С.Н. обратился с иском к Управлению МВД России по г. Севастополю, просил признать за ним право на зачисление в выслугу лет льготного стажа службы в подразделениях по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел в период с 19 ноября 2001 года по 22 октября 2003 года и с 13 октября 2004 года по 14 апреля 2010 года, установить выслугу лет по состоянию на 12 марта 2015 года в календарном исчислении 18 лет 01 месяц 22 дня, в льготном исчислении 20 лет 07 месяцев 14 дней, обязать УМВД России по г. Севастополю назначить ему пенсию за выслугу лет с 21 декабря 2015 года.
Требования мотивированы тем, что в период с 05 августа 1996 года по 26 марта 2014 года истец проходил службу в органах внутренних дел Украины. Выслуга лет на момент увольнения составила в календарном исчислении 17 лет 07 месяцев 21 день, в льготном исчислении - 23 года 01 месяц 29 дней. В период с 11 сентября 2014 года по 12 марта 2015 года он проходил службу в органах внутренних дел России. После увольнения из органов внутренних дел и переезда на постоянное место жительства в город Севастополь он обратился в отдел финансового обеспечения УМВД России по г. Севастополю с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет. Однако, в назначении пенсии ему было отказано по тем основаниям, что он не относится к категории граждан, перечисленных в Федеральном законе № 398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», правовых оснований для назначения пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не имеется.
Считает незаконным такой отказ, поскольку согласно расчетам периодов его службы, в выслугу лет в календарном и льготном исчислениях, в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941, выслуга лет по состоянию на 12 марта 2015 составляет в календарном исчислении 18 лет 01 месяц 22 дня. Льготная выслуга лет составляет 02 года 05 месяцев 22 дня. Таким образом, выслуга лет, необходимая для назначения пенсии по выслуге лет в льготном исчислении составляет 20 лет 07 месяцев 14 дней.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 15 июня 2016 года исковые требования удовлетворены. Признано за Шаптала С.Н., 30.08.1979 года рождения, право на зачисление в выслугу лет льготного стажа службы в подразделениях по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел в период с 19 ноября 2001 года по 22 октября 2003 года и в период с 13 октября 2004 года по 14 апреля 2010 года. Установлена Шаптала С.Н. выслуга лет по состоянию на 12 марта 2015 года: в календарном исчислении – 18 лет 01 месяц 22 дня; в льготном исчислении – 20 лет 07 месяцев 14 дней. Суд обязал УМВД России по г.Севастополю назначить Шаптале С.Н. пенсию за выслугу лет с учетом наличия льготного стажа в количестве 2 лет 05 месяцев 22 дней с 21 декабря 2015 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06 октября 2016 года решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 15 июня 2016 года оставлено без изменения.
УМВД России по г. Севастополю обратилось с кассационной жалобой в Севастопольский городской суд, в которой ставит вопрос об отмене постановленных решений, просит принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Оспаривая законность и обоснованность судебного решения, ответчик в кассационной жалобе ссылается на существенное нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Определением судьи Севастопольского городского суда от 16 февраля 2017 года дело истребовано из Ленинского районного суда г. Севастополя, 28 февраля 2017 года дело поступило в адрес суда.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы кассационных жалоб, президиум Севастопольского городского суда находит жалобы подлежащими удовлетворению.
Согласно статьи 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также охраняемых законом публичных интересов.
При вынесении обжалуемого судебного постановления такие нарушения норм процессуального права были допущены судом апелляционной инстанций.
Судом установлено, что Шаптала С.Н. в период времени с 05.08.1996 года по 26.03.2014 года проходил службу в органах внутренних дел Украины.
Приказом начальника ГУМВД Украины в Харьковской области от ДД.ММ.ГГГГ года № Шаптала С.Н. уволен согласно Положению о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Украины в запас Вооруженных Сил Украины по ст. 64 п. ж (по собственному желанию).
Выслуга лет Шаптала С.Н. на момент увольнения 26.03.2014 составила: в календарном исчислении – 17 лет 07 месяцев 21 день, в льготном исчислении – 23 года 01 месяц 29 дней, что подтверждается справкой о выслуге лет, находящейся в материалах личного дела Шаптала С.Н. в УМВД России по Тамбовской области.
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации, выданного органами Федеральной миграционной службы, Шаптала С.Н. с 26.03.2014 года является гражданином Российской Федерации.
В соответствии с приказом по личному составу № № от ДД.ММ.ГГГГ истец был назначен на должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам отделения координации деятельности органов внутренних дел по розыску лиц управления уголовного розыска УМВД России по Тамбовской области.
Приказом по личному составу УМВД России по Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ года с Шаптала С.Н. расторгнут контракт и он уволен из органов внутренних дел 12.03.2015 года на основании пункта 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по инициативе сотрудника).
После увольнения из органов внутренних дел и переезда на постоянное место жительства в город Севастополь, истец 21.12.2015 года обратился в отдел финансового обеспечения УМВД России по г. Севастополю с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет.
23.12.2015 года за исх. № 3/158200609735з истцу был дан ответ, что он (Шаптала С.Н.) не относится к категории граждан, перечисленных в Федеральном законе № 398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», правовых оснований для назначения пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не имеется.
Удовлетворяя требования истца, признавая за ним право на зачисление в выслугу лет льготного стажа службы в подразделениях по борьбе с организованной преступностью, суд первой инстанции исходил из того, что заявленное истцом требование обоснованно, поскольку Соглашением о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества независимых государств, определено, что не приобретшие права на пенсию за выслугу лет по законодательству государства места прохождения службы на момент увольнения из органов внутренних дел, при переезде на постоянное местожительства в другое государство – участник Соглашения имеют право на первичное назначение пенсии за выслугу лет на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством этого другого государства.
Проверяя законность и обоснованность вынесенного решения, суд апелляционной инстанции согласился с таким выводом суда первой инстанции.
Президиум Севастопольского городского суда находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального права, поскольку принимая решение об удовлетворении исковых требований Шапталы С.Н. о признании за ним права на зачисление в выслугу лет льготного стажа службы в подразделениях по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел, судом не были приняты ко вниманию обстоятельства, имеющие существенное правовое значение для правильного разрешения возникшего спора.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с п. «а» ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 действие настоящего Закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Российская Федерация и Республика Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
В соответствии со статьями 1 и 2 Соглашения от 24 декабря 1993 года «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества независимых государств» определено, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Назначение пенсий производится Стороной, в органах внутренних дел которой сотрудник проходил службу на момент гибели (смерти) или на территории которой проживал пенсионер.
В выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.
Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.
Из содержания приведенных норм следует, что вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, исходя из принципа территориальности, регулируются законодательством государства, на территории которого они проходили службу, уволились и в котором постоянно проживают. Пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному бывшим сотрудником органов внутренних дел месту жительства, допускается только в отношении пенсионера, то есть лица, которому уже ранее до переезда в другое государство назначена и производится выплата пенсии Стороной (государством - участником Соглашения) по месту прохождения службы сотрудником и увольнения с нее. Соглашением от 24 декабря 1993 г. не предусмотрена возможность первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшему сотруднику органов внутренних дел государством, в которое он переехал для постоянного проживания.
Первичное назначение пенсии за выслугу лет должно производиться государством - участником Соглашения по месту прохождения службы и увольнения сотрудника со службы. При изменении постоянного места жительства пенсионером, то есть лицом, которому пенсия за выслугу лет ранее уже была назначена, исчисление пенсии осуществляется по законодательству Стороны (государства-участника Соглашения) по вновь избранному пенсионером месту жительства.
Таким образом, пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов внутренних дел других государств - участников Содружества Независимых Государств, переехавших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации, осуществляется в том случае, если они приобрели право на пенсию за выслугу лет на территории одного из государств - участников Соглашения и это право ими было реализовано, то есть пенсия им назначена.
Однако, судебные инстанции не учли обстоятельство, что пенсия по месту увольнения со службы в органах внутренних дел на территории Республики Украина Шаптала С.Н. не назначалась, в связи с чем выводы судов о признании за истцом права на пенсию за выслугу лет на условиях и в порядке, предусмотренных Соглашением от 24 декабря 1993 г. и Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, нельзя признать законными.
Пунктами 6-8 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 27.05.2005 г. № 416 (с последующими изменениями) «Об утверждении Инструкции по организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» определено, что пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующими пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы.
Документы для назначения пенсий лицам, уволенным со службы в органах внутренних дел оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы.
Кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении службы, уточняются и подтверждаются периоды службы, подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому пенсию, под роспись. Каждый пункт расчета выслуги лет должен содержать ссылку на соответствующую норму нормативного правового акта. Расчет выслуги лет может быть согласован за три месяца, предшествующие увольнению. При этом кадровым подразделением лицу, оформляемому на пенсию, разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением.
Судами при разрешении заявленных истцом требований не было учтено, что в УМВД России по г. Севастополю Шаптала С.Н. не работал, в трудовых правоотношениях с указанной организацией не состоял. В связи с чем не имеет оснований требовать от указанного органа назначения ему пенсии. Обращался ли Шаптала С.Н. с требованием о назначении ему пенсии в органы внутренних дел по последнему месту службы УМВД России по Тамбовской области судами не установлено.
По изложенным основаниям, Президиум Севастопольского городского суда находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, в связи с чем, решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 15 июня 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06 октября 2016 года подлежат отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум
постановил:
отменить решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 15 июня 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06 октября 2016 года.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении требований Шапталы С.Н. к УМВД России по г. Севастополю, третье лицо УМВД России по Тамбовской области об обязании совершить определенные действия, отказать.
Председательствующий В.В. Золотых