Решение по делу № 2-450/2019 от 16.01.2019

        Дело № 2-450/2019

                                        

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Литвиненко С.К.,

при секретаре Ермаковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи в городе Печоре 29 мая 2019 года дело по иску Караказак А.М. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

    Караказак А.М. обратился в Печорский городской суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда, в обоснование иска указав, что **.**.**. был задержан по обвинению в преступлении, предусмотренном ст.161 ч.1, ст.162 ч.3 УК РФ, 13.12.2016г. Печорским городским судом истцу была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В дальнейшем 15.12.2016г. истец был этапирован спец.вагоном в СИЗО-3 УФСИН России по РК г.Воркуты. Так истец считает, что в период времени с 13.12.2016г. по август 2017г. был подвергнут мучениям, страданиям, жестокому и бесчеловечному, унижающему человеческое достоинство обращению, что является нарушением ст.3 Европейской Конвенции. Истец указывает, что в зале Печорского городского суда при решении вопроса об избрании ему меры пресечения он находился в клетке, 13.12.2016г., а также до вынесения приговора, а именно: 06.02.2017г., в марте, мае и июне 2017г. Истец указывает, что находясь в клетке, ощущал себя как зверь, животное, что является жестоким обращением, за что истец просит взыскать причиненный ему моральный вред в сумме 50 000 рублей. Далее истец указывает, что на протяжении 6 месяцев его перевозили вагоном с ИВС по г.Печоре в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК г.Воркуты путь следования составлял 10 часов, где он содержался в купе, которое было зарешечено, была антисанитария, купе размерами 3м. в длину,1,5м. в ширину, в туалет выводили три раза, вода отсутствовала, было накурено и нечем дышать. Караказак А.М. спал на деревянной кушетке, испытывал боль и ущемленность своих прав, униженность от нечеловеческих условий, за что просит взыскать денежную компенсацию в размере 450 000 рублей.

Истец просит взыскать с ответчика Министерства финансов Российской Федерации причиненный ему моральный вред в общей сумме 500 000 рублей.

04.02.2019г. в Печорский городской суд поступили уточненные исковые требования истца, согласно которым, Караказак А.М. просит кроме компенсации морального вреда в размере 500 000 руб., взыскать также 370 000 руб. за нечеловеческие условия при этапировании 13.09.2018г. в спец.вагоне из ФКУ КП-22 УФСИН России по РК в ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК. При этапировании не выдавался матрац и подушка, приходилось спать на куртке, не было условий для посещения туалета, приходилось справлять нужду в пакет, также он испытывал голод. Таким образом, истец расценивает поезду в спец.вагоне как пытку. Одним из доводов для компенсации морального вреда указывает на нечеловеческие условия при доставлении в спец.машине «буханка» в судебные заседания Печорского городского суда (л.д.20).

20.02.2019г. Караказак А.М. вновь уточнил требования, просил взыскать моральный вред в сумме 385 000 руб. за нечеловеческие условия при этапировании 13.09.2018г. (л.д.42-43).

Судебное заседание проводилось в режиме видеоконференц-связи.

В судебном заседании истец на уточненных требованиях о взыскании компенсации морального вреда за нахождение в клетке залов судебных заседаний в сумме 50 000 рублей; нахождение в спец.вагонах в период этапирования из г.Печоры в г. Воркуту и обратно на протяжении 8 месяцев нахождения под следствием до осуждения в сумме 450 000 рублей; доставление в автомашине «буханка» из ИВС ОМВД России по г. Печоре до здания Печорского городского суда и обратно в сумме 5000 рублей; длительное этапирование в спец.вагоне из ФКУ СИЗО – 3 УФСИН России по РК г. Воркуты в ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК г. Ухты в период времени с 13.09.2018г. по 15.09.2018г. в сумме 385 000 рублей, настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнениях к нему и объяснения, данные в предыдущих судебных заседаниях, поддержал. Всего просит взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 890 000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний России, Министерство внутренних дел Российской Федерации, ОМВД России по г. Печоре, Управление Судебного Департамента в Республике Коми, в качестве третьи лиц: УФСИН России по Республике Коми, Министерство внутренних дел по Республике Коми, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ КП-22 УФСИН России по Республике Коми.

Дело рассматривается в отсутствие Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми (л.д.129), Управления Судебного Департамента в Республике Коми (л.д.128), ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми (л.д.146,147), МВД по Республике Коми (л.д. 151), ФКУ КП-22 УФСИН России по Республике Коми (л.д.130), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, представили отзывы, в которых исковые требования Караказак А.М. не признают в полном объеме, по изложенных в них основаниям (л.д.27-28, 32-33, 35-38, 148-150,174-175). ФКУ Управление конвоирования УФСИН России по Республике Коми также представило отзыв на исковое заявление Караказак А.М. (л.д.92-93), возражают против удовлетворения иска.

Представитель ответчика ОМВД России по г.Печоре, Иванисик А.В., действующая на основании доверенности (л.д.236), требования истца не признала в полном объеме, представила отзыв по существу иска (л.д.221-222). Пояснила, что из материалов дела не усматривается обстоятельств того, что имело место нарушение каких-либо неимущественных прав истца виновными действиями должностных лиц ОМВД России по г.Печоре, истцом в нарушение ст.56 ГПК РФ таких доказательств не представлено. Караказак А.М. содержался в ИВС ОМВД России по г.Печоре в различные периоды с 11.12.2016г. по 13.08.2017г. Во время содержания неоднократно доставлялся в суд для участия в судебных заседаниях, а также до железнодорожной станции при этапировании в СИЗО с использованием специальных транспортных средств. Для перевозки подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по г.Печоре использует служебный транспорт в специальном исполнении для конвойных подразделений. Указанные автомобили изготавливаются на предприятиях, имеющих соответствующие лицензии и одобрения типа ТС, выданные органом по сертификации продукции. Во время конвоирования жалоб со стороны истца на невыносимые условия при перевозке спец.контингента не поступало. Сотрудники конвоя во время перевозки спец.контингента также находятся в кузове спец.автомобиля, то есть в аналогичных условиях. Представитель ответчика также указывает, что перемещение Караказак А.М., содержащегося под стражей, в спец.автомобиле при соблюдении установленных требований само по себе не свидетельствует о применении пыток, жестокого и унижающего достоинства обращения.

В судебном заседании представитель ответчика ФСИН России и третьего лица УФСИН России по Республике Коми Бегман Л.С., действующая на основании доверенностей (л.д.95-96), исковые требования не признала, по изложенным в отзыве основаниям (л.д.185-186).

Заслушав объяснения истца, представителя ответчика ФСИН России и третьего лица УФСИН России по Республике Коми Бегман Л.С., представителя ответчика ОМВД России по г.Печоре, Иванисик А.В. исследовав материалы дела, обозрев материалы уголовного дела №..., суд приходит к следующему.

На основании ст. 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Конвенции oт 04.11.1950 "О защите прав человека и основных свобод", никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу положений п. 1 ст. 8 и ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", каждый имеет право на уважение его личной жизни и право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено людьми, действовавшими в официальном качестве.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", Определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.04.2015 N14-КГ15-1, от имени Российской Федерации по предъявленным к ней искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) должностных лиц или государственных органов в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред, физические или нравственные страдания действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими па принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право автора и другие) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Судом установлено, что приговором Печорского городского суда от **.**.**., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Коми от 08.09.2017г., Караказак А.М. осужден по ****

В настоящее время Караказак А.М. отбывает наказание в ****.

В ходе рассмотрения уголовного дела в Печорском городском суде Караказак А.М. периодически доставлялся в судебные заседания, а именно: **.**.** (л.д.228).

В исковом заявлении истец указывает, что при проведении судебного разбирательства в Печорском городском суде ему были причинены физические и психические страдания, при помещении его в клетку, таким образом, он был психологически отделен от судебного заседания, испытывал моральное давление, психологический дискомфорт и моральные страдания, расценивает это не что иное, как пытку.

В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В связи с этим обязанность доказать факт причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам, а также незаконность действий (бездействия) органа государственной власти, либо его должностного лица, в рассматриваемом случае возлагается на истца, поскольку ответственность в данном случае наступает лишь в результате незаконных действий должностных лиц. Истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями (бездействием) и возникновением у него морального вреда.

В настоящее время при проектировании и строительстве зданий судов общей юрисдикции применению подлежит Свод правил СП 152.13330.2012 «Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования», утвержденный приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 № 111/ГС (далее - СП 152.13330.2012). Однако СП 152.13330.2012 распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий судов общей юрисдикции, при этом в соответствии с пунктом 1.2. СП 152.13330.2012 для реконструируемых зданий настоящий Свод следует использовать по возможности.

В соответствии с п. 8.3 Свода правил по проектированию и строительству СП "Здания судов общей юрисдикции" 31-104-200 в целях обеспечения безопасности в залах судебных заседаний для рассмотрения уголовных дел следует устанавливать металлическую заградительную решетку высотой 220 см, ограждающую с четырех сторон место для размещения подсудимых во время проведения судебных процессов.

Из отзыва ответчика Управления Судебного департамента в Республике Коми следует, что здание Печорского городского суда Республики Коми, **.**.**, оборудовано 4 камерами временного содержания подсудимых общей площадью 15,2 кв.м. (1,45*2,60=3,80 кв.м.; 3,80*4= 15,2 кв.м.). Залы для производства судебных заседаний № 2, 3, 4 оборудованы металлическими клетками размером 2,20*1,10*2,80; зал судебного заседания № 1 оборудован металлической клеткой размером 2,20*1,10*2,88. Площадь одной металлической клетки 2,42 кв.м. При этом, количество лиц, находящихся одновременно в одной металлической клетке, законодательством не установлено (л.д.32-33).

В силу ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Конвенции or 04.11.1950 "О защите прав человека и основных свобод", никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

К бесчеловечному обращению относятся факты преднамеренного причинения человеку реального физического вреда, а равно глубоких физических или психических страданий.

Унижающим достоинство признается обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.Лицам, содержащимся под стражей, не должны причиняться лишения и страдания более тех, которые являются неизбежными при лишении свободы, а их здоровье и благополучие должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" указано, что к "бесчеловечному обращению" относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов, или, когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка уровня страданий осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.

Доводы истца, приведенные им в судебном заседании и изложенные в исковом заявлении, не свидетельствуют о нарушении его неимущественных прав, поскольку указанные помещения в судах общей юрисдикции к местам содержания под стражей не отнесены, а являются частью зданий судов, и лица, находящиеся под стражей, в них не содержатся, а доставляются в здание суда и временно находятся для участия в судебном процессе и других мероприятиях, предусмотренных действующим законодательством. Само по себе нахождение истца в здании суда в металлических заградительных решетках не является безусловным основанием для признания прав истца нарушенными.

Не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 5000 рулей, в связи с нарушением неимущественных прав истца при его доставлении в спец.автомашине «буханка» от ИВС ОМВД России по г.Печоре до здания Печорского городского суда и обратно для участия в судебных заседаниях, где он испытывал неудобства, что, по мнению истца, является нарушением требования ст. 3 Конвенции, в силу следующего.

Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (статья 2).

Специальные автомобили для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, специальные железнодорожные вагоны относятся к транспортным средствам, которые используются учреждениями уголовно-исполнительной системы для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 сентября 2006 г. N279 утверждено Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы (далее - Наставление), которое действует в редакции приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 17 июня 2013 г. N 94.

В подпункте 6.1 приложения 6 к Наставлению приведены минимальные размеры камер и туалетной кабины спецавтомобилей для спецконтингента: одиночной камеры - ширина 500 мм, глубина 650 мм; общей камеры: ширина - размер определяется длиной сидений (80.1.5.2.3. а), глубина 650 мм или 1150 мм (размеры камеры для спецконтингента с двумя рядами сидений, расположенных напротив друг друга, максимальная глубина такой камеры - 1300 мм).

    В соответствии со стандартом отрасли ПР 78.01.0024-2010 "Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", принятым и введенном в действие 14 октября 2010 г. (взамен ОСТ 78.01.0002-99 от 1 июня 1999 г.) спецавтомобили изготавливаются на базе грузовых, легковых автомобилей автофургонов, автобусов; предназначены для перевозки только сидящих людей, оборудованы системой отопления, вентиляцией, освещением, биотуалетами (более 7 человек спецконтингента) (пункты 4.3, 4.5, 5.4, 5.8, 5.9, 5.10); имеют одну или две общих камеры и одиночные камеры, оборудованные сиденьями, длина многоместных сидений определяется из расчета не менее 45 см на одного человека, одноместного – не менее 42 см., минимальный размер одиночной камеры составляет 50х65 см. Планировка спецкузова с различными сочетаниями общих и одиночных камер и пассажировместимость определяются одобрением типа транспортного средства, выдаваемым органами по сертификации.

Из материалов дела следует, что для перевозки подозреваемых и обвиняемых в ОМВД России по г. Печоре используется служебный транспорт в специальном исполнении для конвойных подразделений, в т.ч. УАЗ -**** который относится к категории «оперативно-служебные». Данный автомобиль изготовлен на предприятии, имеющем соответствующую лицензию и одобрение типа ТС, выданное органом по сертификации продукции. В период эксплуатации автомобиля УАЗ -**** внесений изменений в конструкцию не производилось (л.д.223-227,230-235).

Как установлено в судебном заседании, период времени доставления истца из ИВС ОМВД России по г. Печоре до здания Печорского городского суда занимал от 3 до 5 мин. (расстояние менее одного километра).

Нахождение истца в камере спец.автомобиля, которое носило кратковременный характер (доставлялся всего 9 раз: 13.12.2016г., 09.02.2017г., 10.03.2017г., 10.04.2017г., 10.05.2017г., 01.06.2017г., 22.06.2017г., 27.06.2017г. и 28.06.2017г.), не свидетельствует о бесчеловечном отношении, и не может расцениваться как пытка, а поэтому требования о компенсации морального вреда в размере 5000 рублей не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

Также не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании компенсации морального вреда, который истец испытывал в период его этапирования в спец.вагоне из ИВС ОМВД России по г. Печоре до СИЗО -3 г. Воркуты и обратно (период следственных действий и судебного разбирательства), в размере 450 000 рублей, а также требование о компенсации морального вреда в размере 385 000 рублей из-за длительного нахождения в спец.вагоне (с 13.09.2018г. по 15.09.2018г.) из ФКУ КП-22 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, где он содержался в купе, которое было зарешечено, была антисанитария, купе размерами 3м. в длину, 1,5м. в ширину, в туалет выводили три раза, вода отсутствовала, было накурено и нечем дышать, не выдавался матрац и подушка, приходилось спать на куртке, на деревянной кушетке, не было условий для посещения туалета, приходилось справлять нужду в пакет, также он испытывал голод, что расценивается истцом как пытка и ущемленность его прав, а также вред здоровью, поскольку у него ухудшилось зрение, и ему был выписан рецепт на очки, в силу следующей аргументации.

Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по плановым и сквозным железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона.

Подпунктом 6.2 приложения 6 к Наставлению, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 сентября 2006 г. N279, предусмотрены модели специальных железнодорожных вагонов для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым и сквозным железнодорожным маршрутам, планировка, оборудование вагонов и их техническая характеристика, включая количество мест для осужденных в вагоне, количество больших и малых камер.

Так, с 2004 г. для перевозки спецконтингента используется вагон ЦМВ61-4500. В соответствии с техническими условиями на эту модель (4500.00.00.000 ТУ), вагон является 8-камерным (5 больших камер и 3 малые), количество мест - 85 (10 служебных и 75 мест для спецконтингента), большие камеры в вагоне имеют размер 205,6 x 150,9 см, малые - 205,6 x 100 см; длина полок в камерах составляет 205 см, ширина прохода - 47 см. Данный спецвагон оснащен вентиляцией и кондиционированием, освещением, отоплением, туалетом, все окна в нем снабжены решетками, конструкция которых позволяет открывать окна для проветривания вагона сдвиганием рамы окна вниз. При этом в камерах непосредственно окон не имеется, однако от общего коридора режимной части спецвагона они отделены решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое пространство.

Конструкция вагона, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. N 12. Санитарное оборудование, установленное в спецвагонах, аналогично оборудованию, установленному в стандартных пассажирских железнодорожных вагонах.

Согласно техническим условиям на модель 61-824 (ТУ 24.05.853-85) вагон для спецконтингента является 8-камерным (5 больших камер и 3 малые), количество мест - 85 (10 служебных и 75 мест для спецконтингента), большие камеры в вагоне имеют размер: ширина - 201,6 x 164 см, малые - ширина 201,6 x 100 см, ширина прохода - 47 см.

Согласно приказа Минюста России и МВД России от 09.02.2018г. №26дсп/85дсп «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции РФ и МВД РФ от 24.05.2006 №199дсп/369дсп «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» нормы размещения конвоированных лиц в больших камерах спецвагонов определены до 10 человек в больших камеры и до 4 человек в малые.

Из объяснений истца следует, что он этапировался из г. Воркуты в г. Ухта в малой камере, вместе с ним было еще два человека, что не нарушает санитарных норм, предусмотренных ведомственными нормативными актами и СП 2.5.1198-03 (для 4 человек).

Общее освещение специальных вагонов модели «****» состоит из 10 ламп накаливания, мощностью по 40 Ватт каждая, что соответствует Санитарным правилам.

Действующими нормативно правовыми актами на период конвоирования в спец.вагонах не предусмотрено предоставление спец.контингенту отдельного спального места, а также выдача им постельного белья, простыни, одеяла и подушки.

Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществляется согласно п.229 Инструкции по первому требованию, в порядке очередности по одному человеку, за исключением времени стоянки поезда в санитарных зонах.

Доводы истца о том, что в период этапирования с 13.09.2018 по 15.09.2018 из г.Воркуты в г. Ухта он длительно не мог пользоваться туалетом, так как поезд находился в отстое в г. Усинск, а после и в г. Печоре, и в это время его не выводили в туалет, ему приходилось справлять свою нужду в пакет, не может расцениваться как ущемление его прав, поскольку плановым караулом, находившимся в спецвагоне, Инструкция по выводу спецконтингента в туалет не нарушалась, поскольку спецвагон находился на стоянке в санитарной зоне.

Утверждение полномочным федеральным органом исполнительной власти Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны спецвагонов и спецавтомобилей не может рассматриваться как применение пыток, жестокого и унижающего достоинство обращения.

Также не принимаются доводы истца о том, что он испытывал голод в период его этапирования из г.Воркуты в г. Ухту, поскольку как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец был обеспечен продовольственным пайком по установленной норме (л.д.215-220), выдача питьевой воды осуществлялась по требованию заявителя, горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставлялась по графику (не менее трех раз в день). Время в пути следования от г.Воркуты до г. Ухта составило 38 час. 41 мин. (менее 2х суток) (л.д.198-199).

Жалоб на состояние здоровья, а также претензий по условиям конвоирования в течении всего пути следования и по прибытии в учреждение заявитель не высказывал, за медицинской помощью к должностным лицам караула по конвоированию не обращался.

Выданный истцу 13.11.2018г. рецепт на очки (л.д.52) не свидетельствует о том, что зрение истца ухудшилось именно из-за того, что истец на протяжении более 8 месяцев этапировался в спец.вагоне по маршруту «Печора-Воркута» и обратно.

Согласно ч.4 ст.3 УИК РФ рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

В целях обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р, предусматривает создание условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с учетом международных стандартов, в том числе стандартов Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, решений Европейского Суда по правам человека, а также требований Европейских пенитенциарных правил. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Концепции, утвержденной данным распоряжением, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели.

Следует отметить, что в соответствии с разъяснениями, данными в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней", правовые позиции Европейского Суда учитываются при применении законодательства Российской Федерации. Согласно абз. 2 п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", выполнение постановлений (Европейского суда по правам человека), касающихся Российской Федерации, предполагает в случае необходимости обязательство со стороны государства принять меры частного характера, направленные на устранение нарушении прав человека, предусмотренных Конвенцией, и последствий этих нарушений для заявителя, а также меры общего характера, с тем чтобы предупредить повторение подобных нарушений.

В настоящее время законодателем не приняты меры к изменению установленного порядка содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также конвоирования указанных лиц к месту проведения следственных действий и в судебные заседания, а также размещения их в зале судебного заседания.

При таких обстоятельствах, у государственных органов в настоящее время отсутствует объективная возможность обеспечить лицам, содержащимся под стражей иной порядок содержания.

В данном случае факт причинения истцу морального вреда не нашел своего подтверждения. Истцом не доказаны факты нарушения его прав и незаконности действий ответчиков, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется по изложенной аргументации.

Поскольку Караказак А.М. в иске отказано, а при подаче иска ему была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, с последнего подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» в сумме 300 рублей (ст. 103 ГПК РФ).

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, и на которых, истец настаивал в ходе судебного заседания (ч.3 ст. 196 ГПК РФ).

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Караказак А.М. к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению судебного департамента в Республике Коми, ФСИН России (г. Москва), ОМВД России по г. Печоре, МВД Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Взыскать с Караказак А.М. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: судья Литвиненко С.К.

    Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2019 года.

2-450/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Караказак Александр Михайлович
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказания России
Управление Судебного департамента в Республике Коми
Министерство финансов в Республике Коми
ОМВД России по г.Печоре
МВД РФ
Другие
МВД по РК
УФСИН России по Республики Коми
ФКУ КП-22 УФСИН России по РК
ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
pechora.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее