Дело №2-802/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2021 года п.Матвеев Курган
Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Цокуренко Н.П.
при секретаре судебного заседания Тищенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пивоваровой С.В. к Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить инфраструктурой земельный участок, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Пивоварова С.В. в лице представителя по доверенности Новикова М.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области, третье лицо: Администрация Ростовской области, в котором просит: 1) признать незаконным бездействие ответчика по организации обеспечения и обеспечению земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, выделенного для индивидуального жилищного строительства, предоставленного многодетной семье, водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, газоснабжением, автомобильной дорогой местного значения; 2) обязать ответчика в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать обеспечение и обеспечить до границы их земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, автомобильную дорогу местного значения; 3) взыскать с ответчика в пользу истца моральный вред в размере 1 000 000 рублей.
В обоснование исковых требований, с учетом уточненных исковых требований, представитель истца Новиков М.Ф. ссылается на то, что на протяжении длительного времени администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области не исполняла свои обязанности по обеспечению земельного участка, выделенного многодетной семье Пивоваровой С.В., инфраструктурой, целенаправленно нарушала права многодетной семьи истца. В результате неправомерных действий Администрации, выразившихся в непринятии мер для реализации многодетной семьей права постройки на выделенном участке дома, тем самым обеспечив себя жильем, истцу был причинен моральный вред, который она оценивает в размере 1000 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.
Истец Пивоварова С.В., ее представитель по доверенности Новиков М.Ф. в судебном заседании свои заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель администрации Матвеево-Курганского района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против удовлетворения исковых требований. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ст.167 ГПК РФ.
Третьи лица: Правительство Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, будучи надлежащим образом извещенными, в судебное заседание своих представителей не направили, просили рассмотреть дело без участия представителей, дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
В письменном отзыве Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области указывает на то, что министерство не осуществляет полномочия по обеспечению земельного участка муниципальной собственности инженерной инфраструктурой. При разрешении данного дела следует учитывать положения пункта 6.2 статьи 6.3 Областного закона от 22.07.2003 №19-ЗС. Сообщает, что в адрес министерства обращения о выделении средств на проектирование и строительство инженерной инфраструктуры от администрации Матвеево-Курганского района не поступало. Просит рассмотреть дело по имеющимся доказательствам в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно статье 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 8.2 Областного закона от 22.07.2003 №19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» установлено, что в целях индивидуального жилищного строительства право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, состоящие по месту их жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки на данный учет без признания их малоимущими, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними. Если указанные граждане являются опекунами или попечителями детей, то они имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков при условии воспитания этих детей не менее 3 лет.
Порядок бесплатного предоставления гражданам находящихся в муниципальной собственности земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотрен статьей 8.3 Областного закона от 22.07.2003 №19-ЗС, из пункта 6.2 которой следует, что уполномоченный орган муниципального района, городского округа, поселения не позднее чем через шесть месяцев после получения согласия гражданина на получение в собственность земельного участка в указанном в пункте 6.1 настоящей статьи месте осуществляет проведение следующих работ по формированию земельного участка:
1) выполняет в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществляет мероприятия, необходимые для государственного кадастрового учета такого земельного участка;
2) определяет вид разрешенного использования земельного участка;
3) определяет технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев предоставления земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ под системой коммунальной инфраструктуры понимается комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (подпункт 24).
Согласно статье 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 часть 1).
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1).
Статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения муниципального района относятся, в частности: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4 часть 1); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 часть 1).
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что обеспечение земельных участков, выделенных бесплатно гражданам, имеющих трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними, инженерной инфраструктурой относится к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Матвеево-Курганского района от ДД.ММ.ГГГГ № многодетной семье Пивоваровой С.В., ФИО, ФИО1, ФИО2, ФИО1 бесплатно, в общедолевую собственность по 1/5 доли каждому, предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В ходе проведения прокуратурой Матвеево-Курганского района Ростовской области проверки законности распоряжения земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена за период 2018- истекший период 2019, было установлено безответственное отношение к решению вопросов местного значения по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных в 2014-2019 годах многодетным семьям на бесплатной основе под размещение домов индивидуальной жилой застройки, расположенных <адрес> и др. земельных участков, которые не обеспечены ни газоснабжением, ни водоснабжением, ни электроснабжением, ни дорогами.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам прокурорской проверки в адрес главы администрации Матвеево-Курганского района внесено представление об устранении законодательства о землепользовании, по результатам рассмотрения которого администрацией Матвеево-Курганского района не принято действенных мер к обеспечению вышеуказанных земельных участков инженерной инфраструктурой.
Таким образом, представленными доказательствами подтверждается, что Пивоваровой С.В. со стороны администрации Матвеево-Курганского района в течение длительного времени не обеспечена возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимых индивидуальных жилых объектов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности, поэтому исковые требования Пивоваровой С.В. в части признании незаконным бездействие и возложении обязанности на ответчика обеспечить объектами инженерной инфраструктуры (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным участкам) земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, площадью 500 кв.м., подлежат удовлетворению.
В заявленных истцом требованиях предлагается установить ответчику срок для исполнения решения суда – 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Учитывая, что для исполнения решения суда в данной части требуется значительный промежуток времени и финансовые ресурсы, то предложенные истцом Пивоваровой С.В. сроки являются неисполнимыми, поэтому в данной части истцу следует отказать, при этом суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда в указанной части до ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленные требования истца Пивоваровой С.В. к ответчику о компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу статьи 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье, личная неприкосновенность являются нематериальными благами.
В пункте 2 Постановления от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» Пленумом Верховного Суда РФ дано разъяснение понятию морального вреда, под которым понимается нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В ходе судебного разбирательства истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что действиями (бездействием) администрации Матвеево-Курганского района истцу причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), поэтому оснований для удовлетворения исковых требований Пивоваровой С.В. в части компенсации морального вреда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пивоваровой С.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие и обязать администрацию Матвеево-Курганского района Ростовской области обеспечить объектами инженерной инфраструктуры (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельному участку) в срок до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 500 кв.м.
В остальной части исковых требований Пивоваровой С.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Матвеево-Курганский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 17 сентября 2021 года.
Судья Н.П. Цокуренко